Сегодня:

Свои десятидневные гастроли на новочеркасской сцене Читинский областной драматический театр начал с драмы Григория Горина «Поминальная молитва», и не прогадал. Замечательная, очень яркая, очень профессионально-крепкая работа забайкальской труппы сразу показала высокий уровень театра, мастерство его коллектива.

Гости превзошли все ожидания наших любителей театрального искусства. История семьи Тевье, рассказанная читинцами со сцены, по-настоящему тронула зрителя за душу. В этом заслуга и драматурга (очень известного и рано ушедшего из жизни) Григория Горина, и постановщика – заслуженного деятеля искусств России Николая Березина, и всего коллектива читинского театра, создавшего очень добротную работу. Добротную во всём. Даже мелкий реквизит, детали которого, скорее всего, не видны дальше первого ряда, воспроизведён с точностью и аккуратностью. Уважение к мелочам оборачивается успехом в целом.
Григорий Горин создал «По-минальную молитву», основываясь на монологах «Тевье-молочника» Шолом-Алейхема, которые тот написал в течение двух десятков лет, с 1895 года по 1914. В бесхитростных историях, рассказанных от первого лица якобы самим героем автору, отражаются разные стороны жизни еврейской семьи и их соседей – обитателей маленькой деревеньки Анатовки, «которую не сыщешь даже на самой мелкой карте». Реб Тевье, как его называют односельчане, торгует молочными продуктами от своей коровы, живёт честно, пользуется уважением соседей. Да что соседи, даже сам урядник, представитель государственной власти, относится к нему с почтением. Пятью дочерьми наградил Тевье-молочника Всевышний, каждую из которых отец нежно любит, каждой желает счастья. Но старшая, Цейтл, выходит замуж не за богатого старого вдовца мясника, а за бедного портного. Средняя – Годл – отдаёт сердце студенту-революционеру и отправляется за ним в ссылку. Младшей — Хаве — полюбился русский парень Фёдор. Для набожного Тевье это невозможное дело, ведь Фёдор – иноверец. А тут ещё односельчане являются прямо на свадьбу к детям Тевье громить «христопродавцев», а потом и того хуже – из губернии приходит бумага, по которой все еврейские семьи должны в 24 часа быть выселены «за черту оседлости». Хотела семья Тевье ехать к родне, так родственники сами к ним явились. Их тоже выселили.
Удары судьбы следуют один за другим, но они не сбивают Тевье с ног. После каждого он находит в себе силы подняться, и даже улыбнуться. Чаще — сквозь слёзы. Слёзы, кстати, не условные, а самые настоящие, текут по щекам исполнителя роли Тевье – засл. арт. РФ Сергея Юлина – в нужный момент, с нужной интенсивностью. (С первого ряда это видно очень отчётливо). Актёрская техника – на высоте. От исполнителя главной роли не отстают и его партнёры. Засл. арт. РФ Татьяна Березина мастерски создаёт образ жены Тевье, Голды — мудрой, терпеливой, всё понимающей, настоящей подруги жизни. Евгений Нимаев — урядник — удивляет самобытным малороссийским говором, совсем не свойственным жителю Забайкалья. В гротесковом, комедийном ключе (но не «перегибая палку») работает засл. арт. РФ Вениамин Прохоров. Его Менахим-Мендл – профессиональный сват, страховой агент и ещё Бог знает кто и что, срывает своими репликами неизменный хохот зала. Кстати, юмора в «Поминальной молитве» для драмы, пожалуй, многовато, но, как и в реальной жизни, веселье быстро сменяется печальными, а то и трагическими нотами.
Все три часа «Поминальной молитвы» зритель – во власти сцены, она заставляет его переживать за героев, радоваться вместе с ними. В финале спектакля зал стоя аплодирует в такт «Хава-нагиле», известной еврейской мелодии, под которую танцуют читинцы, выходя из образов своих героев, живших сто лет назад в Богом забытой Анатовке. Улыбаются актёры на сцене, радуясь удачному началу гастролей, улыбаются зрители в зале, получившие большой заряд положительных эмоций. Идёт занавес. «Чудо театра» состоялось, гастроли начались удачно. А впереди ещё целая неделя разных спектаклей читинского театра. И это здорово!