Сегодня:

Октябрьский кризис
Филиал ГП РО «Донэнерго» «Новочеркасские межрайонные электрические сети» — это сильное, стабильно работающее и динамично развивающееся предприятие. Но бывают ситуации, когда нелегко даже сильному. Традиционно самым напряженным периодом для предприятия бывает октябрь.
Я беседую с директором филиала «Донэнерго» «НМЭС» А. Демченко:
— Александр Михайлович, почему кризис неплатежей возникает именно в этот период?
— В октябре у нас обычно наступает похолодание. Одновременно резко возрастает безучетное потребление электроэнергии, то есть хищения. Они, в той или иной мере, существуют везде, где нет централизованного отопления. Особенно это относится к разнообразным торговым павильончикам, которые отапливаются с помощью электрообогревателей. Хищения электроэнергии здесь самые массовые. Большой вклад также вносят и рядовые потребители, живущие в частных домах, где нет газа. Углем топить дорого и хлопотно. Очень часто жители таких домов грешат незаконными подключениями к электрическим сетям. Поэтому, когда мы смотрим, как активно администрация Новочеркасска решает вопросы газификации, это нам бальзам на душу. Ситуация в октябре характерна еще тем, что при резко выросшем потреблении электроэнергии абоненты пока продолжают оплачивать за низкое «летнее» потребление. Даже те, кто платит регулярно и в срок.
— Чем грозит предприятию такой кризис?
— Мы государственное предприятие, живем строго по смете, почти как бюджетники. Каждая копейка строго расписана. Когда расходы резко возрастают, а собираемость доходов падает, становится туго. Ведь надо вкладывать деньги в технику, заработную плату. Несмотря ни на что, надо поддерживать эксплуатацию сетей в нормальном состоянии. Иначе недолго до аварии. Всегда надо быть готовыми к экстремальным ситуациям. Примером может стать недавний разгул стихии в мкр. Октябрьском. К тому же наши абоненты привыкли к стабильной работе нашего предприятия, в каком-то смысле избалованы ей. Недавняя практика массовых веерных отключений уже забылась. Чуть где-то потухло — сразу масса возмущенных звонков. И это хорошо. Но чтобы требовать бесперебойной работы, надо всем бесперебойно за нее и платить. Средства, в конечном счете, идут на благо горожан. Только в этом году «Донэнерго» вложило около пяти миллионов рублей в работы по освещению целого ряда улиц, помощь в строительстве терапевтического корпуса. А ведь недавно нам были переданы весьма запущенные сети Аксайского и Октябрьского районов, поселка Донского. На приведение в порядок всего этого хозяйства также ушли значительные средства. Поэтому в нынешнем году нам необходимо особенно эффективно бороться с кризисом неплатежей. Многие говорят себе: если я не заплачу, они и не заметят. Но это не так. Если запустить дело, то неплатежи могут вывести городскую энергетику из стабильного состояния.
Вы не заплатили за электроэнергию?
ТОГДА МЫ ИДЕМ К ВАМ!
Какими способами Новочеркасские электросети ведут борьбу за повышение собираемости оплаты, я попросил рассказать и.о. начальника абонентского отдела Валентину Клейменову.
— С неплательщиками мы ведем работу в течение всего года. Предупреждаем, рассылаем уведомления, ходим по домам, грозим отключением. Но сейчас вынуждены работать в выходные дни, работать сверхурочно. По состоянию на 15 октября у нас было около 2200 неплательщиков с задолженностью свыше 3 месяцев. Вначале мы их обходим, предупреждаем и даем несколько дней на оплату. После этого проверяем всех по предупреждениям и неоплативших отключаем. Это бывает очень больно, потому что встречаются семьи с детьми, с инвалидами. Нам самим такие действия невыгодны. Приходится отвлекать рабочую силу на непроизводственные задания. К сожалению, только жесткие меры дают эффект. И то не всегда. После того, как произведено отключение, абонент должен полностью оплатить долг и сверх того заплатить еще 300 рублей за последующее восстановление подачи электроэнергии. Часто люди по собственной безответственности забывают регулярно, раз в месяц до 10-го числа оплачивать за потребленную электроэнергию. И наказывают сами себя. Долг накапливается, растет. Если раньше мы не применяли пеню за просрочку платежа, то сейчас готовы пойти и на это. Форма договора, который мы заключаем с абонентами, позволяет прибегать к такой мере. Для этого не требуется решение суда.
Одной из любимых отговорок недобросовестных абонентов является отсутствие электросчетчика. Украли или стоит старый прибор класса точности 2,5, который уже не подлежит эксплуатации согласно требованиям Госстандарта России. Нет денег на новый. Мы предупреждаем всех, что в соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса РФ пользование электроэнергией без приборов учета недопустимо. Без прибора учета оплата производится по довольно мягким нормативам, утвержденным органами местного самоуправления. Но только временно, не более трех месяцев. У многих потребителей этот срок затягивается на годы. Им просто невыгодно ставить счетчик. В последнее время уровень энергопотребления в квартирах наших горожан быстро растет. Все больше становится новых мощных бытовых приборов. Потребляют много, а платят по минимальным нормам. В таких случаях также рассылаем уведомления о прекращении подачи электроэнергии.
Сотрудников абонентского отдела и электромонтеров зачастую встречают крайне агрессивно. Приходится для их защиты привлекать участковых. В настоящее время в суд переданы дела на 150 абонентов. Общая сумма исков составляет 682080 рублей. Будем готовить к публикации списки неплательщиков, среди которых есть известные в городе люди, хорошо обеспеченные. Практику выездов бригад для отключения мы начали активно осуществлять с 7 октября и первые результаты не замедлили сказаться. Должники дружно повалили в абонентский отдел, рвутся вечером, после закрытия.
Действительно, один подобный случай автору этих строк довелось наблюдать лично. Посетительница, ссылалась на «дурных» детей, забывающих производить оплату, горячо желала оплатить долг за электроэнергию (с апреля по сентябрь) непременно сегодняшним днем, несмотря на то, что касса уже сдала деньги и не могла предоставить ей чек. Узнав о присутствии корреспондента «Новочеркасских ведомостей», дама просила не разглашать ее инкогнито. Что ж, если дама просит…

ОБЫКНОВЕННОЕ ВОРОВСТВО
Новочеркасск — город продвинутый. Его жители прекрасно технически и юридически образованы. Вот только жаль, что все эти грамотные люди являются абонентами нашего предприятия. Так считает электромонтер оперативно-выездной бригады «НМЭС» Владимир Рахнянский. Ему часто приходится встречаться с многочисленными случаями хищения электрической энергии в особо крупных масштабах. На какие только ухищрения не идут многие изобретательные новочеркасцы: скрытая секретная проводка, изменения в конструкции электросчетчика. Помимо всего, это еще очень опасно. Такие технические игры часто ведут к коротким замыканиям и пожарам. В частном секторе все происходит проще и наглее. Набросы на провода, быстросъемные «времянки». О воровстве электроэнергии мы беседовали в машине, проезжая по улице Чернышевского, что в Новоселовке. Именно здесь и произошел случай, прекрасно иллюстрирующий затронутую тему.
На улице спокойно стоял пожилой мужчина. Но, увидев нашу проезжающую машину с эмблемой электросетей, вдруг опрометью бросился к себе во двор. В. Рахнянский сразу же обратил на это внимание и попросил водителя притормозить. Было видно, как ведущие к дому провода «заиграли» без всякого ветра. «Времянку» сдернул» — определил Владимир Павлович. Когда мы вошли, запыхавшийся хозяин дома № 41 по улице Чернышевского лежал под одеялом и твердил, что он болен и ничего не знает. По счетчику, мол, давно уплачено. Однако все улики были налицо. На вводе накинута скрутка с оголенными концами для удобства подключения проводов, в раме окна проделаны два аккуратных отверстия под «времянку», заботливо прикрытые откидной резиновой крышкой. В самом доме прямо под окном стоит мощная электрическая печь, на которой закипает огромный бак с водой. Сама «времянка» с еще горячей розеткой на конце валяется на полу. Тут же в комнате сидят двое испуганных внуков, которых дедушка, видимо, решил научить уму-разуму. После составления акта, попавшемуся с поличным нарушителю, скорее всего, грозит штраф на сумму 2-3 тысячи рублей. Много это или мало? С одной стороны, вроде бы много. Видно, что семья не из богатых. А с другой стороны, очевидно, что этот человек давно и систематически обкрадывает электрические сети, государственное, между прочим, предприятие. Украденная такими людьми электроэнергия — это те же деньги, которые могли бы пойти на освещение уже не единичных улиц, а всего нашего города.
По существующим в «НМЭС» правилам, определенный процент от суммы уплаченного штрафа пойдет электромонтерам, обнаружившим факт хищения. И это весьма разумно, поскольку стимулирует людей зорко смотреть по сторонам.

ЗАЧИСТКА НА ЗАРЕЧНОЙ
Суббота, 16 октября. Холодное утро. Несмотря на выходной, в электросетях довольно многолюдно. Здесь, конечно, не весь коллектив, работают выездные бригады, абонентский отдел, оперативно-диспетчерская служба. Я смотрю списки адресов: представлены и центральная часть города и окраины. Раздаются наряды на отключение абонентов выездным бригадам. Мелькают цифры: 13, 20, 23 адреса. Галина Владимировна Абасова, начальник ОДС советует мне подъехать на улицу Заречную, где как раз много работы для бригады с гидроподъемником.
Первый адрес: Заречная, 36. Долг по оплате в 7 месяцев. Длительное безучетное потребление, без счетчика. Словоохотливая хозяйка дома просит не отключать свет, предлагает заплатить здесь же, на месте. Ребята смеются. Затем женщина обещает немедленно съездить в абонентский отдел и оплатить задолженность. Демонстрируя недюжинную правовую грамотность, ссылается на законодательство. «Поскольку не было, никаких уведомлений, не имеете права меня отключать!» Но это вряд ли, как говорил товарищ Сухов в известном кинофильме. Наверняка было несколько благополучно проигнорированных письменных предупреждений. Без этого в электросетях бригады с техникой на отключение не посылают. «Если успеете оплатить сегодня до обеда,» — говорит бригадир, «к вечеру нам дадут указания по рации и мы вас подключим». А сейчас поздно разговаривать. Подъемник выдвигается, свет гаснет.
Следующий дом. Здесь хозяева в последний момент все-таки успели оплатить долг за полгода с лишним. Тем лучше. Проверили квитанции, все нормально. Идем дальше. Заречная, 45. Это строение заставляет сомневаться, что тут вообще может кто-то жить. Жалкая развалюха с окнами, затянутыми полиэтиленом. Не сразу, но на стук появляется девушка. «Мы недавно переехали, ничего не знаю». Последняя оплата была больше года назад. Хоть и жалко, но надо отключать. Подогнать подъемник невозможно, приходится использовать подсобные средства. Отрезали, но ребята готовы поспорить, что уже к вечеру здесь подцепятся опять, сколько раз уже так было.
Идем к следующему дому. Грязь, бурьян в человеческий рост, в луже посреди улицы плещутся гуси. Мой собеседник — электромонтер Борис Хортюк.
— Похоже на зачистку в Чечне, в каком-нибудь ауле. Странное ощущение. Все точно также, только оружия нет.
— Действительно, люди в камуфляже посреди враждебного селения. Встречают, наверное, неласково?
— По-всякому. То собак спускают, то ружьем грозят.
— Тяжелый участок?
— Город еще более или менее, а здесь страна непуганых абонентов. Хуже всего сейчас, в октябре, когда начинаются холода. Люди включают плитки, обогреватели, а платить никто не хочет. Кроме того, это еще и цыганский район. Почти в каждом доме «набросы» на провода.
За подтверждением далеко идти не приходится. По следующему адресу живет цыганская семья. Никаких оплат с января. Хозяин спокоен, особо не протестует. «Пятьсот рублей там у меня, я знаю, я собирался идти платить». Отключаем. Дальше. Заречная, 126. Видны явные следы предыдущих отключений. Никого нет. Отключаем…Отключаем…Отключаем…
row['name']