Сегодня:

(Отзыв по материалам реализации проекта «Союз Добра и Красоты в своей семье найди и ты»).

Для любой принимающей семьи помимо заботы о здоровье и материальном благополучии ребёнка, важнейшей задачей является воспитание детей, т.е. постижение основ нравственности. К.Д.Ушинский говорил: «Каждый должен понимать, что мораль заключается не в словах, а в самой жизни семьи, охватывающеий ребёнка со всех сторон и поминутно проникающей в его душу». Среди факторов, которые влияют на атмосферу семьи, важное место занимают семейные традиции. Традиции — способ передачи культурного наследия не только в обществах, этносах, но. и в малых социальных группах. Приобщение приёмного ребёнка к новой социальной группе — семье, невозможно без формирования определённых традиций. Радостная, весёлая, дружелюбная обстановка в семье благоприятно действует на детей. Такая обстановка обычно складывается во время подготовки и проведения семейных праздников. Желательно как можно чаще чередовать обычные будни с непохожими на. них праздниками, где все радуются друг другу, где царят смех и задор, забота друг о друге и гордость за свою семью.
В ходе реализации проекта «Союз Добра и Красоты в своей семье найди и ты…» особое место было отведено научению принимающих семей, детей .и родителей, методике, организации и проведению домашних праздников. В ходе беседы с принимающими родителями выяснилось, что праздники во многих семьях в основном сводятся к застолью, просмотру телевизионных передач или игр за компьютером.
Как же организовать домашний праздник? Начать его можно с обычной уборки квартиры, превратив эту затею в весёлую игру. Например — книжный шкаф, это особое место в квартире и протирать его надо с особой тщательностью. Там живут феи — ведь стоит открыть любую книгу и начинаются чудеса… Так, в процессе игры ребёнок приучается к положительному ощущению, что труд всегда радость, всегда праздник, т. к. совершается на радость себе и другим. В весёлый праздник можно превратить обычную прогулку, поход в магазин, посещение друзей и родственников. Но для этого взрослые должны проявить фантазию, терпение и желание создать в семье добрую, творческую и весёлую атмосферу.
Принимающим семьям было предложено на основе семейно-бытовых праздников (дни рождения членов семьи, Новый год, начало и окончание учебного года) создать свои проекты домашних праздников. Одна группа работала над организацией праздника «К сожаленью, день рождения только раз в году», другая — «Чему учат в школе», посвященному началу учебного года, третья — «Ура, у нас каникулы». Взрослые вспоминали традиции своего народа, дети готовили из подручных материалов сувениры и украшения для дома. Отличная традиция — в дни семейных торжеств преподносить подарки. Детей этому нужно учить. В выборе подарка, как правило, следует ориентироваться на его ценность для именинника. Лучшим подарком взрослому будет вещь, сделанная руками ребёнка.
В ходе подготовки праздничных проектов возник интересный, разговор о традициях. В некоторых семьях закрепились традиции, связанные с работой на дачных участках, так например после сбора ягод — клубники, малины, вся семья лепит вареники и приглашает своих друзей их отведать. Возникли идеи о празднике «Первый кабачок», «Первый помидор», где на праздничном столе главным является блюдо из поспевшего овоща. В такой простой традиции важны взаимодействия старших и младших, проявляются отношения взаимного уважения, доверия, искренности, соучастия.
На семинаре была предложена интересная и почти забытая традиция чтения вслух. Не имеет значения, кто «ведёт чтение» — взрослый или ребёнок. Особенно хороши такие чтения зимними вечерами в ожидании нового года и Рождества или в летнее каникулярное время.
Занятия на семинаре позволили сделать вывод, что нравственно-воспитывающий потенциал семейных традиций, возникающий во время подготовки и проведения домашних праздников, огромен. Они воспитывают умение любить, уважать, понимать друг друга, чувствовать рядом с собой родного человека. Семейные традиции способствуют сплочению семьи, влияют на формирование качеств личности ребёнка, Однако, как не раз подчеркивали участники семинара, традиции не возникают сами по себе. Для их создания необходим большой и нелёгкий труд взрослых и детей.
Очень важным аспектом в этом семинаре являлось педагогическое сопровождение, которое задавало доброжелательный эмоционально-нравственный тон всего семинара, что позволило избежать назидания и сухого морализаторства.
.