Самуил Маркович оказался прекрасным собеседником и очень приятным в общении человеком. Если бы я не знал о его возрасте, то решил бы, что ему лет на 10 — 15 меньше, чем на самом деле. По его словам, своим долголетием он обязан древней игре мудрецов — шахматам. Правилам этой игры юного Самуила обучил его дачный товарищ Борис. Дело было летом 1928 года в окрестностях Одессы, родного для Самуила Марковича города. Едва познакомившись с новой для себя игрой, Самуил тут же поставил мат своему «учителю». С того памятного лета шахматы стали для С.М. Жуховицкого самым важным делом его жизни.
Была и служба в армии, и учёба во время войны в танковом училище, недолгое из-за проблем со здоровьем участие в боях, служба в тыловых частях. Потом демобилизация, исторический факультет сначала Одесского, а потом Ленинградского университетов, работа учителем истории в школе. Но шахматы были всегда, шахматы для Самуила Марковича были на первом месте.
В 17 лет он обыграл экс-чемпиона СССР Верлинского, когда тот приезжал в Одессу. Будучи ещё очень молодым человеком, он встретился за шахматной доской с экс-чемпионом мира кубинцем Хосе Раулем Капабланкой.
— Я играл с ним две партии, — вспоминает Самуил Маркович, — первую проиграл, а в сеансе одновременной игры я стал одним из двух победивших мастера.
Здесь надо заметить, что Х.Р. Капаб-
ланка в шахматном мире считается одним из лучших игроков, проводивших сеансы одновременной игры. За свою жизнь он дал 491 сеанс, в ходе которых сыграл 13545 партий. Есть в этой статистике и партия, которую чемпион мира проиграл Самуилу Жуховицкому.
Командование части, в которой Самуил служил срочную (а было это на Дальнем Востоке), с уважением относилось к способностям Жуховицкого. Его даже отпускали на соревнования. Из армии С.М. Жуховицкий вернулся мастером спорта.
— В войну было не до турниров, но перед демобилизацией я играл в полуфинале первенства СССР в Киеве, — говорит Самуил Маркович.
В 1967 году на Спартакиаде народов России он завоевал первое место. Тогда у Самуила Марковича были очень сильные противники. Среди участников спартакиады был будущий чемпион мира Борис Спасский, международный гроссмейстер, победитель Всемирных шахматных олимпиад Лев Полугаевский, другие известные шахматисты. Играл Самуил Маркович и с чемпионом мира среди юниоров, будущим чемпионом мира Анатолием Карповым. Их встреча закончилась вничью. В 1967 году
С.М. Жуховицкий стал мастером спорта международного класса.
— Когда в 1969 году я играл в чемпионате СССР, — улыбается мой собеседник, — я был единственным из участников, который родился ещё до революции.
Тогда он занял первое место.
В 1999 году, разменяв девятый десяток, Самуил Маркович участвовал в чемпионате России среди ветеранов, который проводился в Москве, и, поделив 2 и 3 места с мастером международного класса, завоевал «бронзу». В 2000 году на турнире, посвящённом 55-й годовщине Великой Победы, он занял первое место. Последний турнир, в котором играл Самуил Маркович, проводился в 2002 году в Элисте, и был посвящён памяти Михаила Ботвинника.
— Сейчас в соревнованиях не участвую, волнуюсь, давление повышается, — пояснил Самуил Маркович.
У него до сих пор есть ученики, и работа с мастером приносит им заметные успехи. Сколько учеников было у него за всю жизнь, никто не знает, в том числе и он сам.
— Пока у меня есть ученики, я нужен, я живу, — говорит Самуил Маркович.
— А вы хотели бы сыграть в шахматы с машиной, как Крамник? — задаю провокационный вопрос.
— Нет, — отвечает мой собеседник, — с человеком интереснее, в шахматах ты с противником соревнуешься разумом, логикой.
Он до сих пор тренирует свой разум, то занимается английским языком, то штудирует курс русского. Любит
А.П. Чехова, перечитывает «Войну и мир», «Тихий Дон».
На вопрос, в чём секрет его долголетия, он отвечает, что, во-первых, это шахматы, во-вторых — умеренность во всём. Он старается жить спокойно и спокойно ко всему относиться.
— На ночь никогда не ест, питается вообще по часам, мясу предпочитает рыбу, — добавляет супруга С.М. Жуховицкого Галина Григорьевна.
Я был у Жуховицких накануне юбилея, а двенадцатого декабря им пришлось принимать гостей. Было много поздравлений, много пожеланий, его благодарили за добро, которое Самуил Маркович сделал очень многим людям в своей долгой жизни, желали здоровья.
— Вы только не пишите, что я гроссмейстер, — предупредил меня он, — нормы на это звание я не выполнил. Там должен быть определённый коэффициент турнира, специальные нормативы. Все удивляются этому, но не получилось.
Может быть, это и так, но он всё же гроссмейстер — мастер, который сумел замечательно разыграть многоходовую партию своей жизни, в которой разные обстоятельства, проблемы и неурядицы, провалы и неудачи, беды и недуги (они есть в жизни каждого человека), не смогли поставить ему мат. Свою главную партию гроссмейстер ещё играет.