Сегодня:

Кино
На российских экранах – исторический боевик Олега Ряскова «Слуга государев».

Современное отечественное коммерческое кино – явление настолько специфическое, что впору выделять его в отдельный жанр. Виной тому увековеченный классиком русский бунт, бессмысленный и беспощадный. Любая, даже самая удачная идея в исполнении наших фильмоделов превращается в очередной «ответ Голливуду», блестящий и пустой, как мыльный пузырь. Невольно вспоминается анекдот о рабочих переоборудованного спецзавода, которые честно пытались производить посуду, но все равно получали автомат Калашникова… Стоит ли удивляться, что единожды обжегшегося на отечественном блокбастере зрителя в кинозал невозможно заманить ни лаской, ни таской?

Вопреки вышесказанному, «Слуга государев», вышедший в прокат аккурат перед Днем защитника Отечества, общей участи успешно избежал. При всем размахе новой картины – десять миллионов долларов бюджета, сорок исполнителей, шестьсот человек массовки – перед нами произведение, отнюдь не покушающееся на голливудские лавры. Возможно, все дело в том, что режиссер и сценарист Олег Рясков ориентировался на лучшие образцы не столько американского, сколько европейского кинематографа. И, надо сказать, сделал совершенно правильный выбор: как ни крути, а чрезмерно пафосные и неубедительные голливудские «исторические боевики» имеют к истории еще меньшее отношение, чем, скажем, романы Александра Дюма-отца. Благотворно сказался и рясковский опыт документалиста: до того, как приступить к съемкам собственной ленты, режиссер отметился в телепроектах «Тайны века» и «Колесо истории».
В основу сценария новой ленты легли подлинные воспоминания некоего шевалье де Брезе, высланного Людовиком на службу к Петру I. В свое время записками французского дуэлянта заинтересовался сам Александр Сергеевич Пушкин, однако переработать реальную основу в роман солнце русской поэзии, увы, не успел. Олег Рясков, узнавший о существовании мемуаров де Брезе во время работы над очередным документальным фильмом о Петре и царевиче Алексее, благополучно завершил начатое классиком дело. Коротко говоря, сюжет «Слуги государева» выглядит следующим образом. Людовик Четырнадцатый высылает из страны двух задиристых дворян – ля Буша и де Брезе, – сцепившихся из-за карточной игры с участием монаршей фаворитки Шарлотты де Монтерей. Один дуэлянт отправляется к королю Карлу шведскому, другой – к царю Петру российскому, и оба, как Розенкранц и Гильденстерн, везут с собой «письма смерти». По дороге в Россию де Брезе знакомится с Григорием Вороновым – отважным офицером, дружным с Петром и Меньшиковым еще со времен Потешных полков, и расследующим запутанную историю Черного Всадника – не то разбойника, не то привидения, систематически нападающего на одиноких путников. Герои вместе отправляются к царю, по дороге успевая пережить массу приключений, сдружиться и ранить в ногу Карла шведского. После Полтавской битвы Григорий заслоняет от пули царя Петра и героически погибает, а де Брезе усыновляет детей товарища и покидает Россию вместе с присоединившейся к нему Шарлоттой.
Качественный, выдержанный и хорошо проработанный сценарий – первый из череды козырей «Слуги государева». Благодаря ему лента вышла достаточно авантюрной, в меру пафосной, немного ироничной и более чем занимательной. Почти все характеры – от монархов до простых крестьянок – выписаны живо, подробно и убедительно, так что в историю, рассказанную Рясковым, веришь как-то сразу и бесповоротно. Великолепен дуэт нашего Воронова и «их» де Брезе: герои являют собой пример не только крепкой мужской дружбы, но и совершенно разного подхода к жизни. Если шевалье – представитель разлагающейся империи – покидает родину из-за дурных отношений с монархом и ставит во главу угла собственное благополучие, то Григорий – слуга империи зарождающейся – живет и умирает за царя и отечество. Впрочем, при всей разности позиции герои схожи в одном: оба делают свой выбор самостоятельно. Нехитрая, в сущности, мысль о том, что кесарям, конечно, кесарево, но жизнь каждый строит сам, смотрится тем свежее и интереснее, что для жанра исторического боевика четкое разграничение государственного и личного, мягко говоря, нетипично.
Хотя более-менее известных исполнителей в фильме раз-два и обчелся, актерские работы «Слуги государева» более чем хороши. Весьма органично смотрится в роли галантного шевалье похожий на молодого д’Артаньяна Дмитрий Миллер (де Брезе), довольно убедителен мрачно-обаятельный Валерий Маликов (ля Буш). Впрочем, по части лицедейства впереди планеты всей уверенно выступает Александр Бухаров (Григорий Воронов), известный широкому зрителю по роли Волкодава в одноименном фильме.
Особого упоминания достойно воссоздание в картине колорита эпохи. Несмотря на то, что на подготовку фильма, включая пошив костюмов, изготовление оружия и постройку сложнейших декораций, ушел всего год (собственно съемки и вовсе заняли три с половиной месяца), Рясков демонстрирует зрителю самое, что ни на есть, подлинное восемнадцатое столетие. Костюмы, грим, манеры, обстановка – все на месте, все соответствует. Откровенно радует речь: все без исключения персонажи-иностранцы разговаривают на родных языках – французском, польском, шведском. Неудивительно, что публика, привыкшая к тому, что в отечественном историческом кино по-русски разговаривают даже английские лорды и немецкие послы, натурально шалеет от восторга. Впрочем, в атмосферу полного счастья зал погружается во время дуэльных сцен: фехтования такого уровня не только в отечественном, но и в мировом кинематографе не было чертовски давно.
Справедливости ради, стоит отметить и немногочисленные минусы картины. Во-первых, лучшего оставляет желать подбор исполнителей на роли монархов: признанный красавец и любимец дам Людовик XIV в картине превращается в малопривлекательного гражданина с тараканьими усами и изрытым оспинами лицом, а худой и немолодой уже Петр I чудесным образом сбрасывает десяток лет и набирает десяток килограммов. Во-вторых, при всей визуальной красивости «Слуги государева» французской части ленты недвусмысленно недостает хороших видов замков, этой своего рода визитной карточки любого европейского исторического боевика. Понятно, что отправлять съемочную группу в Версаль накладно и долго, однако выдать за французскую достопримечательность какой-нибудь шедевр питерской архитектуры не так уж и сложно. В-третьих, общее впечатление от великолепно поставленных дуэлей несколько портит принятая в нынешнем блокбастеростроении дерганая манера съемки. «Живая», мечущаяся то туда, то сюда камера отвлекает зрителя, мешая ему как следует рассмотреть красивейшие поединки. Что, естественно, не может не раздражать.
Впрочем, все эти незначительные, в сущности, мелочи, полностью перевешивает главное достоинство фильма Ряскова. «Слуга государев» доказал, что российское развлекательное кино может вылезти из пеленок переходного возраста и показать себя во всей красе – было бы желание. Окажется ли эта кинематографическая ласточка первой или единственной, покажет время.
row['name']