Сегодня:

В воскресенье посетителей китайской выставки в выставочном зале Дома-музея И. Крылова угостили знаменитым чаем из Поднебесной

Выставка традиционной китайской живописи гохуа – уже третья по счету экспозиция, прибывшая в Новочеркасск из Поднебесной: до этого горожане имели шанс полюбоваться прикладным искусством и работами тибетцев. Выставленные в конце февраля свитки с копиями средневековых живописцев и современные картины “альбомного” формата доехали в столицу донского казачества, благодаря посольству КНР в России и ростовскому фонду Рериха.
Традиционные работы гохуа включают в себя не только хороший рисунок, для создания которого используются десятки самых разнообразных кисточек, но и каллиграфически выведенное стихотворное предложение, проясняющее мысль, вложенную в картину живописцем. Хотя для подавляющей части посетителей смысл этой обязательной строки останется непонятым, любоваться причудливыми иероглифами (недаром в Китае каллиграфия приравнивается к живописи) вполне можно и без перевода. Основу собственно рисунка составляют линии – длинные, короткие, широкие, тонкие, прямые, кривые. Картина пишется безо всяких черновиков: поскольку главный рабочий материал – тушь, исправить допущенные огрехи можно только начав рисовать заново. Классические жанры разделяются на три группы: горы-воды, цветы-животные и изображения людей. Лучшей работой считается монохромная: пять тонов, по мнению китайцев, притупляют зрение, как пять звуков отвлекают слух.
Основные качества гохуа – утонченность и недосказанность – полностью соответствуют главным ценностям жителей Поднебесной. Если европейцы предпочитают искать красоту в количестве, то китайцы возводят в культ качество единственного предмета – один красивый цветок по их мнению лучше любого многокрасочного букета. Этот минимализм присущ и живописи: если художник может не изобразить какой-то объект, он обязательно оставит его за рамками работы. Китайские картины всегда символичны, и традиционный пейзаж с горами и водопадами не только изображает реально существующий вид, но и говорит о природной гармонии мужской энергии Ян (камни) и женской энергии Инь (вода). Наслаждаться искусством желательно не спеша, под приятную негромкую музыку, со спокойствием в душе и чашкой хорошего чая в руках. В этом отношении особенно повезло счастливцам, посетившим китайскую экспозицию в воскресенье днем. В рамках выставки студентка ЮРГТУ (НПИ) Ван Янь провела традиционную чайную церемонию для тех, кто ценит утонченные удовольствия.
Церемония начинается с того, что присутствующих “знакомят” с чаем: посуда с сухими листьями обносится по кругу, после чего мастер приступает к ритуалу. Движения рук строго регламентированы и отточены. Первая заварка сливается в специальную посуду – считается, что она может умилостивить бога радости Хотэя, вторую и последующие (одну порцию настоящего чая можно заваривать до шести раз) пьют участники церемонии. Заваривать и пить чай нужно в глиняной утвари, чтобы к аромату заваренных листьев примешивался запах нагретой глины. Понятно, что “правильных” чашек на всех желающих не нашлось, и посуда у посетителей выставки была самая, что ни на есть, европейская. Тем не менее неповторимый вкус зеленого с жасмином чая, привезенного из Китая, и не имеющего ничего общего с предлагаемыми в магазинах подделками, оказался невообразимо хорош даже в пластике. Участники церемонии с удовольствием цедили благоухающий терпковатый напиток, рассматривали свитки с традиционными средневековыми сюжетами и чувствовали себя почти что китайскими императорами… Их примеру – пусть даже без свежезаваренного чая – могут последовать все желающие: выставка гохуа продлится в течение всего следующего месяца.

Фото Николая Склярова
row['name']