Сегодня:

24 июня исполняется 60 лет со дня исторического Парада Победы 1945 года. Старшее и пока еще здравствующее поколение безусловно помнит это знаменательное событие. Однако люди среднего возраста, а тем более молодежь в своем большинстве знают об этом лишь понаслышке. В этой связи представляется, что хотя бы короткий рассказ об этом Параде будет полезным и нужным в интересах воскрешения исторической правды о событиях уже столь далекого победного 1945 года.
Решение о проведении этого Парада принял лично И.В. Сталин через несколько дней после своего обращения к народу 9 мая 1945-го в связи с победоносным окончанием Великой Отечественной войны. При этом сказал — «… надо провести не обычный, а особый Парад». Одновременно предложил в ознаменование Победы провести в Кремле торжественный прием в честь командующих фронтами, воинов Красной Армии и тружеников тыла. Такой прием на высшем уровне состоялся 24 мая 1945 года, на котором Сталин произнес свой знаменитый на весь мир тост — «За здоровье русского народа». В этот же день он заслушал предварительные расчеты Генерального штаба по подготовке Парада, с которыми в целом согласился, однако категорически возразил против предлагаемого срока проведения Парада — через два месяца. Вот дословное указание Сталина (как исторический документ): «Парад провести ровно через месяц — 24 июня. Принимать Парад будет Жуков, командовать — Рокоссовский…». В этот же день 24 мая Генштаб подготовил и разослал в войска директиву следующего содержания (документ):
«Верховный Главнокомандующий приказал:
1. Для участия в параде в Москве, в честь победы над Германией, выделить от фронта сводный полк.
2. Сводный полк сформировать по следующему расчету: пять батальонов двухротного состава по 100 чел. в каждой роте (10 отделений по 10 чел.). Кроме того, 19 чел. командного состава из расчета — командир полка — 1, зам. командира полка — 2 (по строевой и по политчасти), начальник штаба полка — 1, командиров батальонов — 5, командиров рот — 10 и 36 чел. знаменщиков с 4-мя ассистентами-офицерами; в сводном полку 1059 чел. и 10 чел. запасных.
3. В сводном полку иметь — шесть рот пехоты, одну роту артиллеристов, одну роту танкистов, одну роту летчиков и одну роту сводную — кавалеристы, саперы, связисты.
4. Роты укомплектовать так, чтобы командирами отделений были средние офицеры, а в составе — рядовые и сержанты.
5. Личный состав для участия в параде отобрать из числа бойцов и офицеров, наиболее отличившихся в боях и имеющих боевые ордена.
6. Сводный полк вооружить: три стрелковых роты — винтовками, три стрелковых роты — автоматами, роту артиллеристов — карабинами за спину, роту танкистов и роту летчиков — пистолетами, роту саперов, связистов и кавалеристов — карабинами за спину, кавалеристов, кроме того, — шашками.
7. На парад прибыть командующему фронтом и всем командирам, включая авиационные и танковые армии.
8. Сводному полку прибыть в Москву 10 июня с.г., имея при себе тридцать шест боевых знамен наиболее отличившихся в боях соединений и частей и все захваченные в боях войсками фронта боевые знамена соединений и частей противника, независимо от их количества.
9. Парадное обмундирование для всего состава полка будет выдано в Москве. Антонов. 24 мая 1945 г.»
(Генерал армии А. Антонов в то время был начальником Генерального штаба.)
Быть включенным в состав парадного расчета воспринималось как высочайшая награда, поэтому отбор кандидатов был чрезвычайно строгим. В списки включались только те, кто был награжден, как минимум, двумя-тремя орденами. Из состава танковой бригады, в которой мне довелось воевать, участником парада был утвержден лишь один — механик-водитель танка, награжденный пятью орденами. А из состава прославленной 3-й гвардейской танковой армии — всего 62 человека, из них почти половина Героев Советского Союза.
Парад Победы был грандиозным по своей масштабности, явился ярким подтверждением могущества нашей армии. Парад продолжался два часа, в нем приняли участие свыше 52 тысяч человек, из них более 11 тысяч — в составе сводных полков от 10 фронтов и одного полка Военно-Морского флота. При этом последовательность их прохождения торжественным маршем была установлена их географическим расположением — с севера на юг: Карельский фронт, Ленинградский, 1-й Прибалтийский, 3-й, 2-й и 1-й Белорусские, 1-й, 4-й, 2-й и 3-й Украинские фронты, полк моряков. Первоначально предполагалось впереди сводных полков иметь Знамя Победы. Однако по указанию Г.К. Жукова это Знамя на парад не выносилось, а было передано на вечное хранение в Центральный музей Вооруженных Сил. Как бы «взамен» этого символа Победы после прохождения сводных полков к Мавзолею приблизилась еще одна колонна наших воинов, в руках которых были 200 вражеских знамен, опущенных к земле. Вся эта постылая ноша под дробь барабанов была с силой брошена у подножия Мавзолея. Затем парад продолжили военные академии, войска Московского гарнизона, колонна кавалеристов в конном строю и боевая техника — артиллерия разных типов, танки. Завершил парад сводный оркестр в составе 1400 человек. Планировалось также проведение воздушного парада над Красной площадью и грандиозной демонстрации трудящихся, однако они были отменены из-за ненастной погоды.
Этот исторический парад, в отличие от всех других московских парадов, имел одну существенную особенность. Директивой Генштаба от 17 июня 1945 года статус участника этого парада был предоставлен только тем воинам, кто входил в парадные расчеты сводных фронтовых полков. Этой же директивой было предписано в их красноармейские книжки, а офицерам — в удостоверения личности и в личные дела внести запись: «Был участником Парада Победы 24 июня 1945 года». Все остальные военнослужащие, принимавшие участие в этом параде или в его подготовке, такого статуса не имели.
Хотелось бы также поведать об одной памятной «детали». Всем воинам парадных расчетов были вручены продуктовые наборы с надписью на коробке: «Победителю!». В этом наборе были деликатесные по тому времени продукты, папиросы «Казбек» и «Беломорканал» с такой же надписью на пачках, а также бутылка спиртного с такой этикеткой: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами». Между прочим, об этой «детали» почему-то не знают или вдруг забыли некоторые из тех, кто действительно имел какое-то отношение к этому параду, но не имел статуса его участника. Кто-то, например, готовил к параду лошадь для Жукова, кто-то другой был на параде в экипаже танка или в колонне кавалеристов в конном строю…
В заключительной части этой статьи мне хотелось бы высказать свои личные, субъективные мысли, касающиеся парада, проведенного в Москве 9 мая этого года. Смотрел этот парад по телевизору с каким-то тягостным чувством. Камуфляж Мавзолея. Безликий дикторский текст. Тьма абсолютно чуждых «гостей» и московского бомонда в качестве зрителей. Проезд по Красной площади камуфляжных автомобилей с ветеранами в кузовах. Такое впечатление, что уважаемые ветераны забыли о своей былой воинской гордости. В торжественном марше войск вдруг собаководы-кинологи с собаками, а затем цирковые лошади с лихими наездниками. Вместо трибун — кресла, как в театре. В том числе и в нескольких шагах от того места, где в том 1945-м валялись вражеские знамена.
Особе неприятие для меня — все сидят и созерцают парад как зрелище. (Нечто подобное было и при Ельцине в 1995 году, когда парады проводили возле Поклонной горы.) Из истории известно, что во время парадов все российские императоры, начиная от Петра Великого, никогда не сидели. Как и американские президенты. Не допускали этого Суворов и Кутузов, Ушаков и Нахимов, даже Наполеон, а тем более наш Жуков. И.В. Сталин и все руководство былой страны по полдня выстаивали на трибуне Мавзолея не только во время парадов, но и многочасовых демонстраций.
Что же касается так называемого «парада» в нашем городе, то иначе как зрелищем, очередным «шоу» его не назовешь. Кто принимал и кто командовал этим «парадом»? В конце концов, есть уставные правила проведения парадов, уставные команды, давно отработанный ритуал. Есть и закон РФ от 19 мая 1995 года, где конкретно перечислены города, в которых могут проводиться военные парады. Это — города-герои и города, где дислоцированы штабы военных округов и флотов. Наш город к этой категории, конечно же, не относится, а поэтому не следует ничего выдумывать. Проведение строевых смотров воинских частей на городской площади или их прохождение по городу в праздничные дни — это полезные и нужные мероприятия, однако не парады. К тому же не следует смешивать разные понятия — воинские части министерства обороны и части внутренних войск министерства внутренних дел, которые в состав Новочеркасского гарнизона не входят, а имеют к нему лишь косвенное отношение.