Сегодня:

В будущий понедельник — Международный день театра. Хороший повод, чтобы собраться в театральном фойе, пошуршать афишами, посверкать дипломами разных фестивалей, ещё раз объясниться в любви к театру и искусству. Но разговор, который состоялся накануне профессионального праздника лицедеев (не в фойе, а на малой сцене Казачьего драматического театра), получился невесёлым.

Во встрече с журналистами, которая была организована управлением культуры, участвовали уполномоченный ростовского отделения Союза театральных деятелей Александр Коняхин, заведующая литературной частью театра Светлана Лангсваген, директор театра Алексей Козлов, актрисы Ольга Павлова и Екатерина Смолянникова и художественный руководитель театра Леонид Шатохин.
Прошедший год для театра сложился удачно — успешные гастроли, ряд заметных премьер, фестиваль “Комплимент”. Год 2006 принёс проблемы. Вступивший в действие Закон РФ №131 “Об общих принципах местного самоуправления” не сулит театру, впрочем, как и другим учреждениям культуры, ничего хорошего. Театр полностью лишён финансовой самостоятельности. По словам Л. Шатохина, в мартовской афише — 31 спектакль. Казалось бы, деньги в кассу театра идут рекой. На самом деле, по новому порядку, выручка должна идти в бюджет, а потом из него что-то будет перечислено театру. Доходит до абсурда. Чтобы заправить транспорт, театр должен провести тендер (конкурс поставщиков), та же самая процедура предваряет покупку каких-то материалов, оборудования. Если прежде театр договаривался о проведении обменных гастролей, брал кредит и потом рассчитывался с банком, и сам оставался с прибылью, то на сегодня у театра такой возможности нет. Его коммерческие счета закрыты.
— Экономический эффект от кредитов, используемых для организации гастролей, был огромен, — сказал Л. Шатохин, — что теперь делать — не знаем. Хорошей жизни ни у театра, ни у зрителей не будет. Зритель живёт премьерами. Есть премьера — есть зритель. Театр должен каждый месяц, полтора выпускать новый спектакль, удерживать интерес публики.
Сегодня театр работает над пьесой Н. Островского “Лес”. На вопрос, когда её увидит зритель, худрук смог лишь пожать плечами: “Спектакль мы подготовим, а вот когда будут костюмы и декорации — неизвестно”.
— Главное для нас, чтобы люди не уходили, — признался Леонид Иванович, — при нашей заработной плате актёра в театре может удержать лишь возможность самореализации. Когда и этого нет, актёр из профессии уходит.
— Это происходит часто?
— Очень часто. Из первого выпуска театрального курса у нас остались трое, из второго — четверо.
Но есть люди, для которых театр — это дом.
— Театр — это то дело, к которому я всю жизнь стремилась, — призналась молодая актриса Екатерина Смолянникова, — сцена — цель моей жизни. Мне здесь всё очень интересно.
— Заниматься любимой профессией — это уже счастье, сколько бы за это не платили, — поддержала коллегу Ольга Павлова, — для меня новые роли, новые характеры, новые персонажи это новые стороны жизни, о которых я прежде не знала. Мне кажется, что ничего интереснее просто на свете нет.
При всех проблемах, которые стоят сегодня перед театром, есть и положительный момент. В апреле наша сцена станет местом проведения Декады донских театров. Новочеркасцы смогут увидеть работы шахтинцев, таганрожцев и ростовчан.
Говоря о творческой стороне работы комиссаржевцев, Леонид Шатохин, заметил, что каждый спектакль для театра что-то даёт. Или зрительский успех, или информацию к размышлению…
Здесь всё не так просто. Например, на легкие спектакли зритель идёт, а “Семь казачьих распевов”, по оценке художественного руководителя, спектакль высокого художественного уровня, у зрителя не популярен.
— Уход в сложную драматургию обернётся для театра потерей большей части зрителей, — сказал Леонид Иванович.
Но это совсем не значит, что ради выручки театр готов на всё. Этот путь, по которому идут некоторые столичные театры, для нашего неприемлем.
В прошлом году возобновилась работа малой сцены, на которой уже идут два спектакля для взрослых и несколько детских. Готовится новая постановка — “Соловей” по Андерсену, тоже для взрослого зрителя. Рано или поздно, но зритель увидит и “Лес”.
Возможно, театр примет предложение, которое уже не раз высказывалось заинтересованными в его работе людьми, и после премьер будет проводить обсуждение новых работ.
— Любой театр заинтересован в том, чтобы знать, понимают ли его, то ли он делает? Это важно и для нас, — признался Л. Шатохин.
Словом, несмотря на все неприятные сюрпризы, которые преподносит культуре наше непредсказуемое время, те, кто не представляет своей жизни вне служения ей, будут и дальше “нести свой крест и веровать”.

Фото автора
row['name']