Сегодня: 19 апреля 4082, Воскресенье

«В завершение планерного совещания Анатолий Волков сообщил, что … в следующем году чада от старой мусорной свалки уже не будет».
(«Новочеркасские ведомости», № 29, 18 июля 2006 г.).

В редакцию «ЧЛ» обратились жители хутора Татарки. Председатель мусульманской общины г. Новочеркасска И.И. Сиит принес свое письмо, к которому приложил копии обращений к мэру А.П. Волкову. Под одним из них, в котором, в частности, ставится вопрос о закрытии городской свалки, собрано 335 подписей (для справки: население всей Татарки – не более пятисот). Ответ пришел, конечно, не от мэра – от его зама Е.Ф. Мавдрикова. Подготовленный в стиле «В огороде бузина, а в Киеве дядька»:
— Когда решится вопрос о закрытии городской свалки в нашем поселке? – спрашивают жители Волкова.
— Проектно-сметная документация на строительство мусороперерабатывающего завода, мусороперегрузочной станции и полигона твердых бытовых отходов проходит согласования и экспертизу, — отвечает за шефа Мавдриков. – После получения положительного заключения экспертизы будет рассматриваться вопрос о возможности финансирования строительства.
Знающие люди (в их числе начальник отдела экологии городской администрации Н.П. Милин) говорят: даже после введения в строй долгостройного «мусороперелопачивающего» чуда действующую свалку не закроют. Гореть и чадить она не перестанет. А должна перестать! Поэтому мы публикуем сегодня поступившее к нам письмо, сопроводив его фотографиями корреспондента «ЧЛ».

Дату основания хутора Татарский точно определить не смог никто. По рассказам и поверьям живущих и давно ушедших в мир иной старожилов, хутор Татарский существовал со времен правления Ивана Грозного. После падения и взятия Казани в 1552 году войсками Ивана Грозного жившие там татары и жители окрестных сел, имеющие татарские корни, бежали на Дон от насильственного крещения — христианизации. Этими беженцами и пополнился хутор Татарский. Население хутора в то время в основном составляли нагайские татары, также жили и представители других народов, исповедующих ислам. Хутор имел своего атамана, была своя мечеть, в которой проводились богослужения. Была школа грамотности медресе, в которой обучались дети. В хуторе имелось огражденное кладбище, на котором хоронили мусульман, и хоронят поныне.
Являясь казаками, хуторяне призывались на военную службу. Принимали участие во всех боевых действиях, которые происходили в те времена. Принимали активное участие в строительстве самого города Новочеркасска и Войскового Собора.
Во времена гражданской войны многие хуторяне уехали, а те, кто оставался в хуторе, были раскулачены, репрессированы. В хуторе началась коллективизация.
Прошли годы, и грянула Великая Отечественная война, которая не обошла стороной и хутор Татарский. Мужское население было призвано в армию. Основная работа в тылу легла на плечи женского населения хутора. При сооружении оборонительных сооружений была разобрана мечеть и разгорожено кладбище, а при рытье противотанкового рва это кладбище наполовину засыпали землей.
После окончания войны начались восстановительные работы — городу нужны были стройматериалы. Склоны, находящиеся под хутором, имели залежи песка и ракушечника. Стали появляться карьеры по разработке полезных ископаемых, которая продлилась до середины 70-х годов. В отработанный карьер стали ссыпать мусор, сначала строительный, а потом и все остальное. Так и образовалась городская свалка.
Эта свалка своим мусором засоряет хутор и оскверняет мусульманское кладбище. А ведь на этом кладбище лежит прах тех, кто строил этот город, защищал его в годы войны и поднимал после разрухи народное хозяйство. Горение свалки задымляет округу и хутор днем и ночью, по склону свалки сгорают деревья, что нарушает экологию хутора и самого города. Из-за этой свалки хутор превратился в криминогенную зону.
Земля, на которой жили наши предки, стала не пригодной для жилья, поэтому не подлежит приватизации. Неоднократные обращения жителей хутора Татарский, а также мусульманской общины к властям города с просьбой разрешить оформить право собственности на землю не дали положительных результатов.
Обращаюсь к вам, жители славного города и предприниматели, с просьбой проявить активность, добиться закрытия свалки. Чтобы улучшить экологию и оздоровить климат нашего города Новочеркасска.
С уважение к вам –
жители хутора Татарский и потомки тех, чей прах покоится на мусульманском кладбище, а также — мусульманская община города Новочеркасска.
Да поможет нам Бог в наших благих начинаниях!

Председатель мусульманской общины г. Новочеркасска И.И. Сиит.

От «ЧЛ». Наш корреспондент проехал в Татарку вместе с И.И. Сиитом и подтверждает: горящая свалка наползает на хутор. От огня гибнут деревья. Задыхаются в дыму люди. Мусор засыпает кладбище. А на свалке живут, копаясь в отходах, бомжи – непременные «атрибуты» криминогенной зоны.