Сегодня:

Эхо события

Честная десница (правая рука) предтечи (предшественника) Иисуса Христа и его крестителя Иоанна после месячного путешествия по России, Белоруссии и Украине возвратилась в Цетинский монастырь в Черногории. Во время своего пребывания в православных странах СНГ она побывала и у нас на Дону. И хотя многие новочеркасцы совершили паломничество к месту пребывания христианской святыни, событие это осталось неотраженным средствами массовой информации нашего города. Постараемся восполнить этот информационный пробел.

Находящаяся в так называемом ковчеге десница Иоанна Крестителя была доставлена в аэропорт Ростова-на-Дону 1 июля в третьем часу пополудни. Она представляла собой мумифицированные кисть без двух пальцев и часть предплечья, обернутого парчовым лоскутом. Ковчег имел стеклянную крышку и был помещен в остекленный со всех сторон позолоченный ларец, к верхнему бронестеклу которого и прикладывались паломники. Десница Иоанна Крестителя в свое время была передана Мальтийским орденом российскому императору Павлу I после посвящения его в рыцари этого ордена. В послереволюционный период ковчег с десницей был вывезен русскими эмигрантами на Балканы, где и оказался в одном из черногорских монастырей.
В аэропорту христианскую святыню встречали не только представители епархии во главе с архиепископом Ростовским и Новочеркасским Пантелеимоном, но и глава администрации Ростовской области В.Ф. Чуб с одним из своих заместителей, атаман реестрового ВКО «ВВД» В.П. Водолацкий со своими заместителями, многочисленные верующие. Ковчег сопровождала также специально написанная огромная икона с изображением святого, репродукции которой распространялись среди паломников.
Из аэропорта святыню транспортировали в ростовский кафедральный собор. Во время проезда кортежа находившиеся на пути его следования сотрудники правоохранительных органов становились во фрунт – не перед святыней, конечно, а перед высоким руководством. После вноса ковчега с десницей в собор храм заполнили прибывшие сюда из различных мест священнослужители и небольшая часть огромнейшего числа паломников и местных прихожан. Затем доступ в собор был прекращен. После произнесения архиепископом Пантелеимоном поздравления всех присутствовавших со столь знаменательным событием был открыт доступ к ковчегу. И процесс пошел: к застекленному со всех сторон ларцу потянулась бесконечная вереница людей, желавших приложиться к верхнему стеклу, которое тут же протиралось служителями с тряпицами в руках.
Безостановочный процесс этот растянулся на долгие 44 часа, то есть на все время пребывания десницы в соборе, вокруг которого было организовано тройное кольцо оцепления. В оцеплении были задействованы до 1000 человек: 400 милиционеров и 600 казаков. Пик паломничества пришелся на воскресенье 2 июля: весь день ко входу в соборный храм стояла очередь, представлявшая собой выстроившихся в колонну по три людей различного возраста – от юного до весьма преклонного. Очередь эта растянулась до подземного перехода под Буденновским проспектом, где она делала петлю и возвращалась назад к соборному храму.
Хорошо, что воскресный день выдался солнечным, но нежарким. Иначе многие стоявшие в очереди люди могли бы получить солнечный удар. Для поддержания стоявших в очереди людей были выставлены несколько постов сестричеств приходов различных храмов. Сестричества несли дежурства под белыми флагами с красными крестами и надписями «Ростовская-на-Дону епархия РПЦ». На располагавшихся у каждого из флагов столах имелись пакеты с ломтиками батонов, бутылочки с минералкой, леденцы.
Самая большая нагрузка по охране места паломничества пришлась на казаков Донецкого округа ВКО «ВВД», возглавляемого окружным атаманом В.А. Демьяненко. Они простояли в оцеплении с воскресного дня до полудня понедельника – 3 июля. Прибывшие в Ростов в понедельник 25 казаков Новочеркасского округа ВКО «ВВД» были вскоре направлены в аэропорт для оцепления места прощания со святыней, где должен был быть проведен соответствующий молебен. Но предварительно им были розданы репродукции уже упоминавшейся иконы Иоанна Крестителя, которые рекомендовано было приложить к ларцу с ковчегом десницы святого во время прохождения мимо него и его целования.
Будучи человеком неверующим, автор этих строк прикладываться к стеклянному футляру ковчега с десницей не стал, а приложил к нему лишь репродукцию иконы, которая и воспроизводится на этой газетной полосе. Когда у автора спрашивали, чувствовал ли он в момент прикосновения к футляру что-нибудь необыкновенное, приходилось признаваться, что ничего подобного почувствовать не довелось. Ведь чтобы что-то почувствовать, надо, видимо, очень сильно этого хотеть и не менее сильно верить в сверхъестественные силы, заключенные в том или ином фрагменте расчлененного человеческого тела. Вне зависимости от того, как этот фрагмент зовется – десницей Иоанна Предтечи либо стопой Андрея Первозванного, которую также демонстрировали в Ростове в 2004 году.
У собеседников автора возникал также вопрос о том, есть ли какие-то подтверждения того, что в футляре находится ковчег с десницей именно Иоанна – святого Предтечи и Крестителя Господня, как его официально именует церковь. Думается, что какие-то бумаги, подтверждающие, что перед нашими современниками именно тот ковчег, который был в свое время вручен членами Мальтийского ордена российскому императору Павлу I, возможно, и дошли до нашего времени. Но 2000 лет тому назад дактилоскопии, изучающей рисунок отпечатков пальцев, еще не существовало. А подтверждением подлинности может служить лишь совпадение рисунка отпечатков пальцев с рисунком на подушечках самих пальцев. Ведь за столь длительный срок хранения десницы всякое могло произойти: ее могли подменить умышленно либо случайно перепутать с другой десницей.
Но принято считать, что за 2000 лет с десницей святого ничего подобного не произошло. И нам ничего другого не остается, как принять это утверждение за аксиому.