Сегодня:

Это стремление похвально как для каждого человека, так и для каждого народа. В той или иной степени оно проявляется даже в семье. Мы начинаем “собирать” разбросанные временем, людьми и обстоятельствами “камни”. Пытаемся выяснить генеалогию своего рода, допытываясь у бабушек, какой губернии, какой станицы были наши предки. Главное, чтобы бабушки хоть что­то ещё помнили, и не были выброшены за ненадобностью старые, наклеенные на толстый картон жёлтые фотографии, с которых смотрит на нас сама история…
О том, что в Новочеркасске есть еврейская община, я знал. Не ведал только, чем она занимается и где находится. Оказывается, там тоже “собирают камни”, там тоже пытаются не растерять память поколений, свои традиции, историю своего народа.
­ Люди должны знать свои корни. Без прошлого ­ нет будущего, ­ эти слова председателя иудейской местной религиозной общины Бориса Леграна в полной мере отражают и цели и задачи этого объединения людей одной веры и национальности.
Борис Германович совсем не походил на классический образ еврея, который рисовало мое воображение ­ ни пейсов, ни кипы на голове, я был просто разочарован. Современный молодой человек на неплохом авто. Типичный деловой герой нашего времени. Обратила внимание на себя лишь не свойственная современным деловым людям культура общения. Хорошее воспитание не скроешь. (Как и отсутствие оного.)
Офис общины находится на улице Пушкинской. Большая комната с длинным столом и множеством опрокинутых на него стульев. На стене ­ школьная доска с непонятными для непосвященного письменами, плакаты, государственный флаг Израиля. На полках книжного шкафа несколько томов с надписью “Тора”.
Навстречу нам выходит женщина.
­ Это Сусанна Ильинична Кулакова, секретарь общины, ­ представляет её Борис Германович.
­ Кулакова я по мужу, а в девичестве у меня была совсем другая фамилия, ­ говорит Сусанна Ильинична.
Мне рассказывают о том, чем живут члены этого религиозного объединения. А живут они своей религией, изучают главную для иудеев книгу ­ Тору, в воскресной школе занимаются с детьми, отмечают свои праздники. У иудеев принято все праздники годового цикла отмечать вместе. Праздников много, все они связаны с той или иной страницей истории еврейского народа.
­ Недавно мы отметили Пурим, ­ рассказывает Сусанна Ильинична, ­ это весёлый праздник, с застольем и карнавалом.
Пурим, это день спасения иудейского народа от полного истребления, которое грозило ему в пятом веке до нашей эры от персидского визиря Амана. Эти события описаны в Библии, в книге Есфирь. Тора, это, кстати, первые пять книг Библии ­ Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, которые являются частью Ветхого Завета.

— Наша община появилась в начале девяностых годов, ­ вспоминает Сусанна Ильинична, ­ когда люди получили возможность объединяться по национальным и религиозным интересам. В 1999 году мы вошли в Федерацию еврейских общин России (ФИОР). Сегодня в наших рядах 275 человек.
­ Председателем общины я был избран полтора года назад, ­ говорит Борис Легран, ­ не могу сказать, что в нашей семье царил религиозной дух, но меня воспитали так, чтобы я всегда помнил о том, что я еврей.
­ Насколько я знаю, одна из самых серьёзных заповедей иудаизма это шаббат, обычай который запрещает выполнять даже самую малую работу по субботам. Удаётся ли его соблюдать?
­ Шаббат начинается с появлением первой звезды в пятницу и продолжается до первой звезды в субботу. Полностью отказаться от какой­либо деятельности человеку, работающему, конечно, невозможно, ­ признаются мои собеседники, ­ но главное, это собраться за общим столом, зажечь свечи, прочесть главу Торы, произнести благословение на вино и хлеб. Каждую пятницу здесь у нас собираются человек 20­25. Люди приходят разные: и пожилые, и молодые. Есть и те, которые планируют выезд на постоянное жительство в Израиль. Они приходят, чтобы подготовить себя к жизни в этой стране. Родители приводят своих детей в воскресную школу. Здесь они изучают иврит, традиции иудаизма.
­ Как складываются у вас отношения с общественностью города, с властью?
­ Отношения самые добрые, ­ говорит Борис Германович, ­ администрация не остаётся в стороне от наших проблем. Мы всегда находим с её стороны внимание и понимание. У нас давние связи с армянской общиной, они бывают на наших праздниках, приглашают нас на свои.
­ А на какие средства существует ваша организация?
­ Нам помогает Федерация еврейских общин России, в ходу и частные пожертвования.
­ Недавно в одной семье тяжело заболел ребёнок, ­ говорит Сусанна Ильинична, ­ мы собрали для него, кто сколько смог.
­ Ведь мы для того и объединились, чтобы не только вместе праздновать, но и помогать друг другу ­ добавляет Борис Германович, и меняет тему ­ в прошлом году я был на съезде еврейских общин России, и там узнал, что, оказывается, он есть ­ еврей­оленевод! Один, но есть. Мои дядьки в Запорожье, кстати, работали сталеварами. Я это к тому, что главное, не кем быть, а как хорошо справляться с работой. Национальность и вероисповедание здесь роли не играют.
На мой вопрос, стоит ли обозначить адрес общины, Борис Германович мягко возразил, что время для этого, наверное, пока ещё не настало. И я его понял.

Для справки:
Численность евреев в мире, данные 2003 года ­ 13 миллионов человек
в России ­ 230 тысяч,
в ЮФО ­ 17 тысяч.
6 миллионов евреев были уничтожены в годы второй мировой войны.

Мы часто находимся в шорах стереотипов. Нам не чужд бытовой шовинизм и ксенофобия ­ уверенность в превосходстве “своего” над “чужим”, и нетерпимость к непривычному. Покидая еврейскую общину, я понял, что прикоснулся к чему­то такому, чего не
знал никогда прежде, и о чём никогда не узнаю, не то, что в полной мере, но и приблизительно, поверхностно. Наверное, мне и не нужно об этом знать. Это не моё, это чужое. Чужая культура, чужая религия, чужая жизнь, всё чужое. Я могу лишь, как в музее, посмотреть, не прикасаясь ни к чему, и уйти.

Фото из архива ИМРО
row['name']