Сегодня:

На широкие экраны вышел «Беовульф» – 3D мультфильм Роберта Земекиса, повествующий о жизни и подвигах отважного витязя из народа гаутов.
Древняя англосаксонская поэма, относящаяся к концу VII – первой трети VIII века, не дает покоя кинобратии с незапамятных времен. Самой известной (и самой провальной) попыткой перенести на экран знаменитую сагу стал категорически невнятный трэш с Кристофером Ламбертом; сравнительно недавно на экраны вышла картина «Беовульф и Грендель», ничем особенным не отличившаяся. Нынче предыдущие неудачные опыты забыты напрочь: зрители всего мира оживленно обсуждают новую экранизацию эпопеи в исполнении заслуженного деятеля Голливуда Роберта Земекиса («Кто подставил кролика Роджера», «Назад в будущее», «Смерть ей к лицу», «Форрест Гамп»).
Строго говоря, «Беовульф» образца 2007 года к классическому кинематографу относится весьма посредственно. Хотя предыдущая лента Земекиса – детское рождественское фэнтэзи «Полярный экспресс», созданное на основе первых 3D технологий – в мировом прокате с треском провалилась, оскароносный режиссер вознамерился продолжить свои изыскания в области компьютерной анимации. Время шло, процесс дешевел, техническая сторона вопроса совершенствовалась. И вот, наконец, результат – полностью «нарисованный» на компьютере фильм, с участием оцифрованных звезд. Даже не фильм – брутальный 3D мультик стоимостью в сто пятьдесят миллионов долларов. К сожалению, подавляющая часть россиян возможности узреть творение Земекиса во всей красе лишена начисто: 3D кинотеатров у нас ничтожно мало (причем расположены они исключительно в столице), а заведение с 3D IMAX (технологией, позволяющей ощутить эффект присутствия) – и вовсе одно на всю страну. Впрочем, чтобы там ни говорили искушенные ценители, получить удовольствие (пусть и неполное) от «Беовульфа» в традиционном двухмерном формате можно и нужно.
Даже на обычном экране достоинства земекисовских спецэффектов сразу бросаются в глаза. Невероятной красоты пейзажи, предельно убедительные чудища, кровавые поединки – все выполнено на высочайшем техническом уровне. Великолепна прорисовка героев: если уж нам показывают, к примеру, чью-нибудь бороду, то будьте уверены – в ней даже количество волосков подсчитать можно. Впечатляют и перспективы, открываемые 3D для кино. Всего за один съемочный день анимационного Беовульфа (Рэй Уинстон) снабдили телом Аполлона – притом, что в жизни актер весьма упитан, чтобы не сказать – толстоват. Инфернальная мать Гренделя (Анжелина Джоли) – квартирующая в озере хвостатая золотокожая дива – напротив обзавелась бюстом размером с колесо и прочими завлекательными прелестями. В неизмененном виде остался только Хродгар: у Энтони Хопкинса, играющего короля, и в жизни, и в кино все свое, как на приусадебном участке.
Максимальное количество нареканий и споров вызвал сюжет земекисовской анимации. Особо продвинутая общественность (каковой после премьеры вдруг развелось, как грибов после дождя) с мукой в голосе обвиняет Голливуд в «двухчасовом надругательстве над великой легендой»: почто, мол, изуродовали и переиначили полный первобытной красоты и мощи литературный памятник. Насчет «переиначили» возразить сложно, – «Беовульф» Земекиса порядком отличается от своего литературного предшественника, – но с остальным можно и поспорить. Те, кто действительно знаком с англосаксонским эпосом (а не прочел по диагонали краткое содержание в энциклопедии), знают, что «Беовульф» – произведение в известной мере нудное. И дело тут даже не в том, что без специальной подготовки продраться сквозь архаичный язык и аллитерационный тонический стих мудрено. Подавляющую часть древнего текста занимают пребанальные сцены поединков вкупе с монотонным перечислением сокровищ и наград; никаких откровений (если не считать таковыми любовно выписанные златоблещущие лезвия, шейные обручи и инкрустированные браслеты) читателя не ждет. «Беовульф» интересен не столько фабулой, сколько противоречивой идеологической ситуацией, столкновением на одних страницах изгоняемого язычества и нарождающегося христианства. Представить себе адекватную экранизацию, отражающую именно эту, главную особенность саги, лично я не в силах.
Если не зацикливаться на несоответствии фильма литературе, приходиться признать, что сценаристы Нил Гейман и Роджер Эвери (первый написал знаменитую «Звездную пыль», второй и вовсе известен, как соавтор «Криминального чтива») потрудились на славу. Их «Беовульф» – это, несомненно, эпос, но эпос постмодернистский. Формально все ключевые моменты оригинала (нападение Гренделя на Хеорот, прибытие героя, битва с Гренделем, его матерью и драконом, смерть Беовульфа; не забыта даже вставная новелла о состязании пловцов) аккуратно перенесены на пленку, однако многое из перечисленного в интерпретации Геймана-Эвери приобретает принципиально иной смысл. Если у древних сказителей преобладал мотив проклятого золота, приносящего людям беды и даже смерть, то в «Беовульфе» Земекиса источником несчастий становится человеческая слабость. Прекрасная демоница с телом неодетой Анджелины Джоли непобедима потому, что даже самые могучие герои не способны перебороть свою мужскую сущность, – ход не то чтобы оригинальный, но вполне достойный. Впрочем, Земекис не был бы Земекисом, если бы его «Беовульф» оказался простым переосмыслением англосаксонской поэмы. Как и прочие работы режиссера, новый фильм полон фирменного стеба – как откровенного, «в лоб», так и более мягкого, заметного только ценителям. Типичный пример первого – финал с его недвусмысленной пародией на культовый «Основной инстинкт», второго – невероятно красивая и зрелищная битва с драконом, в процессе которой зрителю демонстрируют все возможные и невозможные фэнтэзи-штампы.
Попробую резюмировать вышесказанное. В творении Земекиса зритель вряд ли найдет психологически убедительные характеры, глубокие философские выводы и прочие неотъемлемые фишки Настоящего Серьезного Кино. «Беовульф» – это стопроцентный фильм-развлечение, фильм-сказка, фильм-праздник. Он вряд ли угодит ценителям артхауса, пафосных эпосов и англосаксонских поэм. Зато зритель, не чуждающийся «кинишек к попкорну» и при этом ценящий качественные неглупые развлечения, наверняка будет в восторге. Приятного просмотра!
row['name']