Сегодня:

В «Новочеркасских ведомостях» от 1 июля прочитал интервью с зам. главы администрации Новочеркасска Е.Ф. Мавдриковым. Последний рассказал корреспонденту, а заодно и читателям о том, что случилось с мостом через реку Тузлов и что с ним будут делать дальше.
«Произошла просадка грунта в той части спуска Герцена, которая непосредственно примыкает к железобетонному мосту путепровода через улицу Ефремова, — заявляет Евгений Федорович. — Причиной явилось некачественное выполнение работ при его постройке».
Думаю, что читателю будет интересно узнать, что «некачественно» выполнили работы не бывший мэр Н. Присяжнюк со товарищи, которые, по мнению нынешней администрации, во всех грехах виноваты, а — … немцы, из той самой Германии, в которую и к которым нынешний мэр А.П. Волков так полюбил ездить.
После освобождения г. Новочеркасска от фашистских захватчиков 13 февраля 1943 года немецкие военнопленные несколько лет использовались в городе на восстановительный работах, в том числе – на реконструкции спуска Герцена. За счет срезки-подсыпки был уменьшен уклон его проезжей части. Перед аркой, проезд через которую с тех пор закрыли, засыпали седловину, а ниже сделали довольно высокую насыпь, которая плавно вывела спуск на уровень новых мостов через Тузлов и железную дорогу. Сами мосты были построены в 1949 году.
Об этом рассказал в своей последней книге «Прогулки по Новочеркасску» В.Н. Репников (советую ее, кстати, почитать каждому).
Выходит, нашим мостам уже 56 лет, и ничего нет удивительного, что «со временем грунт начал проседать, образовались трещины…», как говорит Е.Ф. Мавдриков. «К моменту своего обнаружения промоина, объемом около двух кубических метров, была расположена под одной колеей трамвайных рельсов и захватывала примерно метровую часть автодороги», — сетует Евгений Федорович. Причина столько позднего обнаружения, возможно, в том, что за ярко подсвеченной аркой темной ямы не видно?
Впрочем, это хорошо, что администрация взялась за мост еще до того, как он (по вине немецких «товарищей»?) рухнул. Иначе нам пришлось бы налаживать регулярное движение в Промрайон через ближайший город Шахты. Хотя это не фантастика. На мост, где сейчас ведутся работы, пускают не всех. К примеру, «непроездным» стал 5-тонный ЗИЛ, в то время как его более тяжелые братья КрАЗы были пропущены сотрудниками ГИБДД. Отсюда и подозрение бравых гаишников в получении взяток, а городских властей в наличии секретного списка «кого пущать не велено».
И еще одна сторона вопроса. На мосту укреплены таблички, запрещающие прохождение по нему машин весом более 18 тонн. Это – когда мост в порядке. Что сейчас – не ясно. Но по мосту идут автобусы, а один из водителей рассказал нам, что проектная масса его машины с пассажирами 16,5 тонн. Автобус импортный, за границей пассажиры в нем мирно сидят. У нас – стоят, висят, набиваются… Знают ли они, что каждый день совершают путь через Тузлов за гранью безопасности? Знают ли об этом в ГАИ, в администрации?
Понятно всем: мост городу жизненно необходим, его нужно делать. По нашей информации, ряд предпринимателей предлагает Новочеркасской администрации свою помощь: предоставить транспорт, подвезти грунт, строительные материалы. Предлагают довести «до ума» Кривянский мост – про запас, на аварийный случай.
Словом, понимание проблемы есть, желание решить ее – тоже. Нужно только не искать виноватых и не прятать промоины, ямы и трещины за мишуру и разноцветные лампочки.