Сегодня:

Вопросы на засыпку

Как правило, загоревшие, одуревшие от отдыха, соскучившиеся по одноклассникам наши чада в конце августа хором вопят: «Хочу в школу!» Хотят они, правда, только 1 сентября. 2-го они вспоминают, что «эта бодяга на 11 (10, 9, 8, 7, 6 …) лет».
Как преодолеть трудности возвращения из лета? Как пережить возвращение старых – появление новых школьных проблем детям и их родителям? Признаемся честно: начало школьных занятий – это откровенный стресс и для больших, и для маленьких. А если кто-то взрослый забыл, что учиться в школе совсем нелегко, напомним ему немного «цифири». За время учебы в основной школе дети должны запомнить, к примеру, только по математике – 270 понятий, 137 определений, 154 правила, признака, формулы, диаграммы, аксиомы, символа, 82 типа математических задач, 89 теорем и 45 их доказательств, для этого они должны решить 8544 задачи.
Так вот о вхождении в осень. Тут проблем может быть несколько. Обо всех мы, конечно, не скажем. Но некоторых коснемся.
Ваш ребенок вернулся из лагеря или от бабушки в деревне, значительно расширив свой лексикон. Точнее: он теперь говорит такие слова, которые по соображениям этики мы сегодня привести не сможем. Как с этим бороться?
Мария Розанова, жена известного советского литератора Андрея Синявского, вспоминает, как их маленький сын начал говорить слово на букву «ж», обозначающее место воспитательного действия ремня. Тогда Мария Васильевна объяснила ему, что есть слова для детей и для взрослых. Ну, вот не курят же маленькие дети сигареты. Так и со словами: вначале подрасти, а потом сам решишь, надо ими пользоваться или нет. Объяснение по поводу новых слов должно соответствовать возрасту ребенка. Если он совсем маленький, нужно просто сказать, что некоторые слова плохие и приличные люди в обществе их не употребляют. Если ребенок подросток, он уже сможет понять, что в каждой культурной среде есть свои особенности употребления непечатной лексики. В школе они недопустимы. Попробуйте не запрещать, а договориться по этой проблеме. Спросите, к примеру, как ребенку понравится, если отец с матерью сами начнут ругаться матом. Скорее всего, ребенок сам предложит «нулевой» вариант: он не ругается, и домашние тоже ведут себя корректно. В любом случае при каждом употреблении чадом бранных слов надо твердо, но без раздражения говорить ему, что это вам не нравится, а ему — не идет.
Бывает, что ребенок вечером 31 августа вдруг категорически заявляет, что не пойдет в школу, потому что учительница – вредная, а одноклассники дразнятся. Что делать? Не отмахивайтесь от этого, проявите заинтересованность, потому что свою угрозу дети старшего школьного возраста могут «привести в исполнение», и в конце какой-нибудь четверти вы узнаете, что ваш сын или дочь не посетили физику или химию ни разу! Порадуйтесь, что этой проблемой ваш ребенок с вами еще делится, а не принимает решение сам, когда вы уже вмешаться не сможете.
Обсудите с ребенком его отношения с учителями и одноклассниками.
Выработайте систему защиты: как поступить, если учитель накричит, сосед по парте спрячет портфель, сломает ручку и будет дразнить очкариком.
Мама одной девочки, которую часто обижали мальчишки, нашла для нее поистине гениальный выход. Когда очередной однокашник дернул ее за косу, она громко спросила: «Ты в меня, наверное, влюбился?». Пятиклассники легли от хохота, незадачливый ухажер обрел цвет помидора и с тех пор к Наташе близко не подходил.
Конфликты с учителями, конечно, серьезней. Как и с одноклассниками в старших классах. Часто бывает, что дети не хотят жаловаться родителям, боясь прослыть ябедой. Объясните своему ребенку (чем раньше, тем лучше), что вы, родители, по закону (!!!) отвечаете за него до его 18-летия. Что это не ваша прихоть, а ваша обязанность. Что если вы не будете защищать его права и интересы, вас может наказать милиция, суд, прокурор. Да-да, это правда! Кстати, расскажите об этом как-нибудь на родительском собрании в школе: пусть хоть классный руководитель усвоит, что ваш ребенок – юридически грамотен. Если пойти дальше, расскажите сынам и дочкам, что среднее образование живет по закону об этом самом образовании, а конкретная школа – по уставу. Это очень полезно! Особенно если учесть, что далеко не каждый учитель эти документы в руках хотя бы держал. А ваш акселерат, к примеру, на «наезд» учительницы за явление без формы, может отреагировать спокойно-задумчиво: «В устав это не записано…».
Интересуйтесь школьными делами своих детей! И не сводите свой интерес к узкому: «Ну-с, что у нас в дневнике?» Хотя, учеба – это, конечно, главное, что происходит в школе. И когда она начинает «хромать», нужно немедленно что-то делать.
Школьный психолог Татьяна Корчагина дает 10 советов родителям, у детей которых возникли проблемы с учебой. Вот они.
СОВЕТ 1-Й. Не рассматривайте возникшие школьные трудности как личную трагедию, не отчаивайтесь и, главное, старайтесь не показать своего огорчения и недовольства. Помните: ваша главная задача — помочь ребенку. Поэтому принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда и ему будет легче.
СОВЕТ 2-Й. Настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с ребенком (одному ему не справиться со своими проблемами).
СОВЕТ 3-Й. Ваша главная помощь: поддерживать его уверенность в своих силах, постараться снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела или отругать, — это не помощь, а основа для возникновения новых проблем.
СОВЕТ 4-Й. Забудьте сакраментальную фразу: «Что ты сегодня получил?» Не требуйте от ребенка немедленного рассказа о своих школьных делах, особенно если он расстроен или огорчен. Оставьте его в покое, он расскажет вам все, если будет уверен в вашей поддержке.
СОВЕТ 5-Й. Не обсуждайте проблемы ребенка с учителем в его присутствии. Лучше сделать это без него. Никогда не корите, не ругайте ребенка, если рядом его одноклассники или друзья. Не стоит подчеркивать успехи других детей, восхищаться ими.
СОВЕТ 6-Й. Интересоваться выполнением домашних заданий следует только тогда, когда вы постоянно помогаете ему. При совместной работе наберитесь терпения. Ведь работа по преодолению школьных трудностей очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз — без упреков и раздражения. Типичные родительские жалобы: «Нет никаких сил… все нервы вымотал…» Понимаете, в чем дело? Не может сдержаться взрослый, а виноват — ребенок. Себя все родители жалеют, а вот ребенка — очень редко…
Почему-то родители считают: если есть трудности в письме, нужно больше писать; если плохо читает — больше читать; если плохо считает — больше решать примеров. Но ведь эти утомительные, не дающие удовлетворения занятия убивают радость самой работы! Поэтому не перегружайте ребенка тем, что у него не получается.
Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал — вы с ним и для него. Не смотрите «даже одним глазком» телевизор, не отвлекайтесь, не прерывайте занятия, чтобы позвонить по телефону или сбегать на кухню.
Не менее важно решить, с кем из взрослых ребенку лучше делать уроки. Мамы обычно более мягки, но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бьют через край… Папы жестче, но спокойнее. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из взрослых, теряя терпение, вызывает на смену и «на расправу» другого.
Имейте в виду, что ребенок, имеющий школьные проблемы, только в редких случаях будет полностью знать, что ему задано на дом. И здесь нет злого умысла: дело в том, что домашнее задание почти всегда дается в конце урока, когда в классе уже шумно, а ваш «отстающий» устал и почти не слышит учителя. Поэтому дома он совершенно искренне может сказать: «Ничего не задали». В этом случае справьтесь о домашнем задании у одноклассников.
При приготовлении домашних заданий общая продолжительность непрерывной работы не должна превышать 20–30 минут. Паузы после такой работы обязательны!
Не стремитесь любой ценой и «не жалея времени» сделать сразу все домашние задания.
СОВЕТ 7-Й. Не считайте зазорным попросить учителя: спрашивать ребенка только тогда, когда он сам вызывается, не показывать всем его ошибки, не подчеркивать неудачи. Постарайтесь найти контакт с учителем, ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон.
СОВЕТ 8-Й. Работайте только на «положительном подкреплении». При неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький успех подчеркните. Самое важное при оказании помощи ребенку — это вознаграждение за его труд, причем не только на словах. Если этого не делать, ребенок, начиная работать, может подумать: «Нет смысла стараться, никто не заметит моих успехов». Вознаграждение обязательно: это может быть совместная прогулка, поход в зоопарк, в театр…
СОВЕТ 9-Й. Детям со школьными проблемами необходим размеренный и четкий режим дня. Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, несобранны, а значит, соблюдать режим им совсем не просто.
Если ребенок с трудом встает, не дергайте его, не торопите, не подгоняйте лишний раз: лучше поставьте будильник на полчаса раньше.
Пожалуй, самое трудное время — вечер, когда пора ложиться спать. Родители стремятся быстрее уложить маленького ученика в постель, а он, как может, тянет время. Нередко это кончается ссорой, слезами, упреками. А потом ребенок долго не может успокоиться и уснуть… Можно предоставить ему и некоторую свободу (разрешив ложиться не ровно в девять, а с девяти до полдесятого). Очень важен полный (без каких-либо учебных заданий) отдых в воскресенье, и особенно в каникулы.
СОВЕТ 10-Й. Своевременность и правильность принятых мер значительно повышает шансы на успех. Поэтому, если у вас есть возможность, обязательно проконсультируйте ребенка у специалистов (врачей, логопедов, психоневрологов, педагогов). И выполняйте все рекомендации!