Сегодня:

Чтобы дети всей страны
Жили как в Европе,
Нужно думцам снять штаны
И ремнем по попе!
(«Кривое зеркало», РТР, 28.01.05).

По поводу депутатов-думцев говорят и шутят в народе много. Например: «что хорошо электорату, то просто смерть для депутата». Но говорят все-таки больше, чем шутят, особенно после очередного подорожания или другого нововведения, «улучшающего» благосостояние каждого из нас, а значит, и государства в целом. Очень много вопросов задается в преддверии выборов о том или ином аспекте этого мероприятия. Попробую осветить некоторые из них. Для этого возьмем ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ», принятый Законодательным Собранием 24 сентября 2003 года (в ред. Областного закона от 29.12.2003 N 89-ЗС)
Насчет участия в выборах каждый из нас может быть абсолютно спокоен. Статья 1 пункт 4 четко гласит: «Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Контроль за волеизъявлением гражданина запрещается». Самому мне не очень понятно, каким образом неприход на выборы служит во благо, но закон есть закон: захотел – пришел, не захотел – не пришел (хотя в некоторых европейских странах отказ от собственного волеизъявления – административное нарушение, влекущее за собой соответствующие последствия.)
Сразу предупреждаю, все цитаты взяты из определенного закона, т.е. так ДОЛЖНО быть. Пункты 6 и 7 той же статьи утверждает: «Деятельность избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов осуществляется открыто и гласно.
Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Вмешательство в деятельность избирательных комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается». Практически, этим отметается законная возможность участия в выборах депутатов административного ресурса. Если Вы столкнетесь с обратным, то это лишний раз покажет Вам уважение чиновников к той власти, которую они представляют.
К счастью электората, не все могут быть избраны для представления его интересов. Об этом четко говорится в статье 4: «Пункт 3. Не имеют права избирать депутатов представительного органа местного самоуправления и быть избранными депутатами представительного органа местного самоуправления граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Пункт 4. При наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах состоится до истечения указанного срока». Иными словами, воры и мошенники, признанные таковыми судом и отбывающие срок, а так же те из них кто «влетел по-крупному» не будут нашими волеизъявителями. Это вселяет надежду и уверенность в завтрашнем дне.
Теперь немного о регистрации. Нет, не кандидатов, а избирателей. Целая статья посвящена этой процедуре. Она так и называется: Статья 6. «Регистрация (учет) избирателей». Вот наиболее интересные ее пункты: «1. Регистрации (учету) подлежат все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом. (Те, кто читал отчет о последних выборах в городе, должен был удивиться некоторой разнице между количеством избирателей и числом бюллетеней, выданных на участки. Не на всех участках бюллетеней было больше, чем проживающих избирателей).
6. Избиратель имеет право на беспрепятственный доступ к документированной информации (персональным данным) о себе, в том числе к информации, находящейся на машиночитаемых носителях, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также имеет право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию, кем и кому она предоставлена». Это уже серьезно. Не берусь утверждать, но, по мнению специалистов, такая информация широко используется в технологиях черного пиара, хотя их суть также не понятна, как и роль народных избранников в улучшении жизни каждого из нас.
Кстати, есть интересные ограничения по голосованию некоторых групп граждан: «Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования, не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей на выборах». Советую прочитать несколько раз, если не поняли с первого.
Далее хотелось бы немного подробней остановиться на избирательной комиссии:
«Статья 11. Формирование комиссий
Пункт 2. Муниципальная комиссия формируется представительным органом местного самоуправления на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в Законодательном Собрании Ростовской области, в представительном органе местного самоуправления, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, предложений муниципальной комиссии предыдущего состава, Избирательной комиссии Ростовской области. Муниципальная комиссия формируется в составе 9 — 11 членов с правом решающего голоса. В муниципальных образованиях с численностью избирателей свыше 200 тысяч человек муниципальная комиссия формируется в составе 9 — 15 членов с правом решающего голоса.
По решению Избирательной комиссии Ростовской области, принятому на основании обращения представительного органа местного самоуправления, полномочия муниципальной комиссии могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в порядке, установленном Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Должен заметить, что в обязанностях муниципальной и территориальной комиссии есть некоторая разница. Она не видна на первый взгляд, но в некоторых вопросах, особенно в тонких и конфликтных для электората была бы предпочтительней именно комиссия муниципального образования, нежели территориального. Но те, кто представляет наши интересы, иногда считают иначе. Что ж, сидят они выше и кругозор у них шире.
«Статья 18. Гласность в деятельности комиссий.
Пункт 1. На всех заседаниях комиссии, а также при осуществлении участковой комиссией работы со списками избирателей, с бюллетенями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, или его доверенное лицо. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и к работе с указанными избирательными документами. На всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать представители средств массовой информации». Читатель может быть уверен, что средства массовой информации ОБЯЗАТЕЛЬНО попытаются воспользоваться своим правом и работа избирательной комиссии должным образом будет отражена на страницах прессы и голубых экранах ТВ. Впрочем этот пункт не злободневен для избирателей и мы не будем акцентировать на нем внимание читателей.
Настораживает пункт 8, статьи 25: «В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в подписном листе должны указываться номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации, с указанием наименования уголовного кодекса, закона иностранного государства. В случае наличия у кандидата помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства эти сведения отражаются в подписном листе, с указанием наименования соответствующего иностранного государства. Указанные данные помещаются в подписном листе сразу же после указания места жительства кандидата». Можно понять депутатов, которые принимали этот закон, в конце концов, они тоже не святые. М. Задорнов не зря шутит по этому поводу: «Некоторые думцы подписываются по привычке: «Протокол с моих слов записан верно, мною прочитан…». Однако лично я против того, чтобы мои интересы представлял человек с судимостью, тем более с непогашенной. Слишком большая ответственность ДОЛЖНА лежать на депутатах и наличие среди них преступников, даже потенциальных, на мой взгляд, не допустимо.
Но не будем о грустном! Есть в этом законе кое-что, что Вас заинтересует больше. «Статья 26. Проверка соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах. Пункт 13. Установление достоверности подписи избирателя методом опроса запрещается». Иными словами, если кто-либо в отношении избирателя попытается нарушить этот пункт, то избиратель может послать его в места, не запрещенные Российским законодательством, или поступить иным способом при отсутствии свидетелей и наличии алиби.
В отношении самих кандидатов в депутаты закон строг, но справедлив: «Глава V. СТАТУС КАНДИДАТОВ Статья 28. Равенство кандидатов.
1. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
2. От имени кандидатов вправе выступать исключительно их уполномоченные представители по финансовым вопросам, доверенные лица.
Статья 29. Ограничения, связанные с должностным или служебным положением
1. Кандидаты, замещающие государственные или муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, либо работающие в таких организациях, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения».
Необходимо отметить разницу между человеком, прочитавшим эти строки и еще не успевшим. Некоторые избранники строят свои предвыборные речи на восхвалении высот, достигнутых ими на своих непосредственных должностях или же за период своего действующего депутатства. Избиратель, не знающий закона, посчитает такое отношение к оппонентам просто некорректным. Человек, знающий закон, будет более категоричен. Хотя в большинстве случаев жители придерживаются мнения, что народным избранникам вообще нечем похвастаться.
В заключение статьи хочется привести еще несколько пунктов закона, касающихся агитации и нарушения прав избирателя: «Статья 37. Агитационный период.
1. Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и создания соответствующего избирательного фонда. Агитационный период прекращается в ноль часов за одни сутки до дня голосования.
2. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях начинается за 30 дней до дня голосования и оканчивается в ноль часов за одни сутки до дня голосования.
(п. 2 в ред. Областного закона от 29.12.2003 N 89-ЗС).
3. Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.
4. Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее вывешенные вне помещений для голосования, зданий и помещений комиссий в установленном федеральным законом порядке на расстоянии не менее 50 метров от входа в них, сохраняются в день голосования на прежних местах.
Статья 65. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан
Лица, нарушившие избирательные права граждан, несут уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами».
Последний пункт – без комментариев.