Сегодня:

«Как нельзя представить Великую Отечественную войну без голоса Юрия Левитана, так невозможно представить себе спортивные репортажи пятидесятых-восьмидесятых годов без голоса Николая Николаевича Озерова».
Михаил Ульянов, актер, художественный руководитель Государственного академического театра им. Е.Вахтангова.

Если человек талантлив, то его талант проявляется во всем. Все свои прожитые 75 лет Николай Николаевич Озеров был безмерно предан театру, телевидению, спорту, радио, кино, эстраде. Во всем этом и проявился его талант. Все это и было его жизнью, дополняло друг друга. Вначале спорт помогал артистической деятельности, а затем актерское мастерство — комментаторскому искусству. Ведя свои многочисленные спортивные репортажи на радио, а позже, на телевидении, он, в сущности, был человеком немногословным и конкретным, излучавшим биотоки удивительного обаяния.
Мы познакомились в 1980 году, летом. В дни проведения XXI Московской Олимпиады, где я был аккредитован как фотокорреспондент, на выступлении чемпиона мира по штанге, нашего земляка, самого сильного человека планеты Василия Алексеева. Знаменитый штангист и представил меня Николаю Николаевичу во время тренировки в Измайловском тяжелоатлетическом комплексе, где телекомментатор брал интервью у чемпиона, подчеркивая, что Василий наш земляк — богатырь казачьего Тихого Дона.
Олимпийские игры в Москве проводились впервые, принесли много радости и печали. Капиталистические страны бойкотировали московскую Олимпиаду, отказавшись приехать в столицу СССР. В конце июля умер Владимир Высоцкий, которого Москва хоронила уже на излете Олимпиады, загородив проспекты грузовыми автомашинами, фактически скомкав церемониальный процесс торжественного погребения Великого Поэта, Певца и Актера. Грустный и печальный нюанс московской Олимпиады…
Радостной и запоминающейся была для меня поездка на знаменитую дачу Николая Николаевича в Загорянку и встреча с его очаровательной супругой Маргаритой Петровной. Милая, умнейшая, интеллигентная женщина. Прекрасные дети — Надя и Коля. Дочь сейчас работает на телевидении, а сын закончил институт физкультуры, увлекается автомобилизмом. Родной брат Николая Николаевича, Юрий — кинорежиссер, лауреат Ленинской и нескольких Государственных премий, народный артист СССР и России, снявший около тридцати фильмов. Вы их, конечно, помните: «Арена смелых», «Сын», «Кочубей», киноэпопея «Освобождение» и другие. Яркой печатью таланта отмечен и отец Озеровых, тоже Николай Николаевич, народный артист России и СССР, профессор Московской консерватории. Более тридцати лет он пел на сцене Большого театра (с 1912 по 1946 год). Зрители тех лет помнят его исполнителем главных партий в операх «Отелло», «Пиковая дама», «Кармен».
Трехкратный олимпийский чемпион по хоккею Саша Рагулин рассказывал: «Это не я придумал, что талантливый человек талантлив во всем. В Лозанне (на чемпионате мира по хоккею в 1961 году, — прим. автора) накануне очередной игры мы коротали вечер в холле гостиницы. В углу стоял рояль. К нему подошел Вадим Синявский. Открыл крышку и пробежал пальцами по клавишам. Кто-то из игроков подал ему стул, а справа, где обычно располагаются вокалисты, уже стоял Николай Николаевич Озеров со своей обаятельной улыбкой, обрадовавший нас: «Мы приготовили для вас небольшой сюрприз. Я сейчас спою, а Вадим Святославович мне подыграет». Он пел русские романсы «Я встретил вас», «Однозвучно звенит колокольчик», алябьевского «Соловья». Вся хоккейная сборная СССР того времени обалдела, да-да, именно обалдела, слушая его. Не ожидали… Почти сорок лет прошло с тех пор, но тот концерт Озерова хорошо помню и по сей день. Талант! Слов нет».
А как он играл в теннис! Это надо было видеть. Сорок пять раз он был чемпионом страны. Выиграл почти 170 турниров всесоюзного и международного значения. В то время золотые медали разыгрывали по принципу «лето-зима». Шесть медалей. По три в сезон…

Музей Николая Озерова — в кабинете хозяина

Организатором и хранителем музея была советник-консультант председателя Центрального и российского советов общества «Спартак» Николая Николаевича Озерова — Елена Владимировна Бешкета. В основном здесь были фотографии, отображавшие все кардинально важные вехи жизни знаменитого хозяина музея и других известных миру спортсменов.
Автору этих строк довелось быть в офисе «Спартака» на Озерковской набережной № 50 11 декабря 1992 года и вести фотосъемку, когда в гости к мэтру ехали почитатели его таланта со всей страны. Ехали они с цветами и ценными подарками. А какие люди побывали в офисе на Озерковской набережной в этот день! Назову лишь некоторых. Мария Исакова, первая чемпионка СССР по конькобежному спорту, которой уже тогда исполнилось более восьмидесяти лет. Певец, киноактер и замечательный сосед Олег Анофриев, живший в одном доме с Николаем Николаевичем. Отари Квантришвили — президент Фонда защиты спортсменов имени Льва Яшина, Нина Ерёмина, Евгений Майоров, Анатолий Малявин, Владимир Маслаченко, Георгий Саркисьянц — друзья и ученики спортивного комментатора Николая Озерова. Мы держали в руках чемпионскую ленту, которая есть у любого известного спортсмена. На ней сорок пять золотых медалей за победы в чемпионатах страны по теннису, почетные знаки Лауреата государственной премии СССР и премии Союза журналистов. На этой же ленте пятнадцать орденов и медалей, которыми Родина отметила яркий многолетний труд Николая Озерова… но, извините. На этой ленте уже не пятнадцать, а шестнадцать правительственных наград. В тот юбилейный вечер в Колонном Зале Дома Союзов председатель Всероссийского национального Олимпийского Комитета Виталий Смирнов надел на грудь юбиляра блистательный и почетный Олимпийский орден.
До конца своих дней Николай Николаевич Озеров был беззаветно предан спортивному обществу «Спартак», председателем Российского совета которого был до полной остановки своего яркого спартаковского сердца. Жизнь свою без «Спартака» не представлял, но никогда не считал себя чиновником, хотя должность ко многому обязывала. Сегодня многие российские граждане не знают о том, что в свое время было вынесено головотяпское решение об упразднении спортивного общества «Спартак», помешавшего кому-то из советских элитных «держиморд». Не все россияне сегодня знают о том, скольких усилий и нравственных сил стоила Николаю Николаевичу борьба за возрождение «Спартака», за отмену нелепого чиновничьего указа. Немалая работа была проведена на многих уровнях. Благотворительные встречи, вечера, помощь инвалидам и детям Чернобыля. Бесконечные заседания и совещания выводили его из себя, но надо было терпеть ради большой цели. Мало кто был заряжен на то, чтобы жить и работать во имя людей. Делили портфели и должностные кресла. С такими «специалистами» Николай Николаевич почти не общался и старался избавиться от их услуг.
У него было много друзей в среде спортсменов. Братья Майоровы, Никита Симонян, Всеволод Бобров, Алексей Парамонов… Всех не перечислишь. Особенно тепло он относился к Лёве Яшину и Эдику Стрельцову.

Берегите родителей — они не имеют возраста

Третьего декабря 1992 года резидент Российской Федерации Борис Ельцин подписан в Кремле Указ о награждении орденом «Дружбы народов» председателя российского Совета спортивного общества «Спартак» Николая Николаевича Озерова за большой личный вклад в развитие и пропаганду физической культуры и спорта, укрепление дружбы между народами. И еще можно было добавить: «За активное участие в возрождении спортивного общества «Спартак»!» Спасибо Вам, Николай Николаевич! Большое человеческое спасибо! И тогда, в 1992 году, стены Колонного дрожали от грома аплодисментов в честь юбиляра. Приветствия, пожелания, поздравления. Народ пришел пожелать здоровья своему любимцу, истинному «спартаковцу». Теперь понимаете, почему «Спартак» не мог не возродиться?
Родной брат Николая Николаевича Юрий, лауреат Ленинской и Государственных премий, делал фильм об Олимпиаде в Москве «О спорт, ты — мир!». Николай Николаевич снялся в нем, получив очередное лауреатское звание. Артисты эстрады подготовили юбилейный концерт, в котором приняли участие Геннадий Хазанов, Иосиф Кобзон, Валентина Толкунова, Владимир Винокур, Лев Лещенко, Александра Пахмутова и Леонид Добронравов, Михаил Ульянов, Вячеслав Шалевич, Владимир Никулин, Борис Брунов и многие, многие другие, помнившие знаменитое озеровское «ГО-О-О-О-ОЛ!» на всех континентах, на всех известных стадионах мира.
Все имеет свой конец, к сожалению. Закончился и тот замечательный вечер в Колонном зале Дома Союзов. Почти пять лет спустя закончилась жизнь кавалера Олимпийского ордена, председателя российского Совета спортивного общества «Спартак», заслуженного мастера спорта, Народного артиста России Николая Николаевича Озерова. Он ушел из жизни 2 июня 1997 года, не дожив до своего 75-летия несколько месяцев.
Но жизнь продолжается во всех ее проявлениях. Летом 1997 года в г. Волгограде завершились зональные соревнования Юга России по футбол, в которых приняла участие команда Волгодонской вспомогательной школы-интерната № 14, занявшая второе место. Чуть позже эти мальчики играли в Сочи в финальных соревнованиях, организатором которых был фонд имени Николая Озерова.
И о самом гнусном и печальном. Через два месяца после похорон Николая Николаевича в газете «Труд» от 23.07.97 было напечатано заявление Центрального и российского Советов международного общества «Спартак», в котором шла речь о следующем — в ночь на 21 июля 1997 года на Введенском кладбище города Москвы вандалами осквернена могила спортивного комментатора Николая Озерова. Сожжен его портрет, венки, цветы. Огонь повредил деревья, памятники и ограды соседних могил. По-видимому, этот «подвиг» на совести (если она у них есть…) подонков из числа хулиганствующих молодчиков, привыкших все крушить при полном попустительстве наших так называемых «правоохранительных» органов. Только нелюди могли пойти на такое. Все «спартаковцы» были возмущены этим преступлением и требовали наказать вандалов.
Дикое и невежественное деяние, считавшееся в России великим и тяжким грехом. Так уж случилось, что по поводу почти подобного пять лет назад в беседе со мной 11 декабря 1992 года Отари Квантришвили, словно чувствуя свою кончину от рук мерзавцев, заметил: «Человек, который не помнит о своих родителях и не думает о своих детях, не может быть человеком. Берегите родителей, они не имеют возраста…»