Сегодня:

Это наша с тобой биография!

(Окончание. Начало в № 43).

Невольно в памяти всплыл и разговор с Сикорским о «дырявой лодке», беседа с министром Антоновым, который затронул проблему движения под девизом «Работать без отстающих». Оно толком не прижилось даже у его инициаторов, на НЭВЗе, где полтора месяца назад прошел всесоюзный семинар о задачах его повсеместного внедрения. Формализм и несостоятельность партийного руководства этим движением вынуждали руководителей предприятий терпеть унизительные экзекуции ради приемлемого корректирования планов в сторону уменьшения объемов производства. Цель преследовалась одна – лишь бы в отчете министерству стояла заветная цифра 100 процентов плана. Не готовых к эксплуатации изделий, а хотя бы стопроцентная туфта.
После первого обхода ведущих цехов захожу к себе в кабинет. Тут же звоню первому секретарю горкома Шевцову, информацию заканчиваю словами: — Плана ноября не будет.
По тону собеседника чувствую, что Владимир Семенович приходит в ярость. В его голосе звенит металл:
— Этого допустить нельзя. Мы работаем без отстающих.
— Горком, может быть, и не отстает, а завод давно и весьма серьезно выбился из календарного графика. Вы, бывший начальник сборочного цеха, знаете, что из воздуха электровоз не соберешь.
— Нас такая позиция не устраивает. План должен быть.
Теперь вспылил я и бросил трубку. Не прошло и нескольких минут. Звонок из Москвы. Начальник главка Галев требует доложить о положении дел и мерах, предпринятых для выполнения ноябрьской программы.
— Ничего утешительного сказать не могу, — отвечаю. – На заводе не был четыре года. За те часы, что сегодня видел в цехах, убедился: планом и не пахнет.
— Не кажется ли вам, что подобным заявлением очерняется светлая память покойного директора? – Галев взвился на дыбы.
— Это уже удар ниже пояса. Георгий Александрович Бердичевский здесь ни при чем. Он болел и не работал почти год.
Начальник главка, явно сдерживая эмоции, тем не менее, заключил:
— План должен быть.
Связь прервалась. Но не надолго. На этот раз звонил заведующий промышленно-транспортным отделом обкома Мартыненко. Шевцов известил и его. Тихим шелестящим голосом Георгий Васильевич проговорил:
— Мне сообщили, что у вас сложности с выполнением плана ноября. Областной комитет партии надеется на вас, Василий Ильич. – И положил трубку.
Круг замкнулся. Окончательный и бесповоротный срыв плана означал, что предприятие, чей опыт работы изучает вся страна, опозорится «на всю Европу»: останется без оборотных средств на покупку сырья, материалов, комплектующих изделий, без зарплаты для коллектива. Или идти на искаженный отчет, именуемый припиской, чтобы избежать бесспорных провалов в будущем.
На первое совещание пришли Елкин, Фомин, Напрасник, Лебедев, Сумков, Трубчанинов, Куинджи, — все, от кого реально зависела судьба плана. Мой заместитель по производству Трубчанинов высказался в том смысле, что лично у него ноябрьская программа сомнения не вызывает. Это заявление у собравшихся тотчас вызвало взрыв возмущения. Особенно негодовали старший инспектор МПС Суриков и начальник ОТК Лебедев. У Трубчанинова оптимизма поубавилось. Напрасник предложил оформить «ноябрьские» электровозы «по завершению монтажом». Но для этого требовалось разрешение МПС на их «некоторую» задержку на заводе. Звоню начальнику главного управления тяги министерства путей сообщения Кельперису, прошу его согласиться с нашим лукавым предложением и дать указание заводскому инспектору Сурикову подписать отчет. «Фокус» удался. Последний электровоз в счет ноябрьского плана, как писали в те времена газеты, сияя свежей краской, покинул пределы завода 16 декабря.
Но так продолжаться не могло. Выход нашли в ускорении темпов реконструкции предприятия и изменений порядка ввода в эксплуатацию крайне необходимых пусковых объектов. Прежде всего это коснулось второго кузовного корпуса.

ПОМОГЛА РЕКОНСТРУКЦИЯБ
Сдача в строй действующих сравнительно небольшого объекта стала для всего огромного производственного организма тем целебным бальзамом, который буквально скоро дал коллективу возможность вздохнуть свободно, работать ритмично.
Корпус экспортных электровозов освободил сборочный цех от изготовления здесь тяговых агрегатов, ОПЭ-1 для горно-рудной промышленности и локомотивов, выпускаемых по заказам зарубежных государств. В традиционном же цехе сборки сложился технологический поток выпуска серийных электровозов.
Заготовительно-штамповочный корпус позволил увеличить электромашинное производство. Группа вспомогательных цехов собрала под одну крышу ремонтно-механический цех и цех механизации и автоматизации. Мало того, что они получили значительно большие по размерам и удобствам производственные площади. Уютные бытовки создали условия для соблюдения санитарных норм. Но и это не все. Преобразились условия труда в цехах электронной аппаратуры и инструментальном, в электроцехе.
Просторный корпус товаров народного потребления расшил узкие места в производстве метизов и аппаратном цехе №1. В цехе ТНП я сам недавно видел, как его начальник Александр Жирков четко наладил выпуск насосов «Малыш», электроутюгов и настольных ламп, других товаров народного потребления.
Незавидна судьба современной гальванички. Высокое светлое здание, оснащенное совершенным технологическим оборудованием, располагающее прекрасными бытовыми помещениями, как и другие грандиозные сооружения, удачно вписалось в общезаводскую планировку, в корне улучшило условия труда рабочих-гальваников. Оно было способно все другие предприятия Новочеркасска освободить от вредных в экологическом отношении, зачастую кустарных участков электрохимических процессов, само же до сих пор используется далеко не на полную мощность.
Я мог бы еще долго перечислять те заманчивые перспективы, которые раскрывали перед НЭВЗом новые просторные складские помещение, построенный землеприготовительный участок в сталелитейном цехе, пропиточное отделение в первом электромашинном, компрессорная и кислородная станции, нефтехранилище, многое другое.
Разительные перемены произошли в социальной, бытовой и культурной сферах. В жилмассив Молодежный из бараков Рабочего городка в благоустроенные квартиры переселились 420 семей, улучшены жилищные условия сотням других заводчан. Распахнули двери перед посетителями новые поликлиники и больницы, столовые и кафе, два детских сада.
Подлинным несчастьем для учителей, детей и их родителей была старая школа, в которой занятия шли в три смены. Творческими усилиями главного инженера проекта «Гипроэлектро» Червонного, моего заместителя по капитальному строительству Лизина и заместителя главного инженера Слабко были изысканы резервы в реконструкции чугунолитейного цеха и за счет этих средств, на свой страх и риск, трудовые коллективы строителей, цехов и отделов НЭВЗа, специалистов ВЭлНИИ методом народной стройки за 10 месяцев воздвигли школу на 1200 учащихся.
1 сентября 1983 года в ней торжественно прозвучал первый звонок. Просторные светлые классы заполнила звонкоголосая детвора. Для нее, отцов и матерей, многих тысяч подлинных патриотов НЭВЗа это событие стало радостным праздником труда. Школьники Молодежного поселка и сегодня учатся в одну смену.
Эффект реконструкции НЭВЗа ощутила вся страна. Если в 1978 году мы выпускали 285 электровозов, то в 1986-м – 414. Мы были готовы и в 1987 году увеличить выпуск самых мощных и надежных в мире локомотивов, но нашлись «перестройщики», которые в дальнейшем росте и укреплении экономики Родины не нуждались. У них были иные цели.
Впрочем, это уже другая тема.
Владимир Михеев,
член Союза журналистов.

***
СВЯЗЬ
Небо в звездах, как в брызгах известки.
И опять я на смену иду.
За плечом у меня авоська –
Неизменный мой спутник и друг…
Эта связь не должна порваться,
Связь рабочая – я и завод.
На меня же будет равняться
Тот юнец, что за мной идет.
Он пока что не много знает
Про горячий характер смен,
Он силенки свои примеряет
До того, как из школьных стен
В мир непознанный вовсе, новый,
Не колеблясь душою, шагнет…
И осветятся новым словом
Смысл грядущего – словом «ЗАВОД»!

ЭЛЕКТРОВОЗЫ
Зеленые лобастые машины,
Электровозы – молодость страны,
Куда бы вы сегодня
ни спешили
О нас, рабочих,
помнить вы должны.
О тех руках,
что вынянчили вас,
О тех сердцах,
что не хотят покоя,
Горя и днем
и в полуночный час.
В труде бригад,
ударников-героев.
Во все концы
страны моей летя,
Вы в передышку
под вокзальный гомон,
Взгрустнете по заводу,
как дитя
Грустит по матери
вдали от дома.
Зеленые лобастые машины,
Рабочих рук и мысли торжество,
Куда бы вы сегодня
ни спешили,
Вам не забыть
завода своего!