Сегодня:

Очередная встреча за «круглым столом», состоявшаяся в конференц-зале администрации города, была приурочена к началу нового учебного года. О новациях в подходе к образованию в средней школе, журналистам городских средств массовой информации рассказывали заместитель начальника управления образования Людмила Ермакова, директор школы №14 Раиса Какеева, заместители директоров школ №1, 5, 25 Инна Терещенко, Лариса Фищук, Наталья Черноголовая и старшеклассники этих школ: Вера Николаева, Антон Бутенко, Ирина Фоменко.
Современная школа — тема сама по себе очень обширная. Это и новые образовательные технологии, и работа по разностороннему развитию личности учеников, практика решения сложностей во взаимоотношениях ученика, учителя и родителей, защита прав участников образовательного процесса и многое другое. Конечно, за часовую встречу невозможно было коснуться всех аспектов современной школы, но основные тенденции, всё же были обозначены.
Сегодня школа старается не просто дать ученику необходимую сумму знаний в рамках программы, но прежде всего помочь ему осознанно определить свой дальнейший путь после получения школьного аттестата. Для этого идёт работа по профилизации образования, а в ряде школ открыты профильные и предпрофильные классы.
Как сказала Людмила Ермакова, в семи школах города (№6, 11, 14, 19, 22, 25, 31)для девятиклассников организованы классы предпрофильной подготовки по самым разным областям знаний. Ребятам даётся возможность выбрать предмет, который они хотели бы изучать по углублённой программе, при этом они имеют право сменить несколько направлений.
— Для того чтобы узнать, какие отрасли знаний интересуют наших учащихся, мы проводим анкетирование среди них, их родителей, — сказала директор школы №14 Раиса Какеева, — и по результатам этой работы формируем профильные группы учеников. В десятых и одиннадцатых классах у нас уже давно идёт профилизация образования. Там ребята более серьёзные, и какой предмет изучать для продолжения образования, решают уже конкретно. Мы работаем в этом направлении с геолого-разведочным колледжем, где созданы группы юридического направления. Немало ребят, обучавшихся там, продолжили образование по юридической линии. Есть уже и те, что уже работают по выбранной специальности.
Профильные классы созданы в школах №1, 5, 6, 7, 9, 11, 14, 19, 22, 23, 25, 31. В этой работе принимают участие более 500 учеников и более сотни учителей.
В школе №5, по словам заместителя директора школы Ларисы Фищук, нет пока кабинета информатики, поэтому инженерно-технологический класс работал на базе машиностроительного колледжа. Его выпускники получили специальность оператора вычислительных машин. В этом году такой класс открыт совместно со строительным колледжем. Работать там будут учителя из школы.
Кроме работы по профилизации образования, в новочеркасских школах созданы экспериментальные классы, где идёт обкатка новых методик, учебников и учебных планов. В рамках этого эксперимента информатику и иностранный язык изучают уже в начальных классах.
В школе, №25 (впрочем, как и в других) особое внимание уделяется развитию творческой индивидуальности учащихся.
— Для того чтобы выявить и развить склонности наших ребят, — сказала зам. директора школы Наталья Черноголовая, — мы предлагаем им разные варианты занятий: КВН, интеллектуальный марафон, кружки по интересам, театр сказок. Мы стараемся каждого ребёнка вовлечь в творческую деятельность. Скоро у нас будет проведён первый тур интеллектуального марафона, предметные олимпиады, смотр талантов и другие мероприятия, в которых наши ребята участвуют очень охотно.
— В нашей школе, — сказала, заместитель директора школы№1 Инна Терещенко, — уже 10 лет созданы классы для одарённых детей. Уже с пятого класса ребята получают возможность заниматься в экономических, классах углублённого изучения иностранного языка и других. В 2001 году, в рамках программы «Одарённые дети», в Ростове была создана школа «Эрудит», а у нас открыт её филиал. В ней занимаются дети из всех школ Новочеркасска, победители предметных олимпиад. Работают там лучшие учителя города и преподаватели ЮРГТУ. Основная задача школы «Эрудит» — подготовить способных ребят к поступлению в вузы.
— Лично я планирую поступать в Санкт-Петербургскую военно-медицинскую академию, — сказал ученик этой школы Антон Бутенко, — поэтому серьёзно изучаю химию. Этот предмет для успешного поступления мне необходим. Можно, конечно, заниматься и с репетитором, но, я считаю, что в «Эрудите» занятия более эффективны.
Соученица Антона, Ира Фоменко, в этом году была на слёте лидеров в лагере «Орлёнок». Туда её делегировали школа одарённых детей и общественная организация «Молодёжь Дона». Ирина занимается в историко-краеведческом клубе «Донцы», работающем в Центральной библиотеке имени А.С. Пушкина, она серьёзно увлечена историей Новочеркасска.
Ребята считают, что знания, которыми их вооружают в школе, обязательно понадобятся им в будущей жизни. А Вера Николаева, победитель олимпиады по русскому языку и литературе, считает, что необходимо увеличить объем преподавания этих предметов.
— Город у нас «технический», — справедливо заметила она, — и эти, очень нужные для каждого культурного человека предметы, у нас на втором плане.
Сама Вера планирует поступить в МГУ и стать журналистом-международником.
По мнению заместителя начальника управления образования Людмилы Ермаковой, профильные классы в ближайшем будущем будут созданы во всех школах. И тогда перед многими учениками возникнет необходимость перехода после девяти лет учёбы в «своей» школе в профильный класс какой-то другой школы, туда, где будет идти обучение по профилю, выбранному учеником. Проблема перехода в другую школу перед некоторыми ребятами возникает уже сейчас.
— Устоявшийся стереотип: «С первого по выпускной класс учиться в одной школе» мешает развитию ребёнка, — считает Людмила Ивановна.
Не только обучению и развитию творческих качеств личности ученика уделяют внимание в современной школе. Например, учитывая реалии сегодняшнего дня, в рамках курса «Основы безопасной жизнедеятельности», в школах будут проведены занятия по антитеррору.
В школах проводятся дни самоуправления, учеба лидеров. В поле зрения педагогов и обучение практике межличностных взаимоотношений.
— Мы стареемся растить активных людей, которые смогут реализовать свои замыслы, воплотить, например, какие-то социальные проекты, — сказала Наталья Черноголовая, — наши дети интересуются историей своего микрорайона, экологией. Они хотят помочь городу, престарелым и одиноким людям. Они растут по-настоящему неравнодушными людьми.
Школа закладывает фундамент будущей жизни для каждого человека. В её стенах проявляются творческие способности, формируются личностные качества, даже характер человека. Взятый сегодня средней школой курс на модернизацию образования и воспитания, наверное, можно считать единственно верным решением проблемы соответствия современным требованиям жизни.
Фото Николая Склярова.
row['name']