Сегодня:

6 октября в Новочеркасске побывала и встретилась с журналистами городских СМИ председатель комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Ростовской области В. Остроухова.
Экология родного города — это такой вопрос, который вряд ли кого оставит равнодушным. Впрочем, многие новочеркасцы давно уже пришли к своеобразному экологическому фатализму. «Нас уже стольким травили, что теперь ничего не страшно» — высказывания подобного рода приходится слышать нередко. Однако активисты экологического движения не дремлют. Только в течение двух последних недель в адрес губернатора области поступило около 450 писем от жителей Новочеркасска, озабоченных экологической обстановкой в городе. Губернатор поручил дать жителям города все необходимые разъяснения.
Основной вопрос касался судьбы целевой комплексной программы «Экологическое оздоровление территории и населения г. Новочеркасска Ростовской области на 2002-2010 годы», проект которой был разработан учеными и специалистами города еще в 2001 году. Проект получил одобрение Правительства области, но так и не был принят. Предполагалось, что основное финансирование мероприятий в рамках программы возьмут на себя предприятия города, а государственная поддержка составит около 6% всех средств. Но в 2001 году необходимых средств у городских предприятий не нашлось (да и откуда бы?). Поскольку источники финансирования мероприятий не были подтверждены, то программа Законодательным собранием области не рассматривалась.
Тем не менее, по словам В. Остроуховой, для решения экологических проблем города постоянно изыскивались средства.
И в первую очередь финансировались мероприятия, предусмотренные той самой программой. За период с 2001 года на природоохранные мероприятия в Новочеркасске было направлено более 25 миллионов рублей из областного бюджета, 100 миллионов рублей из бюджета городского и более 200 миллионов из средств предприятий города. Из этих последних около 170 млн. рублей внесло ОАО «НчГРЭС», руководство которого активно занимается природоохранными мероприятиями, в том числе снижением вредных выбросов в атмосферу, и добилось в этом значительных успехов. В целом, загрязняющие выбросы в атмосферу от городских предприятий в 2003 году составили только 30 % от аналогичных выбросов 1994 года. Но это по большей части было вызвано упадком промышленных предприятий Новочеркасска. Понятно, что предприятие, работающее на 10-15 % своей мощности, гораздо слабее загрязняет атмосферу.
И даже такое значительное снижение поступления загрязняющих веществ не способствовало улучшению состояния городского воздуха. По-прежнему он очень грязный. Основную роль играют примеси бензапирена, формальдегида, фенола, диоксидов азота и серы. Начиная с 2003 года, наметилась тенденция к оживлению промышленности города. Это, конечно, прекрасно, но ведь одновременно возрастает и нагрузка на экологию.
С 2001 года из областного бюджета в дополнение к федеральной программе мониторинга окружающей среды на расширение наблюдательной сети Новочеркасска было выделено более 1 млн. руб. Но с августа 2003 года эти работы были прекращены из-за отмены платы предприятиями за загрязнение окружающей среды. Решением городской Думы Новочеркасска от 30.08.04 средства на проведение работ по мониторингу окружающей среды до конца текущего года выделены из городского бюджета. Надо отметить, что сам по себе мониторинг — это только наблюдение и состояния окружающей среды улучшить не может. Тем более, что проводится он в Новочеркасске и в области устаревшими методами и его данные не вполне достоверны. Председатель областного комитета природоохраны сообщила, что готовится финансируемый Всемирным банком проект внедрения современной системы мониторинга и метеонаблюдений в РФ и Ростовская область может стать пилотным регионом этого проекта.
По имеющимся данным, Новочеркасск не входит в тридцатку самых грязных городов России, куда входит Ростов-на-Дону. И вообще, есть много центров крупной металлургии, где дело обстоит намного хуже, чем в Ростовской области. Что же касается комплексной целевой программы, то ее необходимо доработать, исходя из нынешнего состояния окружающей среды и с учетом уже выполненного комплекса мероприятий.
Напрашивается резонный вопрос: кто будет платить за экологию? Ответ дан предельно четкий. «Реализация природоохранительных мероприятий должна осуществляться в первую очередь за счет города и его промышленных предприятий. Реформа органов исполнительной власти дает большие полномочия муниципалитетам в этом вопросе. Кроме того, согласно вновь принятым законодательным актам, с 2005 года в бюджет местных органов самоуправления будет поступать 40 % средств от платежей за загрязнение окружающей среды предприятиями. По прогнозной оценке сумма для Новочеркасска составит не менее 5-7 млн. руб. в год. При таком подходе администрация области готова рассмотреть вопрос об оказании поддержки в реализации конкретных мероприятий». Одним словом, экология Новочеркасска — забота его жителей и муниципалитета.
Что касается личного впечатления от встречи, то ее целью было именно успокоить общественность Новочеркасска. Да, проблемы еще есть, но экологическая обстановка в городе далеко не так плоха, как многим кажется. А как же существующие данные, что смертность от заболеваний, вызванных неблагоприятной экологией, в Новочеркасске заметно выше, чем по Ростовской области и в среднем по стране? «К сожалению, в этом вопросе точных оценок быть не может. Не существует также методики доказательства нанесения вреда здоровью конкретным предприятием» — ответила В. Остроухова. И правда, выиграть жителю Новочеркасска такой судебный иск, к примеру, у НЗСП не представляется возможным. Нет доказательной базы.

Фото Н. Склярова.
row['name']