Сегодня:

Далекое-близкое

Просматривая бумаги покойного брата, я обнаружил адресованное ему письмо Н.В.Овечкина. К письму была подколота машинописная страница, испещренная его же рукой. Письмо датировано 5 февраля 1986 года, а правкой машинописного текста Николай Васильевич занимался как минимум годом раньше. И вот с чем это связано.
В 1984-95 гг. П.И. Молчанов и И.Г. Репников готовили текст для третьего издания историко-краеведческого очерка «Новочеркасск» (первый раз книга вышла в 1973 году, второй — в 1978). Чтобы избежать неточностей, особенно в отношении живших тогда персоналий, авторы давали им на проверку написанное о них. Так страница рукописи, посвященные Овечкину, была отправлена в Москву, а вернулась в Новочеркасск, как уже было сказано, испещренная рукой художника, который оказался серьезным редактором. Сегодня вы можете ее увидеть. (Исправления и дополнения, сделанные им, напечатаны другим шрифтом).
«Спасибо, Иван Герасимович, за внимание. Отсылаю Вам с моими соображениями и приветствием. Овечкин.
Одним из молодого поколения студийцев (перед этим в тексте говорилось о Студии военных художников им. М.Б. Грекова. — В.Р.), достойно продолжающих грековские традиции, является наш земляк, новочеркасец, народный художник РСФСР Н.В.Овечкин*). В общем-то еще и лауреат Госпремии Украины им. Т.Г. Шевченко. Но это как хотите. Можно и без этого. Не убудет. Многими своими монументальными полотнами он заявил себя талантливым живописцем. Это его картина «Ленин в Праге» была торжественно вручена делегацией КПСС XIV съезду коммунистов Чехословакии, как символ нерушимой дружбы двух братских народов. Гордостью новочеркасцев является, выставленное навсегда в Музее истории донского казачества, его большое полотно «Волница». Безоговорочное признание получили такие картины художника, как «Наше знамя», «Знамя победы», «Декрет о создании Красной Армии», «Авиаконструкторы», «Рыцари неба», «Вечер После полетов» и другие. (Здесь и далее зачеркнуто Овечкиным. — В.Р.).
М.Б. Греков был основоположником советского панорамного искусства. (Основоположник вообще-то Рубо).
Н. Овечкин унаследовал его традиции, является ныне одним из продолжателей славных начинаний М.Б. Грекова, проявил себя большим мастером панорамных и диорамных дел. Он участвовал в восстановлении воссоздании панорамы Ф.Рубо «Бородинская битва», вместе с Н.Бутом создал прекрасную диораму «Битва за Днепр», удостоившись золотой медали Академии художеств СССР. Н.Овечкин автор и руководитель работ по созданию панорамы «Плевенская эпопея», посвященной 100-летию освобождения от османского ига. За что был удостоен высокой награды «Орден Народной республики Болгарии» I степени и звания «Почетный гражданин города Плевена». Ценный, уникальный подарок преподнес Николай Васильевич своим землякам в день столетия со дня рождения М.Б.Грекова. в дни юбилея он привез в Новочеркасск свою новую монументальную работу — диораму «Освобождение Новочеркасска 7 января 1920 года», раскрывающую одну из ярчайших страниц в истории Дона — окончательное освобождение бывшей столицы войска Донского от белогвардейцев. Для Киевского государственного музея В.О. войны им созданы диорамы «Битва под Москвой» и «Сталинградская битва». А в творческих замыслах Н.Овечкина панорама о Первой Конной Армии для Ростова-на-Дону, диорамы «Слово о полку Игореве», «Битва под Москвой», «Сталинградская битва», «Битва Святослава с печенегами» у днепровских порогов», «Ночной штурм г. Запорожья сов. Войсками в 1943 г.», «Форсирование Днепра (Букринский плацдарм)», «Штурм Рейхстага». («Битва под Москвой» и «Сталинградская битва» уже выполнены)».
Выправленный Овечкиным текст вошел в окончательную редакцию книги и лишь последний абзац, из-за жесткого ограничения ее объема, был исключен.
Третий вариант книги «Новочеркасск» Ростовское книжное издательство выпустило в свет в конце 1985 года. Один экземпляр книги Иван Герасимович послал Овечкину и вскоре получил от него письмо. После приветствия и благодарности за внимание к его персоне, он писал: «В отношении книжицы. Конечно, нашему новочеркасскому читателю ее полезно прочитать. Много интересного. Вот если бы поменьше (извиняюсь) ляпсусов». Дальше выясняется, что художником замечен один, но очень обидный для него «ляпсус». Его происхождение осталось загадкой для авторов. В окончательном отредактированной рукописи было сказано: «Н.Овечкин автор и руководитель работ по созданию панорамы «Плевенская эпопея …», а в книге (стр. 186) напечатано: «Н.Овечкин — один из авторов и руководителей (выделено мной. — В.Р.) работ по созданию панорамы «Плевенская эпопея…» Такое толкование его роли в осуществлении грандиозного замысла, вызвало справедливое возмущение художника. С присущими ему темпераментом и прямотой он обрушился на авторов. Дескать, Овечкин и есть автор и руководитель в одном лице «а по-Вашему выходит — авторы, руководители… Чертовня какая-то!» Впрочем, письмо заканчивается вполне дружелюбно: «А так все хорошо. И желаю Вам дальнейших дерзаний и успехов. Ваш Овечкин. Спасибо. 5 февр. 1986 г.».
«Ляпсус» в отношении Овечкина допущен и в книге И.Репникова «Сказание о Новочеркасске» (НОК, 1999 г.). По неизвестной причине там не оказалось публикуемой сегодня фотографии. Николая Васильевича к этому времени уже не было. Он умер 7 июня 1993 г.