Сегодня:


Куда пойти? Учиться!

  Раньше были физики и лирики. Теперь дороги, которые мы выбираем в вузах, могут довести хоть до нанотехнологий. Абитуриентам в этом году предлагают становиться специалистами в таких науках, о которых даже нынешние старшекурсники пять лет назад не имели представления. Например, в РГУ готовят гибрид управленца с инженером.

  Понятие “инновация” (внедрение разработок ученых в производство) в законодательной базе России отсутствует. А между тем, удвоить ВВП можно только за счет перехода России от сырьевого рынка к инновационному. А всего-то и нужно: научные идеи плюс бизнес-проект, в котором участвуют юристы, экономисты, технологи, менеджеры. Тогда из отходов, которые сегодня закапываются в землю, можно выпускать новые товары…Круговорот средств и сырья? Сказка? Вовсе нет. Доходы от продажи таких товаров и в России, и за рубежом принесут то самое удвоение ВВП. С научными идеями у нас все в порядке.

  На факультете высоких технологий в РГУ готовят специальных инженеров- исследователей, которые в состоянии самостоятельно провести эксперимент, а значит, родить идею. Разработать проект, который можно предложить инвестору. Ведь для него важна не сама идея, а конкретика: куда и сколько надо вложить сегодня, чтобы завтра получить свою высокую прибыль. И чтобы все — без обмана.

  — Цель нашего факультета, — говорит его декан, доктор технических наук, профессор Анатолий Евгеньевич Панич, — формирование специалистов, подготовленных для решения сложных практических и исследовательских задач, воспитания элитарных специалистов, получивших за годы обучения как хорошие теоретические знания, так и навыки конкретной практической и экспериментальной работы.

  Но рассказ об элитарных специалистах так и остался бы для меня красивой сказкой, не побывай я на защите диссертационных проектов магистров этого факультета.

  Меня заинтересовало одно из направлений – “Менеджмент высоких технологий”. И я обратилась к заведующему кафедрой этого направления, профессору Владимиру Александровичу Петракову с просьбой своими глазами увидеть защиту и побеседовать с выпускниками кафедры. Тем более, что сегодняшние выпускники – это первый выпуск факультета.

  Хочу сказать, что я скептически восприняла рассказ о модной профессии. Почему? Инженер-менеджер. У нас зачастую слово менеджер воспринимается не как должно, не как управленец, а как продавец-консультант. А это достаточно ограничивает само понятие менеджера. А ведь менеджментом может заняться не каждый. Это связано прежде всего с прикладной ориентацией ума, высокой работоспособностью и способностью быстро адаптироваться к новым условиям и проблемам, с умением использовать современный научный инструментарий для решения новых проблем.

  И вот я на факультете высоких технологий. “Менеджмент высоких технологий”. Идет защита проектов. Признаюсь, я ожидала скучных математических рассуждений и выкладок, а оказалось, что можно заинтересовать даже защитой проектов. Итак, на защиту был представлен проект на тему “Системный анализ инновационной привлекательности карты Ростовской области”. Я позволила себе задать вопрос: а как с Новочеркасском? Как он рассматривается инвесторами? Оказывается, математическая модель показывает, что наш город интересен инвесторам. А это значит, что он будет развиваться, у него хорошие перспективы.
И именно город является ядром, выгодным сторонним инвесторам, а вот район, в котором Новочеркасск расположен, уже окрашен на карте другим цветом, а значит, и менее перспективен.

  Предлагались к защите проекты оценки бизнеса, стратегия повышения стоимости бизнеса, системный анализ орошения полей…

  Квалификация — инженер-менеджер. Набор дисциплин для модной профессии получился гибридным: это и компьютерная графика, и управление проектами, системный анализ технологических и инновационных процессов и электротехника.

  Поле для деятельности выпускников открывается весьма широкое: они востребованы на посту руководителя IT-подразделения любой крупной организации, могут руководить логистическими процессами или развивать высокотехнологичное производство.

  И они уже востребованы. Я разговаривала с выпускниками. Все они уже год как работают. И работодатель искал их, а не они его. И, если бы я не беседовала с ребятами, я бы не избавилась от доли скепсиса, с которым приняла информацию о модной специальности. А вот увидев ребят, услышала от них, что все они, отлично защитившись и получив направления в аспирантуру, будут продолжать учиться и работать. И эта беседа вселила в меня такой оптимизм, такую веру и в будущее, и в нашу молодежь, что появилось желание поделиться своими мыслями. Рассказать бывшим школьникам — нынешним абитуриентам об этом оазисе элитарных специальностей. Рассказать о людях, которые обучают этому. Я слушаю преподавателей, выпустивших сегодняшних магистров, и теряюсь в понятиях: о ком они говорят — о специалистах или своих детях? Наверное, и высокие дисциплины можно достойно изучать, если тебе преподают их люди, дающие не только знания, но и вкладывающие в каждого студента свою душу.

  — Владимир Александрович, — обратилась я к профессору Петракову. — Это первый выпуск, а он как первый ребенок. Я вижу, что каждому студенту вы подарили и кусочек сердца. А как же следующие, они станут потоком? Ведь количество мест на факультете увеличивается, не обезличатся ли студенты?

  — Да нет же, — услышала я в ответ. — Кусочек души мы вкладываем в каждого, но ведь наши отношения со студентами – это наша жизнь, надо быть одержимым идеей, чтобы готовить таких специалистов. И мы здесь, на факультете высоких технологий, собрались именно такие. Одержимые идеей создания элитарных специалистов. А не вложи в специалиста душу — получишь робота. А мы выпускаем в жизнь людей.

  Ну что ж, если вы, читатель, относитесь к этой категории и склонны к инновациям, то рекомендуем в первую очередь попробовать себя в инновационном менеджменте: у вас наибольший шанс обучиться, найти и реализовать себя в качестве руководителя инновационного проекта. Впрочем, это пожелание относится и ко всем другим, и особенно – желающим стать хорошим специалистом.
row['name']