Сегодня:

Новогодний праздник дает удачный повод рассказать об истории одного из самых удивительных изобретений человечества, которое мы привычно называем календарем. Используя материалы Е. Чекулаевой, проследим некоторые узловые моменты этой занимательной истории.

Слово «календарь» восходит к латинскому саlendae – первый день месяца; а оно, в свою очередь, к глаголу саlаrе, что означает «выкликать». В Древнем Риме обязанностью главного жреца было громкое провозглашение первого дня нового месяца.
В общественную практику календарь был введен египтянами еще в четвертом тысячелетии до н. э. – для исчисления времени. С древнейших времен египтяне знали начальные формы астрономии. Началом нового года они считали 19 июля нашего календаря – день, когда при восходе солнца на восточном горизонте появляется яркая звезда Сириус.
В основном календари создавались для того, чтобы облегчить людям жизнь: они сообщали, когда дожди сменят засуху, когда изменится ветер, когда созреет урожай…
Кельты делили год на холодный и теплый периоды. Деление года на две половины существовало вплоть до первых веков нашей эры.
У полинезийцев, гвинейцев, народов Восточной Африки календари представляли собой совокупность узелков, ежедневно завязываемых на особых шнурах или ремнях.
Древнегреческий историк Геродот (ок. 490-425 гг. до н. э.) одним из первых описал узелковый календарь, оставленный персидским царем Дарием, ушедшим в 512 г. до н. э. за Дунай с намерением покорить скифов. Царь приказал подчиненным, чтобы они ожидали его возвращения определенное число дней, развязывая ежедневно один узелок.
За семьсот лет до н. э. уже существовал календарь (еще до введения в общественную практику). Изобрели его римляне, и состоял он из десяти месяцев. С течением времени он был модифицирован в более удобную систему: к греческому году добавилось два месяца: январь и февраль. Первый назвали в честь древнеримского бога начал и истоков, времен и перемен, дверей и света – двуликого Януса. По поверью, он охранял входы и выходы и являлся покровителем путешественников и моряков. Он считался проводником дня на Землю.
Имя его происходит от слова «януа» – дверь, ход. Поэтому изображали Януса, как правило, с ключом в руке. В качестве бога света он открывал этим ключом небесные ворота и выпускал на землю день. У Януса был особый посох – символ покровителя путешественников и песочные часы – символ времени. Голова его имела два лица: одно обращено в будущее, другое – в прошлое (в переносном смысле двуликим Янусом принято называть лицемерного человека). На пальце правой руки – кольцо с числом 300, а на левой – с числом 65, что указывает на количество дней в году.
Как богу времени Янусу посвящались первые дни каждого календарного месяца. Особенно торжественно в Древнем Риме праздновались новогодние календы.
В феврале в Риме устраивался праздник, во имя которого сжигались выброшенные на улицы старая мебель и вещи. По-латыни жар, огонь звучит «фебруа». Март назван в честь бога войны Марса, апрель – в честь богини любви Афродиты, май – в честь покровительницы Рима богини Майи, июнь – в честь богини Юноны, жены всемогущего Юпитера. Седьмой месяц стали именовать «июль», в честь великого римского полководца Марка Антония (это слово в переводе означает «Маленький Юпитер»). После смерти римского императора Октавиана, провозгласившего себя «августом» («высшим»), так стали именовать восьмой месяц года.
Год у римлян начинался с 1 марта, поэтому декабрь считался 10-м месяцем. Именно это и означает его название. В 46 году до н. э. была проведена реформа древнеримского календаря с переходом на солнечный 12-месячный календарь. Ее осуществил прославленный полководец и правитель Рима Юлий Цезарь. Началом нового года стали считать 1 января. Теперь декабрь оказался 12-м по счету месяцем, но изменять его название не стали. Так появился Юлианский календарь.
Средняя продолжительность юлианского календаря – 365,25 дня, что соответствовало принятой в то время продолжительности суток. Чтобы не начинать год в разные дни, александрийский ученый Созиген, которого привез в Рим Юлий Цезарь, ввел следующий порядок: в течение трех лет считать в каждом году по 365 дней, а в четвертом – 366. Годы, номера которых делятся на 4 без остатка, стали называть високосными. Нередко високосный год называют годом Касьяна – злопамятного и скупого. Касьян – один из последователей Христа, который отказался помочь землепашцу вытащить завязшую телегу, о чем его просил Христос. Это сделал шедший рядом Николай. И сказал Христос: «Благое дело ты сделал, Николай. Будут люди поминать тебя два раза в году – в мае и декабре. А тебя, за то, что ты не помог, будут поминать только раз в четыре года». С тех пор год недоброго Касьяна считается несчастливым.
Новая реформа была проведена в результате неразберихи с празднованием Пасхи. Точкой отсчета служило 21 марта, день весеннего равноденствия. Но спустя века это самое весеннее равноденствие состоялось на два дня раньше – 19 марта. А к концу XVI века, согласно юлианскому календарю, – уже 11 марта. Само солнце опережало юлианский календарь.
Тогда папа Григорий XII решил, что такая путаница недопустима, и произвел великую календарную реформу. С 24 февраля 1583 года был введен «Вечный календарь Григория».
Сначала этот календарь был принят только католическим миром. Но очень скоро его правильность поняла протестантская Европа, а потом и другие страны. Только в России было тогда не до того: наступила эпоха Смутного времени.
К тому же русская православная церковь не хотела переходить на календарь, провозглашенный папой Римским. Григорианский календарь был введен в России только декретом от 24 января 1918 года, а православная церковь и поныне им не пользуется.
У древних славян год делился на двенадцать месяцев, названия которых были тесно связаны с явлениями природы.
Сечень (январь) – время вырубки леса; лютый (февраль) – лютые морозы; березол (март) – брали сок из берез; цветень (апрель) – цветение садов; травень (май) – зеленеет трава; червень (июнь) – краснеют цветы; липец (июль) – цветение липы; серпень (август) – идет жатва; вересень (сентябрь) – цветение вереска; листопад (октябрь) – опадание листьев у деревьев; грудень (ноябрь) – от слова «груда» – мерзлая колея на дороге; студень (декабрь) – студено, холодно.
Многие древнеславянские названия месяцев года позже перешли в ряд славянских языков.
Семидневная неделя пришла к нам из Вавилона. Древние греки месяц делили на три декады, а римляне пользовались девятидневной неделей, каждый девятый день которой считался рыночным днем.
Примечательно, что дня отдыха не существовало. Работа прекращалась только на время немногих религиозных праздников.
Современная система семидневной недели восходит к иудейской традиции. Христиане, следуя образцу еврейской Субботы, ввели регулярный праздник, следующий после каждых шести рабочих дней.
В Х в. с принятием христианства в Древнюю Русь пришло летоисчисление, применявшееся римлянами, юлианский календарь, римские названия месяцев и семидневная неделя, но названия дней недели – седмицы – остались свои.
Седмица начиналась с недели (с того дня, когда «нет дел»); понедельник – первый день после недели; вторник – второй; среда – средний; четверг – четвертый; пятница – пятый; суббота получила название от еврейского слова «саббат» (шабат) – день покоя.
Летоисчисление у древних славян велось от «сотворения мира», которое произошло, как считалось, за 5508 лет до н. э. Год начинался, как и у римлян, 1 марта – с началом весенних работ на полях. В Х в. (988 г.) состоялось крещение Руси, а с ним пришел и новый календарь. В Древней Руси Новый год начинался по церковному календарю 1 марта, а по гражданскому 1 сентября. В 1342 году митрополит Феогност, чтобы покончить с неразберихой, отменил мартовский Новый год, оставив и для церкви, и для мирян только сентябрьский.
Летописи свидетельствуют: 1 сентября на площади перед храмом совершалось «Действо нового лета». В Москве оно проходило на Ивановской площади Кремля. Собиралось огромное количество народа. Глава Русской Церкви, осенив царя крестом, провозглашал: «Здравствуй, царь-государь, нынешний и впредь идущия многие лета в роде и во века!» После этого государя и духовного главу всея Руси поздравляли иерархи, бояре и все сановные люди. Кланялись при этом до земли.
На следующее утро в десятом часу на той же площади царь провозглашал здравицу народу, и народ отвечал ему здравицей на многие лета. Приближенным к царю людям раздавали царские пироги, прочему народу – денежную милостыню. Тут же те, у кого была такая нужда, подавали челобитные с разными просьбами.
Первосентябрьское празднование Нового года включало в себя и много стародавних обычаев. Среди них «постриги» и «сажание на коня», сведения о которых сохранили летописи XII в. Обряд пострига совершался над сыном – первенцем в каждой христианской семье. Выстриженные на темени младенца волосы передавались матери, и она зашивала их в ладанку. Отец сажал младенца на коня, поддерживая его. Потом все садились за стол, на котором был накрыт торжественный обед. И сегодня в казачьих семьях выстригают первенцу волосы на темени, а потом сажают на коня.
Однако недолго продолжалось на Руси сентябрьское новолетие. 15 декабря 1699 года, когда на Руси «числился» 7208 год от «сотворения мира», Петр I издал Указ, который предписывал «считать Новый год не с 1 сентября, а с 1 января сего, 1700 года, и в знак того доброго начинания и нового столетнего века поздравлять друг друга в веселии с Новым годом.
По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случиться, и зажигать огни. А людям скудным каждому хотя бы по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить…»
Кстати, еще 24 февраля 1583 года в Ватикане был издан папский «Календариум Грегорианум перпетуум» – «Вечный календарь Григория», в котором добрым католикам вменялось считать «гражданский год обязательно состоящим из целого числа дней…» Россия не присоединилась к «новому стилю». Потому и Рождество, и Новый год в России стали праздновать с опозданием на неделю.
Ныне на нашем календаре торопливое время отсчитывает уже XXI столетие новой эры. Если бы на календарях было принято помещать эпиграф, то самыми уместными для него, думаю, были бы знаменитые слова «Время, вперед!».
row['name']