Сегодня:

Не сходя с кресла главного врача муниципального учреждения здравоохранения можно, развернуть коммерцию в пользу семейной фирмы.

кандалами на почве финансовых и имущественных разбирательств сегодня удивить трудно. Сражения разворачиваются то тут, то там. Где крупномасштабные, заявляющие о себе чуть ли не на весь мир, а где локальные, когда страсти разгораются вокруг офиса или даже подвала. Однако ситуация, сложившаяся в Новочеркасске, все-таки удивляет – как своей очевидностью, так и…невероятностью.
На сегодняшнем этапе ситуация такова. Нынешний коллектив стоматологической поликлиники № 2, муниципального учреждения здравоохранения, выступает против бывшего главного врача этой же поликлиники Виктора Алексеевича Саламахина, который в бытность своего правления порадел частной фирме под кодовым названием “Салвик” и сумел оформить для нее аренду значительной части помещения поликлиники. При этом главврач так “красиво” обставил свои действия, так обернул их в пелену тумана, что остался в стороне. Возникла загадочная ситуация: вроде есть главное действующее лицо, в физическом смысле, а в юридическом – его как бы нет…
Учредитель фирмы – не сам главный врач, а его теща, почти восьмидесяти лет от роду. Попробуй такую даму расспроси об учрежденной ею коммерческой структуре – беды не оберешься, возраст все-таки, мало ли как организм отреагирует. А так хотелось бы спросить: знает ли сама родственница предприимчивого медика, что на склоне лет занялась коммерцией? Руководит фирмой жена Саламахина, Татьяна Александровна, бывший бухгалтер поликлиники.
Любопытно, а в чем тогда состоят функции самого Виктора Алексеевича? Может быть, в том, что он ходит по инстанциям и защищает интересы фирмы, представленной в предпринимательском мире Новочеркасска и Ростовской области своей тещей и женой? Но делает это в качестве кого? Зятя и мужа? Серого кардинала? Теневого рыцаря?
Что ж, мужчина он крупный, солидный, представительный, и роль защитника ему очень подходит. Жаль даже, что бывший главврач защищает интересы не учреждения, которым еще не так давно руководил, и под чьей официальной крышей ему удавалось находить подходы к лицам, принимающим управленческие решения.

Первый “кирпичик” в эту историю заложила, пожалуй, кадровая политика. Она у нас частенько такая таинственная!.. То ли выбор кандидатов в руководители невелик, то ли, наоборот, – глаза разбегаются и легко ошибиться, вытащив не ту карту. Главным врачом МУЗ “Стоматологическая поликлиника № 2” Саламахин был назначен в 1994 году. За какие такие заслуги, никто не знает. Даже главный стоматолог города Тамара Викторовна Литошенко этого не смогла объяснить. По её мнению, ни особыми организаторскими талантами, ни какими-то высокопрофессиональными качествами как врач он не отличался. Таланты Виктора Алексеевича раскрылись постепенно совсем в другом направлении и в строгом соответствии с основным принципом зарождения предпринимательства в смутные времена экономических реформ: главное — оказаться в нужное время в нужном месте. Для него таким местом стала поликлиника.
Осмотревшись после назначения, главврач, видимо, разработал свою стратегию и стал настойчиво её осуществлять. Началось необъясняемое никому уплотнение действующих подразделений поликлиники. Например, такая необходимая служба, как централизованное стерилизационное отделение с моечной комнатой, переместилась практически в каморку. Поскольку кубатура помещения не соответствует объёмам стерилизации, из-за постоянной влаги по стенам пошёл грибок. Об условиях работы персонала здесь и говорить нечего — дышать трудно, но, похоже, это интересовало руководителя в последнюю очередь. Закрылось физиотерапевтическое отделение. В ортопедическом кабинете кресла поставили ёлочкой: голова — ноги. “Ничего, разместитесь”, — подбадривал главврач. Возражений и недовольства он не терпел. Какие слова у него были в ходу в обращении с персоналом — уши вянут, когда слышишь рассказы о его манерах. Так готовилась почва для создания частной фирмы под названием “Салвик”.
Из каких кирпичиков сложено это название, можно только догадываться. Кто говорит, что это “САЛамахин ВИКтор”, другие считают, что это “САЛамахин Виктор И Компания”. Ну, не столь важно, главное — звучит неплохо. Эта аббревиатура, пожалуй, единственный документальный намёк на его причастность к семейной фирме.
Вскоре арендованной площади показалось мало, и в фирму “переходят” ещё два помещения, в том числе рентгенкабинет. Следом за ним вынуждены были перейти рентген-лаборанты. В “Салвик” был переведён и врач-ортодонт…
Чем дальше в лес, тем больше дров… Списывалось якобы непригодное оборудование, которое вдруг приходило в пригодность, но уже в фирме “Салвик”. Всех загадочных перемещений и потерь уже и не перечесть. Но, к сожалению, не всё можно доказать. Не выяснить, например, почему не была оприходована установка для оказания стоматологической помощи детям, которую передал поликлинике Новочеркасский молочный завод. Как новый АГВ (для горячего водоснабжения) внезапно “постарел”? Или куда-то отправился новый, и возник чей-то старый? Сплошные загадки.
Сначала люди не придавали этому особого значения — привыкли считать, что начальнику виднее, как руководить. Да и кто, кроме бухгалтера и руководителя, знал, что оприходовано, а что списано и куда передано? Потом поняли, что главврач “работает” на два стоматологических фронта — частный и муниципальный, — и первый для него предпочтительнее. Он сознательно уничтожает, прежде всего, хозрасчётное отделение поликлиники, чтобы доходы от платных услуг шли не на нужды муниципального учреждения, а в частную фирму.
Что такое поликлиника без рентген-кабинета, ясно каждому, кого хоть раз судьба приводила к зубному врачу. А что такое рентген-кабинет в частной фирме, пациенты вскоре осознали на личном опыте. Поскольку “Салвик” начинает работать позже, чем поликлиника, то пациенты даже с острой болью вынуждены отправляться за рентгеновскими снимками в другие концы города. К тому же больные, имеющие право на бесплатные услуги рентгенкабинета в муниципальной поликлинике в условиях обязательного медицинского страхования, такого права лишились… Правда, как рассказывают, “Салвик” иногда делал рентгеновские снимки бесплатно, но только тем, кто настойчиво жаловался в администрацию города. Но, когда зуб болит, тут уж не до правдоискательства.
Первым на сигналы “SOS” по поводу поликлиники отозвалось управление здравоохранения города. На имя прокурора Новочеркасска Н.Радюкина 22 марта 2002 года было отправлено заявление, в котором все вещи названы своими именами. Из заявления:
“…Начиная с 1996-1997 годов главный врач поликлиники Саламахин В.А., преследуя личные и своей семьи корыстные интересы, последовательно осуществляет действия и принимает различные меры по ограничению и сужению деятельности поликлиники и практической её ликвидации по хозрасчетному отделению.
…В распоряжении ООО “Салвик” оказывается как ранее списанное медоборудование поликлиники, так и принадлежащее поликлинике оборудование и имущество.
…5.02.1998 года на основании запроса начальника УВД проводится проверка финансово-хозяйственной деятельности в поликлинике, по результатам которой обнаруживается присвоение главным врачом Саламахиным 9038177 руб. Присвоенные средства Саламахиным возвращаются, однако от надлежащей ответственности он каким-то образом уклоняется (акт прилагаю).
…В феврале 1999 г. от работников поликлиники поступает заявление прокурору города Воскресову Н.М с просьбой проверки действий гл. врача поликлиники в связи с деятельностью ООО “Салвик”. Ответа от прокуратуры не последовало. Заявительницы из поликлиники были уволены.
Приводятся и многие другие факты, подтверждающие действия главного врача в интересах отнюдь не поликлиники. Завершает заявление просьба “срочно принять меры для следственной проверки всех изложенных фактов, ареста или описи медицинского оборудования (хотя бы дорогостоящего), находящегося в помещениях поликлиники, в том числе незаконно арендуемых ООО “Салвик” (для предотвращения его вывоза) и проверки этого ООО. При обнаружении признаков преступных действий прошу возбудить уголовное дело, принять меры к восстановлению законности, возврату имущества поликлинике, защите прав граждан на получение бесплатной медпомощи в муниципальном учреждении здравоохранения и наказанию преступников”.
Тогда же было направлено письмо начальнику Новочеркасского филиала учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимость В.Е. Яхонтову, в котором говорилось:
“В связи с возникшим спором администрации г. Новочеркасска к ООО “Салвик” по аренде помещений, прошу вас при поступлении документов от ООО “Салвик” не производить действий по регистрации прав до решения арбитражного суда”.
Казалось бы, забрезжила надежда на то, что компетентные структуры во всём компетентно разберутся.
Но возник неожиданный тормоз в виде… выборов главы администрации города. Пришёл новый руководитель, началось комплектование новой команды — процесс, как известно, длительный и ответственный.
Коллектив поликлиники понял, что дело идёт к полному развалу их учреждения. Обстановка накалялась. Не все выдерживали. Одна сотрудница пришла домой после планерки в ужас-ном состоянии, и ночью её сразил инфаркт. Косвенной причиной этой смерти сослуживцы считают поведение руководителя. Предстоял нелегкий выбор: уйти, позволив все развалить до конца, или бороться?

Продолжение следует
row['name']