Сегодня:

На широкие экраны вышел очередной фильм бондианы – «Казино «Руаяль»

Бонд – Джеймс Бонд, разумеется – явление в мировой культуре уникальное. Если попросить сто произвольно выбранных человек назвать самого известного шпиона, девяносто пять из них непременно впомнят суперагента 007. Имя джентльмена, состоящего на секретной службе Ее Величества, знают не только те, кто никогда не читал повестей Яна Ланкастера Флеминга, но и те, кто не видел ни одного из двадцати с гаком фильмов бондианы. Аристократический авантюрист с лицензией на убийство из разряда книжно-киношных персонажей давно и навечно переместился в сонм настоящих героев – нестареющих кумиров многих поколений. Неудивительно, что каждое новое киноприключение британского супермена собирает полные кинозалы уже сорок четыре года подряд. В этом смысле «Казино «Руаяль» (волей отечественных прокатчиков поменявшее название на «Рояль») исключением не стало. Во многом другом очередная лента бондианы скорее ломает традицию, чем продолжает ее.
О необходимости что-то менять мировая общественность говорила уже давно: две последние серии легендарной шпионской саги недвусмысленно свидетельствовали о том, что продюсеры и сценаристы никак не могут выбраться из сюжетного тупика. В результате было принято решение вернуться к истокам и экранизировать первую повесть о Джеймсе Бонде. Задача, скажем прямо, не из простых. Во-первых, действие «Казино «Руаяль» разворачивается почти сразу после второй мировой и отчетливо отдает идеологией, чуждой нынешнему широкому зрителю. Во-вторых, содержание крохотной повестушки главным образом составляют описания гастрономических изысков мистера Бонда, пересказ партий в баккара и коротенькая любовная интрижка с несчастливым концом. Маловато для полноценного сценария мирового блокбастера. И тут продюсеры пошли на беспрецедентный шаг, способный вывести бондиану на принципиально новый виток истории, – перенесли действие «КР» в наши дни, заставив начинающего агента 007 бороться не со сталинским СМЕРШем, а с международным терроризмом. Благодаря правильному подходу к сценарию и паре вставных эпизодов с непременными погонями, перестрелками, головокружительными трюками и соблазненными красотками, временная подмена идеально ложится в полностью сохраненную сюжетную канву оригинала и позволяет создателям бондианы с чистой совестью браться за римейки старых лент, ставя старые истории в принципиально новых декорациях.
Завязка «Казино «Руаяль» вкратце такова. Пытаясь восполнить растрату фондов международной террористической группировки (произошедшую, разумеется, по причине своевременного вмешательства спецслужб Ее Велическтва в лице агента 007), казначей террористов Ле Шифр решается на отчаянный шаг. Изъяв из касс организации последние миллионы долларов, он устраивает в Черногории международный турнир в покер и надеется отыграть сумму у менее удачливых противников. Расстроить хитроумный план Ле Шифра предстоит завзятому игроку и начинающему агенту британской разведки Джеймсу Бонду… Стоит отдать должное режиссеру «КР» Мартину Кэмпбеллу: фильм, главная интрига которого в сущности разворачивается вокруг двух столов – карточного и барного, – снят так, что оторваться от него до последнего кадра практически невозможно. При этом Кэмпбелл делает недвусмысленный реверанс в адрес классических ценностей: визуализация напряжения покерной игры – «тугого клубка алчности, страха и сосредоточенности» – изготовлена точь-в-точь по лекалам довоенно-золотого голливудского века. Добавьте к этому традиционные фишки бондианы – горы тостов с икрой, океаны дорогостоящих коктейлей, экзотические пейзажи, красиво поставленные драки, красавицы в атласных платьях и настоящий злодей Ле Шифр в блестящем исполнении Мэдса Миккелсена – и вы поймете, что совершенство можно пощупать. Однако есть в «Казино «Руаяль» одно «но», никак не вписывающееся в традиционный канон. Это «но» – Дэниэл Крейг, новое лицо Джеймса Бонда.
Архиважный вопрос современности – кто из актеров достоин воплотить на экране легендарного хищника с лицензией на убийство – не теряет своей актуальности уже четыре десятка лет. Исполнители тасуются, как карты, и каждый новичок непременно подвергается ожесточенной критике фанатов, уверенных, что 007 выглядит совсем не так. Последний выбор продюсеров – Пирс Броснан – удовлетворил практически всех, так что участи незадачливого сменщика ирландского красавца нельзя было позавидовать изначально. Впрочем, чисто внешне Дэниэл Крейг свою долю критики безусловно заслужил. И дело даже не в том, что блондинистый актер порядком отличается от жгучего брюнета из романов Флеминга. Как справедливо заметил один мой знакомый, Крейг напоминает не столько аристократичного и ироничного джентльмена из британской разведки, сколько героя фильмов Гая Риччи – лондонского босяка с пушкой в руке и обкурившейся до полусмерти барышней подмышкой. Примечательно, создатели фильма это явное несоответствие не только не скрывают, но всячески подчеркивают. Бонд образца «Казино «Руаяль» плевать хотел на все эти «Астон Мартины», «Бриони» и мартини. Он одевается в джинсы, катается на «Форде», а на вопрос официанта «Вам встряхнуть или смешать?» преспокойно заявляет «А мне все равно!». Разгадка этого, мягко говоря, неожиданного хода дается только в финале и заставляет зрителя охнуть от неожиданности. Дело в том, что главный герой «Казино «Руаяль» – не Джемс Бонд, супершпион, но Джеймс Бонд – новичок. А приключение в Черногории – не что иное, как боевое крещение, чудесное превращение энергичного негламурного агента в ироничного полубога-аристократа. Только в самом финале, за пару секунд до финальных титров перед нами предстает истинный 007 – удивительно напоминающий молодого Шона Коннери человек в элегантном костюме на мощных плечах и короткоствольной береттой в руке. «Бонд. Джеймс Бонд», – произносит он, расстреливая соперника в упор, и впервые звучащая в «КР» знаменитая музыкальная тема бондианы подтверждает – это имя правдиво и заслуженно. А это значит, что шпион, которого любит весь мир, по-прежнему живее всех живых, а приключений его хватит еще на сорок лет.
row['name']