Сегодня:

Не знаю, как другие жители нашего города — его патриоты, псевдопатриоты и нейтральные обыватели — относятся к последним инициативам городской исполнительной власти и безынициативности и пассивности власти представительной, но лично я возмущен. Возмущен нахрапистыми действиями первой и молчаливым попустительством второй. Но сейчас хотелось бы без эмоций убедить представителей обеих ветвей городской власти, что ряд одних вещей делать нельзя вообще, а ряд других делать можно, но весьма осторожно. И хотя один из заместителей главы городской администрации заверял, что «Частную лавочку» в администрации якобы не признают и не читают, излагать свои доводы мне приходится именно в ней. Ибо только в этом издании и можно опубликовать «непричесанные» мысли вслух , так как любое другое городское издание поместить их вряд ли решится: мысли эти идут вразрез с официальным мнением.
Глава нашей городской администрации любит повторять, что в России столицами считаются три города, один из которых — «столица донского казачества — Новочеркасск». Если я скажу, что столица донского армянства — Чалтырь, то донские армяне могут, пожалуй, и обидеться. Ибо Чалтырь — центр Мясниковского (хотя правильнее было бы писать и говорить «Мясникянского») района. А наш Новочеркасск — бывший главный город существовавшей прежде административной территории с названиями «Земля донских казаков» (до 1835 г.), «Земля войска Донского» (до 1870 г.), «Область войска Донского» (до 1918 г.), «Донская Советская республика» (с 23 марта 1918 г.), «Всевеликое войско Донское» (с 18 мая 1918 г. по 7 января 1920 г.).
Улавливаете разницу? Главный город (административный центр), а не столица; административной территории (Земли, области), а не национальной либо сословной группы. А столицей Новочеркасск можно было называть лишь в период бытности на Дону Донской Советской республики да Всевеликого войска Донского, которое, по сути, тоже было республикой, но казачьей и независимой, не желавшей входить ни в состав Советской России, ни в состав России Великой, Единой и Неделимой, каковой ее желал видеть командующий Добровольческой армией генерал-лейтенант Деникин. Казачья республика, как и любое другое независимое государство, имела свои собственные, не имеющие ничего общего с имперскими, символы: герб, флаг и гимн.
И тут мы подошли к сути нашего разговора. А именно: каковы должны быть символы нашего города, в разное время бывшего центром одной из областей Российской империи, Донской Советской республики, независимой казачьей республики «Всевеликое войско Донское» и, в конце концов, ставшего городом областного подчинения, а не «столицей донского казачества». Ибо столицы имеются все же у национально-территориальных образований, а не у общественных организаций различной ориентации, но с одним и тем же названием — «Всевеликое войско Донское».
На состоявшемся 27 июня заседании городской Думы ее депутаты были уведомлены о том, что им в скором предстоит утвердить два символа города: гимн и флаг. Хотя объявления о внесении предложений по этим символам не делалось, их проекты уже имеются. И теперь необходимо лишь выбрать из двух имеющихся текстов гимна какой-то один. А изображение флага не придется даже выбирать: его нужно просто утвердить после прохождения им экспертизы в государственной Геральдической службе.
Нам неизвестны пока содержания уже имеющихся текстов гимна. Возможно, что предложенные местными авторами стихотворные строки — высокохудожественные поэтическое произведения. Но о чем и как они повествуют? Нет ли в них исторических, фактических, а то и грамматических ошибок? Об этом умалчивается. А почему бы, пока не поздно, не вынести их на широкое общественное обсуждение? Или хотя бы на узкое… Глядишь, и укажут знающие люди на какие-то недочеты, несоответствия либо откровенные ляпы. И предложат что-то свое — более грамотное, исторически точное, с иными приоритетами и более достойными персонажами. Ведь вышел же казус с изображением флага Новочеркасска. Да еще какой казус!
«Предполагается, что флаг будет представлять собой три равновеликих прямоугольных поля, соответствующих цветам флага Всевеликого войска донского — синее, желтое, красное. В пределах высоты желтой полосы изображен до половины вылетающий черный двуглавый орел с золотыми клювами и красными языками, увенчанный тремя золотыми императорскими коронами с тонкой красной подкладкой и самоцветами».
Такое описание флага дается в отчете о последнем заседании Думы, опубликованном в еженедельнике «Новочеркасские ведомости», № 25 (784) за 29 июня 2005 года. Так вот: мы с вами уже выяснили, что «Всевеликое войско Донское» было независимой республикой, в которой действовали принципы казачьей демократии: выборы проводились прямым открытым голосованием либо через систему выборщиков, и т.д. и т.п. Следовательно, флаг Всевеликого войска Донского — это один из символов демократической казачьей республики. А вторым ее символом был герб: на голубом фоне геральдического щита — изображение вольного оленя, пораженного казачьей стрелой.
Так почему же на один из символов демократической казачьей республики (флаг) накладывают не какой-то другой символ казачьей демократии, а символ самодержавной империи (двуглавый орел, увенчанный императорскими коронами)? И к чему флагу Новочеркасска желтая полоса? Ведь на флаге ВВД она символизирует входивших в состав Донского казачьего войска калмыков. Возможно, конечно, что в Новочеркасске и проживает некоторое число представителей этого народа, но не настолько много, чтобы отводить им целую полосу наравне с синей и красной полосами, символизирующими казаков и русское иногороднее (то есть неказачье) население.
Прежде чем заниматься созданием новых символов в такой области, как геральдика, где имеется масса условностей, желательно уметь в ней хотя бы немного ориентироваться и знать историю создания и значение используемых для этого символов. Поэтому сообщаю для справки: черный орел на желтом фоне с 1701 года был присущ лишь царскому (позднее — императорскому) штандарту, обозначавшему местонахождение главы государства. Флаги такого рода в Новочеркасске могли развеваться, например, над зданием Атаманского дворца, где останавливались Их Императорские Величества во время посещений ими нашего города.
Кстати, об Атаманском дворце и расположенной перед его фасадом территории. В рубрике «Столица — сто лиц» ежедневной информационной телепередачи «Акцент дня» в качестве заставки каждый раз демонстрируется фотография, на которой запечатлено прохождение церемониальным маршем мимо стоящего перед дворцом императора Николая II казаков в развернутом двухшереножном строю. Император держит руку у головного убора, а идущие перед ним казаки печатают шаг по вымощенной диким камней площадке.
Все, нет больше перед дворцом мощеной площадки, которую в советский период неоднократно покрывали асфальтом. На асфальте этом в 1962 году осталось (сам видел через 3 дня после известных событий) немало бурых несмываемых пятен. Со временем все они ушли под асфальт.
А теперь и асфальт, и даже булыжники навсегда покинули площадь: все ее покрытие было вскрыто ковшом экскаватора, погружено в грузовики и вывезено на свалку. Включая те камни, по которым ступал и Император Всероссийский, царь Польский, Великий князь Финляндский и прочая, и прочая, и прочая… Не успел я порадоваться прозвучавшим в одном из «Акцентов дня» словам нашего градоначальника о том, что булыжник перед Атаманским дворцом будет очищен от асфальта, а булыжная мостовая — перемощена, как он изменил свои намерения и отдал предпочтение искусственному, а не природному, материалу — тротуарной плитке.
В Новочеркасске теперь нет места императорского смотра; нет теперь и места трагедии 1962 года. Как нет, например, со времен ельцинского первосекретарства места другой исторической трагедии — ипатьевского дома в Екатеринбурге, в подвале которого летом 1918 года был уничтожен последний российский император со всеми своими чадами и домочадцами. Так и только так поступают власть имущие преобразователи городской среды: с глаз долой, из сердца вон. Таких ничто не страшит: ни суд истории, ни людская молва…