Сегодня:

«Вчера — винтовка,
Нынче — плуг.
Работай, друг!»
Из призывов начала двадцатых годов.

В крайне тяжком, бедственном положении находилась промышленность Новочеркасска после установления в нем советской власти. Скудная ранее, она теперь почти замерла. Росла безработица.
Налаживать новую жизнь в городе стали городской Совет, партийные и профсоюзные организации. Уже на третий день после занятия города красными исполнительный комитет издал приказ: «На всех фабриках и заводах образовать фабрично-заводские комитеты из представителей рабочих и служащих…». Комитеты должны были стать одним из руководящих звеньев предприятий. 27 мая 1920 года на первой партийной конференции Черкасского округа (Новочеркасск был центром округа) коммунисты решили: «Полностью, неуклонно проводить в жизнь все постановления и резолюции IX съезда РКП, направляя все силы партии для борьбы с хозяйственной и транспортной разрухой, для поднятия производительности труда и создания твердого хозяйственно-экономического фундамента Советской власти».
Коммунисты выражали твердую уверенность, что этот фундамент будет создан в ближайшем времени и жизнь станет иной, полнокровной, верили, надеялись, что это наступит вскоре, и, не жалея сил, шли на любые лишения, чтобы приблизить обещанное заветное завтра. А оно им рисовалось радужным. Однако были и те, кто пытался противиться советской власти. Одни, не видя предпосылок к возврату прежнего, смирялись с новой властью, прекращали сопротивление, саботаж. Другие были репрессированы или покинули город, опасаясь участи многих, кого новая власть считала своими противниками.
В 1924 г. в Новочеркасске было немногим более десятка действующих промышленных предприятий, и на них работало всего лишь около двух тысяч человек. Промышленность национализируется. Завод, ранее принадлежавший немцу Ф. Фаслеру (с 1925 года он стал носить имя профсоюзного деятеля А.А. Никольского), реорганизуется в госзавод. В гражданскую войну здесь ремонтировали броневики, орудийные лафеты, зарядные ящики. Позже он стал изготовлять металлические фермы, каркасы, камнедробилки, гравиемойки, узкоколейные вагонетки и другое оборудование для шахт Донбасса. Запускаются в работу некоторые другие предприятия (заводы маслобойный, колбасный), организуется ряд различных промысловых артелей. Помещение бывшего церковноприходского училища отдается под трудовую колонию несовершеннолетних беспризорных и правонарушителей. Их было много в то время — малолеток, оставшихся без родителей, которые погибли по ту или другую сторону баррикад.
В 1941 году на базе колонии создается станкостроительный завод. Бывший механический завод на улице Горбатой становится предприятием по выпуску горно-бурового оборудования (ныне цех завода имени А.А. Никольского). Бывший чугунолитейный специализируется на выпуске дроби (ранее он именовался дроболитейным, ныне АО «Элеватормельмаш» на пр. Платова). Большие работы по восстановлению путевого хозяйства проводились на железнодорожном узле. Увеличили объем производства мастерские узла, паровозное и вагонное депо, где ремонтировались паровозы и товарные вагоны.
До сентября 1930 года в Новочеркасске не было городской газеты, выходила лишь небольшого формата многотиражка «Молоток» (приложение к областной газете «Молот»). Судя по некоторым ее номерам, сохранившимся в городской библиотеке имени А.С. Пушкина, она уделяла большое внимание промышленности города. Особенно 2-му госмеханзаводу (имени Никольского), который в то время был более значительным по выпуску продукции и численности рабочего коллектива. Вот выдержки из некоторых опубликованных в газете материалов.
8 марта 1925 г., 2-й госзавод (ныне имени А.А. Никольского).
«После трех месяцев работы сделано многое. Улучшено качество литья… Литье было один раз в неделю — отливали 500-600 пудов. Теперь литье 3-4 раза в неделю — с 3-х больших вагранок по 500 пудов и с малой (арматурные работы) до 400 пудов. Достижения громадные. Немного отстает модельное отделение, за отсутствием квалифицированных рабочих. Но это изживается. В токарном цехе от улучшения литья обработка достигает 200%, сама же выплавка по сравнению с октябрем 1924 года улучшилась к 1 февраля 1925 года на 2032 единицы. Улучшилось и качество выплавки, т.к. теперь выплавка производится коксом».
13 мая 1925 года «Молоток» публикует отчет завкома профсоюза 2-го госзавода. В нем сообщается: «на предприятии 146 рабочих, 27 служащих и 58 подростков (воспитанники детдомов)».
17 октября 1925 года.
«2-й госзавод имеет много заказов главным образом от крестьянства нашего края: изготовление маслобойных прессов и установка их на место, а также на капитальный ремонт мельниц».
7 ноября 1925 года.
«В прошлом операционном году было предположено выпустить по всем предприятиям продукции на сумму 743.745 руб., в действительности же выработано на сумму 854.092 руб.» Отмечаются трудовые успехи 2-го госмезавода, электростанции, маслобойного завода, водопровода, транспорта, колбасного завода, силикатных предприятий. Промышленные предприятия объединяются в четыре треста.
22 января 1926 года.
«2-й госзавод имеет пять цехов: литейный, модельный, кузнечный, котельно-строительный и слесарный. Всего завод имеет 43 станка. Главными потребителями продукции завода являются Тифлис, Штеровка и Бахмут». Никольцы изготавливали камнедробилки, шахтные вагонетки, оборудование для маслобойных заводов и т.п.
Увеличивает свои производственные мощности этот завод и в дальнейшем, являясь одним из крупнейших в городе. Так, в 1927 году здесь строится формовочный зал для чугунного литься довольно большой площадью — 500 квадратных метров. Через год вступает в строй сталелитейный цех. Завод стал выполнять крупные заказы, в основном, угольных шахт. Требовался вместительный сборочный цех. Он строится в 1929 году на восточной окраине города близ железной дороги — нижняя площадка завода. Это позволило никольцам изготавливать крупногабаритное шахтное оборудование, а в дальнейшем — производить различные конструкции для строящегося паровозостроительного завода. В начале 1940 года на заводе имелось более 100 металлорежущих станков, 10 прессов, два паровых молота, 10 грузовых автомобилей. К началу Великой Отечественной войны здесь работали 30 инженеров и техников, более трехсот рабочих.
Было в Новочеркасске и такое значительное по тому времени предприятие — капсюльный завод «Красный детонатор». На нем первое время изготавливались детонаторные капсюли для пушечных снарядов. Затем здесь стали выпускать детонаторы, применявшиеся при добыче угля в шахтах. Примечательно, что этот завод в 1926 году, как сообщают некоторые источники, первым в Советском Союзе произвел опытный образец киноаппарата, получивший высокую оценку Госкино. Ожидался заказ на массовый выпуск таких аппаратов, но через некоторое время завод перевели из Новочеркасска.
Накануне Великой Отечественной войны начиналось строительство двух крупных предприятий — заводов алюминиевого и боевых припасов. Война не позволила осуществить намеченное.
Одно из важнейших событий в жизни Новочеркасска в начале 30-х годов — возведение паровозостроительного завода. 10 февраля 1932 года ВСНХ принял решение построить в Новочеркасске паровозостроительный завод с проектной мощностью первой очереди — 250 паровозов узкой колеи и второй очереди — 720 промышленных локомотивов широкой колеи.
Торжественная закладка завода состоялась 8 ноября 1932 года на почтительном расстоянии от города, в степи невдалеке от хутора Янова. Строителями его стали многие новочеркасцы, пришлые сюда жители окрестных и дальних станиц и хуторов Дона, приезжие из разных мест страны, прослышавшие о большой стройке. В основном сюда шли люди, не имеющие ничего, кроме своих рабочих рук. Многих гнала в эту открытую всем ветрам ковыльную степь нужда, наступающий голод, который в 1933 году охватил и наш край. Вскоре здесь широко раскинулся огромный лагерь землекопов, каменщиков, плотников. Вековечная степь была разбужена этой необычной для донского края огромной стройкой.
«Паровозострой», как стал именоваться сооружение завода, значился в числе сверхударных строек во второй пятилетке. Страна крайне нуждалась в паровозах, завод необходимо было возвести в кратчайшие сроки. Неимоверные трудности испытывала эта стройка. Нехватки во всем — в строительных материалах, транспорте, механизмах, специалистах. Воду возили на стройплощадку и к баракам: по водопроводу она сюда стала поступать только в 1935 году. Основные орудия труда — лопата, тачка ручная, грабарка конная и верблюжья (за хутором Яновом конзавод разводил и верблюдов). Вблизи от будущего завода строители сооружали себе землянки, наскоро возводились вместительные бараки… Не время было роптать на скудное питание, на неустройство быта. Только в 1935 году строятся три тридцатишестиквартирных каменных дома, общежитие на 116 комнат. Этим было положено начало будущему рабочему поселку паровозостроителей, названному Соцгород.
Но, несмотря ни на что, на сооружение одного из крупнейших по тому времени заводов на Дону было затрачено всего около четырех лет. 28 апреля 1936 года новочеркасцы рапортовали об окончании сборки первого паровоза, а к концу года завода выпустил 70 паровозов узкой колеи и освоил производство мощных (по тому времени) трехосных танк-паровозов нормальной колеи.
С того дня из ворот завода один за другим пошли на железнодорожные магистрали паровозы с маркой Новочеркасска. Рабочих готовило ремесленное училище № 8 (впоследствии ГПТУ № 30, ныне ПТУ № 54). Тысячи квалифицированных рабочих выпустило это учебное заведение за время своего существования. Перед Великой Отечественной войной его окончили будущие Герои Советского Союза В.И. Стоценко и М.В. Ковалев (его имя сейчас носит это училище), а после войны — Герой Социалистического Труда Е.Н. Туманов.
«Паровозострой» положил начало промышленному району на северо-востоке города за рекой Тузлов. Близ завода рос жилой поселок. В наше время это обширный микрорайон Октябрьский. В самом же городе строительство почти не велось. Правда, был завершен комплекс политехнического института, возведение которого началось еще до революции; построено вместительное здание, в котором ныне находится 19-я средняя школа и здание мукомольно-технического колледжа (НМТК).
Перед Великой Отечественной войной в городе насчитывалось более пятидесяти промышленных предприятий. В основном, не считая паровозостроительного, имени Никольского, это были небольшие заводы и фабрики, в том числе около двадцати промысловых и бытовых артелей. На них работали примерно шесть тысяч человек.
И все же в какой-то мере Новочеркасск становился в ряд промышленных городов Дона. Здесь выпускались паровозы и металлорежущие станки, производилось горно-буровое оборудование, работали заводы: кирпичные, маслобойный, пивоваренный, ликероводочный, винный, фабрики: деревообделочная, ватная, выпускалась различная бытовая и хозяйственная утварь.