Сегодня:

В Новочеркасске Путин и Медведев провели Всероссийское совещание по проблемам образования, в очередной раз пообещали улучшить положение дел в этой важнейшей сфере.
В связи с этим приведу некоторые факты.
Встречаясь в начале учебного года со студентами I курса (читаю лекции по дисциплине «Введение в специальность»), выясняю уровень их подготовки по физике, математике в пределах программы средней школы с тем, чтобы правильно построить преподавание. Убеждаюсь, что за время «реформ» (последние 15 лет) уровень знаний непрерывно снижался и к настоящему времени близок к нулевому. Из 32-х сидящих передо мной студентов на самые простые вопросы по физике отвечают 5-7 человек, на вопросы средней сложности — 2-3 человека, на сложные вопросы не отвечают даже медалисты. Насколько мне известно, примерно такое же положение и в других технических вузах. В связи с плохой подготовкой в средней школе даже в МГУ вынуждены были ввести в I-м семестре занятия по программе средней школы.
И вот на такой, с позволения сказать, «базе» надо готовить инженеров. Значительная часть студентов (30-60%) не имеет никакого желания учиться — полная апатия. Это явление приняло массовый характер по всей стране, и его можно назвать тяжелой социальной депрессией, болезнью.
Главная, коренная, причина развала среднего и высшего образования — издевательски низкая зарплата учителей, преподавателей и, как следствие, падение престижа преподавательского труда. Зато за год удвоилось число миллиардеров в стране.
Политика эта проводится сознательно и целеустремленно, прикрывается многочисленными пиар-акциями, которые усиливаются перед выборами. Совещание в Новочеркасске, по моему мнению, — одна из таких пиар-акций.
В конце 30-х годов Сталин, подводя итоги первых пятилеток, говорил: «У нас не было… (далее называется отрасль промышленности, например — тракторостроение) …у нас оно есть теперь» — и так говорилось о десятках новых отраслей промышленности. В 30-х годах были созданы могучие КБ, обеспечившие технический прогресс, лучшее в мире вооружение, использованное в Великой Отечественной войне. А теперь Путин с полным основанием может сказать: «У нас были мощнейшие отрасли промышленности: станко-, тракторо-, комбайно-, авиа-, энергомашиностроение; производство бытовой техники; обувная, текстильная промышленность и т.д.; были КБ, научно-исследовательские, проектно-конструкторские институты — теперь от всего этого остались жалкие ошметки».
В стране растет «отверточное» производство: иностранные фирмы поставляют сложную, наукоемкую продукцию, а сборочные операции выполняет наша сверхдешевая, наша, русская, рабочая сила.
Если бы Путин и его команда (в том числе и Медведев) действительно заботились о благе народа, разве отдали бы они немецкой фирме «Сименс» выгоднейший, престижнейший заказ на скоростные электровозы трассы Москва-Ленинград (сумма заказа — 14 миллиардов евро!)? По всем законам логики, патриотизма, здравого смысла они должны были отдать этот заказ лучшему в мире новочеркасскому ордена Ленина электровозостроительному заводу им. С.М. Буденного и Всероссийскому научно-исследовательскому и проектно-конструкторскому институту электровозостроения. В качестве соисполнителей к ним подключились бы несколько других научно-исследовательских организаций.
Развал системы образования, деиндустриализация страны неизбежно ведут к развалу науки. Здесь тоже сплошной пиар и никакого дела. Один пример: в 2007 году Путин собрал совещание ученых в области нанотехнологий. Но среди них не было Жореса Алферова! Не потому ли, что он занимает истинно патриотические позиции, член фракции КПРФ в Госдуме? А вот японцы вручили ему Киотскую премию и приравняли к национальным героям Японии. Они действительно, а не на словах, развивают нанотехнологии, теоретическую базу которых создал Жорес Алферов, Нобелевский лауреат.