Сегодня:

«Многие сравнивают «кровавую субботу» 1962 года в Новочеркасске с «кровавым воскресеньем» 1905 года в Петербурге, — писала в своей книге президент Фонда Новочеркасской трагедии Т. Бочарова. — Действительно, похоже. Города-столицы, место действия — Дворцовая площадь, массы — простые люди, рабочие, шли с верой, за правдой, несли изображения тех, кому верили. И так же власть расстреляла. Схоже. Только подлее и изощреннее сработали в Новочеркасске палачи…».
В Петербурге Дворцовая площадь цела-целехонька. В Новочеркасске на днях уничтожена. Здесь, по мысли городской администрации, будет цветник и фонтан — сквер, в котором стоит памятник атаману Платову, продлят до Атаманского дворца. И кто его знает, чего больше хотелось власти — убить память о трагедии 1962-го, о принимающем здесь казачий парад императоре Николае II, о последнем жильце дворца — атамане Каледине? Или, по официально распространяемой версии, просто мечталось, чтобы перед дворцом … не было стоянки автомашин?!!
… В разных документах разных лет она зовется Дворцовая площадь, площадь Карла Маркса или еще: площадь перед горкомом КПСС. Сути это не меняет.
Вот старая фотография: Император Всероссийский Николай II, царь Польский, Великий князь Финляндский и прочая, и прочая и прочая перед Атаманским дворцом в Новочеркасске. Его рука — у головного убора, а в развернутом строю перед ним идут казаки: печатают шаг по вымощенной диким камнем Дворцовой площади.
А вот воспоминания более поздних времен. Ими поделился искусствовед В.И. Кулишов:
— В 1986-м или 87-м году сюда приезжала Мария Акимовна Асеева, отец которой был дружен с известным донским писателем Крюковым. Она вспоминала 1918 год, когда была еще маленькой. Здесь, на площади, она увидела автомобиль, принадлежавший атаману Каледину. Каледин заметил любопытство девочки, взял ее на руки и посадил в свою машину.
А это — свидетельства очевидца Новочеркасской трагедии 2 июня 1962 года М.М. Лося:
«… Пробравшись через сквер им. Ленина, оказался в массе людей, плотным кольцом окруживших площадь перед горкомом КПСС. Стиснув зубы, все подавленно молчали… Да, прошло много лет, а перед моим взором стоит все та же немеркнущая десятилетиями страшная картина: площадь залита свежей кровью, на фоне которой особенно контрастировали многочисленные белые детские панамки, втоптанные в грязно-кровавое месиво».
Но и это — еще не вся история площади!
Три года назад при прокладке трубопровода здесь были обнаружены фрагменты … античной амфоры! Возраст находки — III-IV век до нашей эры. Новочеркасск расположен на значительном курганном могильнике, материалы из раскопанных курганов позволяют ученым говорить о существовании на территории города некрополя сарматской знати — «Царских курганов». Древние погребальные сооружения до настоящего времени можно видеть в центре Новочеркасска. Два из них — в Александровском саду: один превращен в «Курган Славы», где зажжен Вечный огонь, другой — любимое место лазания детворы — высится рядом с Колесом обозрения. Третий — во дворе Атаманского дворца. Все они — в двух шагах от Дворцовой площади! И под ногами тех, кто по ней ходит.
— Здесь находится погребение, — утверждает археолог М.И. Крайсветный, тот самый, что нашел амфору, — мы ходим по могиле и не одной. Если становиться на букву закона, то все строительные работы здесь требуют обязательного согласования с государственными органами охраны памятников. Причем это касается не только самих курганов, но и их охранных зон. При сплошной городской застройке минимальное расстояние от границы застройки до памятника — охранная зона — 250 метров. То есть все в центре Новочеркасска — межкурганное пространство! Это зона особого внимания, требующая согласования при ведении любых работ и присутствия здесь специалистов.
Я позвонила в Областную инспекцию по охране и эксплуатации памятников истории и культуры. Мне ответили: СОГЛАСОВАНИЯ НЕ БЫЛО.
Мы стояли на перекопанной площади: В.И. Кулишов, переживающий за исторический облик казачьей столицы, М.И. Крайсветный, «болеющий» археологией, и я. За нашими спинами у входа в музей Новочеркасской трагедии 1962 года пригорюнилась на корточках его сотрудница, участница тех событий В.Е. Водяницкая. Она молчала, но, видимо, думала, что ей теперь рассказывать посетителям музея: «Там, где фонтан, была площадь, которую залили кровью…».
Приняв нашу группку за граждан, причастных к «реконструкции», пожилой прохожий спросил:
— А что здесь будет?
— Безобразие! — ответили мы ему.
Прохожий ушел, а В.И. Кулишов развил тему:
— Генеральный план города, разработанный Деволаном, признан историческим достоянием, подлежит охране. Перепланировать, придумывать что-то, а тем более в центре — я считаю, это дикость, варварство. Перед всяким дворцом — это исторически сложилось в архитектурных ансамблях — должна быть площадь. Атаманский дворец строился как парадное здание, а не парковое. У него должен быть открыт фасад. Недавно это и сделали: спилили, как ни было жалко, красавицы-ели, закрывающие здание. А теперь решили продолжить сквер, и снова закрыть дворец? Где логика?!!
На Атаманский дворец наступают нынче не только с фасада. Как мы уже писали, местные власти настойчиво «пробивают» идею строительства в примыкающем к нему сзади Александровском саду пятизвездочного отеля. Также — между курганами. Разрешения Областной инспекции на него пока нет, но с Колеса обозрения прекрасно видна плешь между густыми деревьями: уже расчищенная площадка под котлован для фундамента.
Часто мы говорим: камни родного города. Для кого-то это абстрактно. А конкретные камни — брусчатку с Дворцовой площади Новочеркасска — выбросили, как ненужный мусор. Брусчатку укладывали — камешек к камешку — в 80-х годах XIX века. И кстати, приезжающих в те годы в Новочеркасск просили привозить с собой камень — нужный, вечный строительный материал. Чьи только руки тех камней не касались, чьи ноги по ним не ходили…
В чьи только головы пришла мысль отвезли кусок истории на городскую свалку?