Сегодня:

В «ЧЛ» № 48 от 7 декабря 2005 года мы опубликовали статью В.Н. Репникова «Война прошла через нас». Телефон редакции после этого будто взорвался! Такого количества откликов мы не знали до сих пор. Одни наши читатели интересовались, какие льготы и социальные гарантии существует для данной категории населения, другие просто делились воспоминаниями и своей многолетней болью…

«Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней».
Константин Симонов.

ДОЧКИ-МАТЕРИ

Моей маме в начале войны было столько, сколько сейчас моей дочери – одиннадцать. В эвакуацию она взяла с собой две вещи: книгу Алексея Толстого «Детство Никиты» и пионерский галстук. Книгу в 1937-м подарила любимая тетя Валя. В том же году тетя Валя оказалась в лагерях, а муж – расстрелян.
С подарком от врагов народа и треугольником от красного знамени она с бабушкой уехала из Ростова. На сборы дали два часа. Бабушка работала в детском доме. Детский дом эвакуировали на Кавказ. Потом на Кавказ пришли немцы…
Галстук мама прятала, а бабушка прятала и спасала детей. Маленьких евреев сотрудники детского дома увели через горный перевал. Остальных кормили, одевали, обували, учили, рассказывали им сказки – что их отцы обязательно вернутся. Детский дом был с приставкой «спец»: в него оформляли детей, чьи родители погибли на фронте.
Воспитанников детского дома спасли. Всех. До одного! И через много лет после войны, к какому-то празднику решили представить спасителей к наградам. Указ не подписали. Причиной стало «нахождение представленных лиц на оккупированной врагом территории». Наверное, спасать детей нужно было там, где фашистов не было. От чиновников, не знавших ужасов оккупации. Впрочем, это уже совсем другая тема.
Я не хочу, чтобы моя дочь смотрела по телевизору войну в Чечне, фильмы про Афган, захват и гибель заложников. Я могу выключить телевизор или, увидев кровавую аварию на дороге, сказать ей: «Не смотри!» Мою маму ее мать – моя бабушка не могла оградить от подобных ужасов. Она не могла сказать: «Не смотри!», когда с неба сыпались бомбы. А они сыпались! И мама-бабушка не всегда была рядом! Война началась, когда моя мама была в пионерском лагере на Черном море. И больше суток герой-капитан какой-то посудины, прижимаясь к берегам, вел пароход в безопасное место. А на палубе были дети – сколько вместилось! И все это время они смотрели в небо, в котором кружили немецкие бомбардировщики.
Мама умерла, когда ей было всего 58. Отец прожил еще 9 лет – до 72-х. Четыре года разницы в возрасте дали моим родителям разный статус: отец – участник войны, мать – всего лишь ее дитя. Отец воевал, был в плену, бежал, снова плен, освобождение… На его век хватило. И все-таки он пережил маму.
И отец моей подруги, фронтовик, жену свою пережил! Верину маму ребенком угнали в Германию. А отец воевал, работал, пил, бросил, честнейше ухаживал за парализованной много лет супругой, похоронил ее. Не сгубили его ни война, ни водка – он женился во второй раз, помогал растить внука.
Еще одна знакомая мне пара. Он и она – оба фронтовики, обоим уже за 80. Довольно еще бодры, хотя, конечно, болеют. Семь лет назад похоронили сына, родившегося в 1941-м. Дитя войны…
Дай бог здоровья поколению фронтовиков, но почему ранее их вымирают мальчишки-девчонки военных лет? Наверное, нормальное детство – залог долгого жития? Трудно считать, что детворе 20-х годов прошлого века жилось в тепле и комфорте – и голод был, и гражданская война, но того, что сделал Гитлер с нашей страной, — не было. И дети войны были смертельно ранены (в самое сердце!) еще тогда, когда рыли окопы, собирали колоски на убранном поле, ждали писем с фронта, а получали похоронки. Когда, совсем малышами, терялись на вокзалах под бомбежками, еще не зная своих имен-фамилий, а ребята постарше ехали в скотских вагонах в Германию, думая, что навсегда.
Может, правда, по Константину Симонову, десять дней на войне для ребенка – «за десять лет»? Секрет долголетия наоборот?

ДЯДИ-ДЕПУТАТЫ И ПРАВА «РЕБЕНКОВ»
«И каждый раз я воскресал,
И продолжалась жизнь на свете…
На фронте плавился металл,
Но жили матери и дети».
Виктор Волков.

В нашей стране льгот и гарантий не считано. Правда, в последние годы с этим делом решили бороться: видимо, не хватает средств на повышение зарплаты чиновникам и депутатам. И все-таки еще действуют законы «О ветеранах», о социальной поддержке малоимущих граждан, семей, имеющих детей-инвалидов и др. Закона о детях войны у нас нет.
Сразу отвечу на вопросы многих читателей. В своей статье В.Н. Репников написал, что его знакомый, будучи ребенком войны, получает надбавку. Читатели попросили уточнить. Мы уточнили. Герой предыдущей публикации рассказал нашему корреспонденту:
— Доплату к пенсиям детям войны установил своим указом Президент Ельцин. И ее несколько лет платили. Теперь эта доплата включена в общую сумму пенсии (поэтому некоторые и не знают об этой добавке). Сам Ельцин – 1931 года рождения, так что, наверное, это не случайно, что надбавку платят людям, родившимся до 1931 года.
Полученную информацию мы проверили по документам.
Вот официальное разъяснение Пенсионного Фонда РФ:
«Гражданам, родившимся до 31 декабря 1931 года включительно, назначение пенсии производилось по нормам Закона № 340-1 от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации», 110-й статьей которого было предусмотрено установление повышений размеров пенсий гражданам, проработавшим не менее шести месяцев в годы ВОВ, исключая время работы в районах, временно оккупированных неприятелем.
Указом Президента РФ от 10.12.1993 г. №2123 было установлено, что повышение пенсии гражданам, родившимся до 31 декабря 1931 года включительно, производить без истребования доказательств времени работы в годы ВОВ.
Повышение устанавливалось в размере 50% минимальной пенсии по старости, что на 31.12.2001 г. (с 01.01.2002 г. вступил в силу новый закон № 173-ФЗ от 17.12.2001г.) составляло 92 рубля 66 копеек. С 01.01.2002г. размеры пенсии неработающих пенсионеров были сохранены в прежнем размере. Все повышения, установленные по ст. 110 Закона №340-1 от 20.11.1990 г., вошли в страховую часть пенсии, которая увеличивается при индексации страховых частей трудовых пенсий».
Так вот у нас в России. В других наших бывших республиках бывает иначе, но об этом чуть позже.
В канун 60-летия Великой Победы в разных газетах России стали появляться такие, к примеру, письма:
«По указу президента РФ лицам 1931 года рождения за работу в тылу во время Великой Отечественной войны выплачивается немного повышенная пенсия. Не секрет, что эти мальчишки и девчонки, даже которые учились в ФЗО, ФЗУ, ремесленных училищах, много времени отдавали работе, вплоть до разгрузки железнодорожных платформ с таким грузом, как кирпич и др. Выезжали на уборку урожая и другие работы. Кроме того, в сельских районах работали на посадке, прополке, уборке картофеля, на сенокосе (подвозка копен) и др.
Хотелось бы, чтобы правительство или президент РФ в честь Великой Победы в Отечественной войне 1941–1945 гг. лицам, родившимся в 1931 году, установили звание «Труженик тыла» или наградили какой-нибудь памятной медалью. Ведь этим детям войны уже больше семидесяти лет, а точнее — к Дню Победы будет по семьдесят четыре года. До таких лет доживают немногие.
Валерий Григорьевич Макаров».
Нельзя сказать, что эти письма нигде не читали. Читали даже в Государственной Думе, но по рассказу одного ее депутата (кажется, со Смоленщины), отказались даже рассмотреть поправки к закону о пенсиях.
На региональном уровне депутаты оказались ближе к народу и кое-где кое-что решили.
Москва. 2 декабря 2005 года на очередном заседании Мособлдумы закон «О социальной поддержке отдельных категорий ветеранов, реабилитированных лиц, лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, и иных категорий лиц, имеющих место жительства в Московской области» был дополнен статьей 3.1. «Меры социальной поддержки лиц, родившихся до 31 декабря 1934 года включительно». Таким образом депутаты отреагировали на многочисленные обращения от граждан, которые в годы Великой Отечественной войны, будучи несовершеннолетними детьми и подростками, привлекались к выполнению различного вида работ, но труд которых документально не оформлялся. Полагая, что подростки в возрасте 10 лет и старше тоже внесли свой вклад в Победу (а рожденным в 1934 году уже в 1944 году исполнилось 10 лет), депутаты Мособлдумы приняли согласованное с Правительством Московской области решение обеспечить их с 1 января 2006 года некоторыми мерами социальной поддержки.
Депутаты учли, что кроме непосильной физической нагрузки в детстве, после выхода на пенсию эти люди испытали огромное моральное потрясение, поскольку оказалось, что отсутствие каких-либо документов, подтверждающих факт их работы в годы Великой Отечественной войны, не позволяет распространить на них права и льготы, установленные для тружеников тыла. Поэтому из мер социальной поддержки была выбрана оплата в размере 50 процентов стоимости лекарств, приобретаемых по рецептам врачей.
Астрахань. С 1 июля 2005 года в Астраханской области прибавится еще одна категория местных льготников — дети войны. 31 января 2004 года губернатор Александр Жилкин подписал закон Астраханской области «О мерах социальной поддержки детей военнослужащих, погибших (пропавших без вести) в связи с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941—1945 годов». Около двух лет этот документ рассматривался депутатами Государственной Думы области, не удались и попытки принять его на федеральном уровне, но настойчивость одноименной астраханской региональной организации «детей» привела к желаемому результату. Детьми военнослужащих, погибших в Отечественную войну, являются лица, которые на день гибели отца или матери не достигли 18 лет и ранее состояли на иждивении родителей. Подтверждающим документом будет являться либо похоронка, либо соответствующая справка из военкомата. Социальная поддержка будет полагаться тем, кто имеет доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в Астраханской области (сейчас это 1997 рублей).
В числе мер социальной поддержки: оплата в размере 50 процентов стоимости лекарств, приобретаемых по рецептам врачей; первоочередная установка квартирного телефона; выплата ежемесячной денежной компенсации расходов на проезд всеми видами городского и пригородного транспорта; оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) — в пределах нормативов потребления; преимущественное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительских и спортивно-оздоровительных учреждений; первоочередное оказание медицинской помощи по программе государственных гарантий; выплата денежной компенсации за проезд к месту гибели родителей в пределах Российской Федерации. Скажем сразу: в Ростовской области такого закона нет. Не настаивали на этом «дети», не вспомнили о них депутаты. А надо бы, наверное, об этом пошуметь. Как, например, сделали пенсионеры Приморья, которые от имени 14 тысяч членов Союза пенсионеров Приморского края приняли обращение к руководству общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России» о введении нового официального гражданского статуса «Дети войны». Правда, пока результатов нет. Наверное, «детских» силенок одного Приморья мало. Россия большая – окраин не видно.
А вот на Украине дело иначе пошло. С 1 января 2006 года здесь вступит в законную силу Закон «О социальной защите детей войны», принятый в дни празднования 60-летия Великой Победы. Статус «дети войны» дается лицам, которые являются гражданами Украины и которым на время окончания (2 сентября 1945 года) Второй мировой войны было меньше 18 лет.
Детям войны закон предоставил следующие гарантии:
бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта, автомобильным транспортом общего пользования в сельской местности, железнодорожным и водным транспортом пригородного сообщения и автобусами пригородных маршрутов в пределах области (Автономная Республика Крым) по месту жительства;
право на 25-процентное снижение платы за пользование коммунальными услугами (газом, электроэнергией и прочее) в рамках средних норм потребления;
преимущественное право быть оставленным на работе при сокращении штата;
право использовать очередной отпуск в удобное время;
право получать дополнительный отпуск без сохранения заработной платы на срок до двух недель в год;
получение помощи по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка независимо от стажа работы;
первоочередное отведение земельных участков для индивидуального строительства, садоводства и огородничества.
Кроме того, детям войны к пенсии, ежемесячному пожизненному денежному содержанию или государственной социальной помощи, которая выплачивается вместо пенсии, должно доплачиваться 30 процентов минимальной пенсии по возрасту.

ДЕТИ РАЗНЫХ НАРОДОВ?

Когда-то дети у нашего многонационального государства – СССР – были общими. И война у нас была одна – на всех. Один враг. И одна – Победа! Дети разных национальностей (теперь – граждане разных государств) были на том утлом суденышке, на котором под бомбами везли из пионерлагеря мою маму. И в детском доме русские, армяне, украинцы, евреи делили одну боль утраты родных – на всех. А теперь гадай: кому больнее? Украинцу, статус которого признали, или русскому, которому не так обидно за себя, как за державу? Державу, которая пыжится быть великой.

От редакции. «ЧЛ» объявляет льготную подписку для детей войны (условия см. на стр. 5).