Сегодня:

На встречу с Тамарой Александровной Ковалёвой, начальником налоговой инспекции (официально это учреждение называется очень длинно: “Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации №13 по Ростовской области”) я шёл без особого энтузиазма. Ну, во­первых, что может быть скучнее, думал я, работы налоговиков? Во­вторых, уже имел определённый опыт общения с этой организацией.
Тамара Александровна оказалась совсем
непохожа на “железную леди”, которую я ожидал увидеть. Обаятельная женщина, приятный собеседник, с хорошим чувством юмора, с открытой душой. Наш разговор с ней получился интересным, содержательным и достаточно откровенным. Начали с праздника.
— Тамара Александровна, в этом году 21 ноября, налоговым органам Российской Федерации исполняется 15 лет.
— Да, для нас это заметное событие. Будет торжественное собрание с вручением почётных грамот, премий и благодарственных писем. Отметим праздник и в своём коллективе.
— Праздник, это, конечно, хорошо. Но знаете ли вы, что налоговиков, мягко говоря, недолюбливают?
— К сожалению, знаю, — грустно улыбнулась моя собеседница, — и отношусь к этому с болью в сердце. Очень не хотелось бы, чтобы между нами и налогоплательщиками возникали конфликты. Но пока они, видимо, неизбежны. У нас постоянно меняется налоговое законодательство, бухгалтеры предприятий иногда не успевают отследить эти новшества, допускают нарушения, и мы вынуждены налагать штрафы. А раз речь идет об изъятии каких-то денег, то это вряд ли кого обрадует. Ещё одна почва для конфликтов: несвоевременная оплата физическими лицами налогов на недвижимость, на транспорт и т.д. Так бывает, если человек не получил уведомление на уплату налога. Это происходит и по вине почты, и ещё по каким-то причинам.
— Человек, или как у вас говорят, физическое лицо, автоматически попадает в число налогоплательщиков?
— Да. Мы получаем базы данных из ГИБДД, БТИ, Роснедвижимости, начисляем платежи и рассылаем людям уведомления и квитанции на оплату налогов в установленные сроки. Если налогоплательщик своевременно оплачивает налог — проблем нет. Если не получаем денег, то посылаем требования и начинаем с таким человеком работать. Бывает ситуация, когда сведения в базах данных не совпадают с действительностью. Например, у человека фактически машины нет, а в полученной нами базе она есть.
— Но вы же не виноваты, что вам передали искажённые данные?
— Не виноваты, но обязаны следовать закону и начислять налог на основе полученных данных. Налогоплательщик в свою очередь должен обратиться в ту инстанцию, которая допустила ошибку. Нестыковка баз данных, которые нам передают разные организации, неточности, ошибочные сведения — очень часто служат поводом для конфликтов и недоразумений.
— А где человек может узнать о порядке постановки на налоговый учёт и прочие, неизвестные ему прежде, вещи. Я вот несколько раз был в инспекции, и уходил ни с чем. Почему так?
— Я думаю, что была проявлена просто безответственность наших сотрудников. Сегодня эта ситуация исправлена. Получить консультации физические лица могут в операционном зале №2, юридические — в зале №1. Юрлица должны самостоятельно оформлять постановку на учёт в налоговых органах. С сентября мы уделили вопросу консультаций и работе с посетителями особое внимание. Сейчас нет деления инспекторов по участкам. Когда большой наплыв налогоплательщиков, то работают все окна, все инспекторы ведут приём. Не очень приятно об этом говорить, но должна признать, что в текущем году поступило много нареканий на некорректное поведение некоторых работников, на невнимательное отношение к посетителям, на грубость. Мы рассмотрели все жалобы, провели определённую работу у себя в коллективе, кое с кем из работников пришлось расстаться.
— Не жалко было?
— Нет. Я считаю, что наш сотрудник, помимо твёрдых знаний налогового законодательства, коммуникабельности, должен обладать ещё и навыками психолога. Посетители в инспекцию приходят самые разные, с разными проблемами и в разном настроении, но если отнестись к человеку с пониманием и вниманием — конфликта не будет. В каждой ситуации можно найти компромисс. Этот год выдался особенно тяжелым, появилось для нас много нового и в транспортном налоге, и по оценке Роснедвижимости (кадастровая оценка земельных участков), другие. Там очень много бывает недоразумений. Мы ведь исполнители. Начисляем налоги на основе сведений, которые нам передаются разными регистрирующими организациями. Понимаете?
— Понимаю. И получается, что вас ругают за чужие ошибки?
— В этом случае — да. Я считаю, что итог нашей работы — максимальный уровень сбора налоговых платежей — находится в прямой зависимости от того, насколько корректно, насколько вежливо и доброжелательно наши сотрудники будут работать с налогоплательщиками. Иной раз ко мне в кабинет приходит человек, ну, просто пылающий возмущением. После нашего разговора он успокаивается и благодарит меня. Я спрашиваю: “За что?” “Да за то, что вы меня выслушали, за то, что всё объяснили”. Вот и ответ.
— Получается, проблема в людях? Человеческий фактор?
— Да. Работы у нас очень много, она сложная, ответственная, а заработная плата, особенно у молодых сотрудников, прямо скажем, небольшая. Мы — не бюджетники, которым регулярно повышают зарплату, мы — госслужащие. Многие наши сотрудники, получив в налоговой инспекции определённые знания, уходят на предприятия экономистами и бухгалтерами, а на их места мы вынуждены принимать молодёжь, выпускников учебных заведений, у которых ещё нет ни жизненного опыта, ни опыта практической работы. Уровень специальной подготовки у них, как правило, тоже невысокий. Новичков всему приходится учить почти с нуля. Кадровая проблема, на мой взгляд, самая острая, из всех проблем налоговых органов.
— А сейчас вакансии есть?
— Есть. Грамотным специалистам всегда будем рады. Молодых сотрудников принимаем на конкурсной основе. И, должна сказать, что такой подход себя оправдывает.
— Куда должен обратиться посетитель, если у него возникают вопросы?
— Для юридических лиц в операционном зале № 1 у нас работает консультационный пункт. Физические лица сегодня получат всю информацию в операционном зале № 2. Можно обратиться и с письменным запросом. Все заявления у нас регистрируются, и человеку мы обязательно ответим. Посетитель может обратиться к одному из моих заместителей, кабинет которого находится на первом этаже, а если вопрос всё же не находит решения, то можно и ко мне. Кстати, приём посетителей в операционных залах у нас идет без перерыва в течение всего рабочего дня. Работники отдыхают по скользящему графику.
— Накануне праздника у нас с вами получился какой-то не очень праздничный разговор…
— Праздник это лишь один день в году, а всё остальное время это наши будни, и я думаю, что всем нам надо работать так, чтобы в конце каждого рабочего дня чувствовалось удовлетворение от выполненной работы, решённых проблем, погашенных конфликтов.
— Я видел у вас в вестибюле кассу. Там только налоги можно оплатить?
— Это городской почтамт по нашей просьбе открыл в инспекции пункт приёма платежей. Здесь принимают не только налоги, но и “коммуналку”. Я считаю, что это очень удобно и для наших посетителей, и для сотрудников, и для жителей окрестных домов. У нас недавно и банкомат появился. Планируем ремонт фасада, и банкомат будет под козырьком. В этом здании мы проводим едва ли не большую часть жизни, поэтому очень хочется, чтобы наш второй дом был красивым и уютным. Я твёрдо убеждена в том, что коллектив налоговой инспекции очень хороший, очень трудоспособный. У нас работает много грамотных, опытных специалистов. Иной раз ставятся такие задачи, что, кажется, они не выполнимы, но смотришь, совместными усилиями мы всё преодолели, со всем справились. За десять месяцев текущего года в бюджеты всех уровней мы собрали 1 миллиард 600 миллионов рублей. Это очень неплохой показатель. В свой коллектив я верю, я верю в то, что со временем будут изжиты все негативные моменты в нашей работе. Я уверена, что мы обязательно наладим добрые отношения со всеми нашими налогоплательщиками. А в связи с праздником, я бы хотела поздравить своих коллег, работников нашей налоговой инспекции, хотела бы пожелать им крепкого здоровья, большого терпения и незыблемой веры в то, что совместными усилиями мы преодолеем все трудности, и всё у нас получится.
row['name']