Сегодня:

Атаманы иногородние
№ 13
Хомутов Михаил Григорьевич.

В атаманство Хомутова основан в Новочеркасске «Комитет по пересмотру положения о войске Донском» (в 1860), которое через 31 год (в 1891 г.) и было издано на благо Дону и в радость Донцам.
В правление Хомутова был упразднен «рабочий» полк (качуры), и благоустройство Новочеркасска поступило в ведение «Комитета по управлению городом Новочеркасском», учреждения, не имевшего себе равных даже в отечественной истории по искусству — все начинания и проекты по благоустройству сводить на мертвую точку стационарной благонадежности. Городской Комитет, как его сокращенно назвали, отошел в вечность сравнительно очень недавно — с введением в 1913 году в Новочеркасск городского положения, оплакиваемый всем составом местной черной сотни. Последний представитель комитета — его непременный член — был замечателен тем, что никто не знал его настоящей фамилии, и именовался он загадочным прозвищем. Существующие среди обывателей догадки о причине происхождения этого прозвища можно считать лишь более или менее вероятными.
При всех своих административных талантах атаман Хомутов отличался совершенно исключительным благочестием. По этому поводу историк (Л.А. Карасев), странно и загадочно замечает: «плодом (?!) его религиозности можно назвать появление чудотворной иконы в Аксайской станице, открытие чудотворных источников на Бабе и в имении Иловайских». Образованностью Хомутов чрезмерною не отличался, писал с изобилием грамматических ошибок по-русски, а по-французски вполне свободно и не без изящества, ни единого слова правильно написать не мог.
Любил острить и безобидно подшучивать: так, он серьезно утверждал, что в Новочеркасске из каждого окна выглядывают горшок с геранью и голова войскового старшины. В общем Хомутов был человек устоев старинных, посему, когда с воцарением Императора Александра II-го пошли нововведения, и в 1858 году открылся на Дону комитет об улучшении быта крестьян, — атаман растерялся, впал в уныние и, что называется, сбился с тона, не зная, на какую сторону хромать: Царь, видно, желал освободить крестьян, а донские помещики, не отставая в этом отношении от большинства доблестного дворянства российского, отнюдь сего не желали и, участвуя в комиссии, старались свести дело освобождения «шило на мыло», дабы не расшатывать основы жизни общественной. С занятием поста военного министра Д.А. Милютиным, отличавшегося, как известно, полным отсутствием патриархальности в общественных воззрениях, Хомутов почувствовал, что его песенка спета, и был прав, так как в день пятидесятилетия своей службы в офицерских чинах (ради которого он произвел разрушение кафедрального собора) он был Высочайше уволен от должности, оставляя которую, предсказывал неминуемое поголовное восстание освобожденных крестьян — новую пугачевщину.

(Печатается — в сокращении — по книге А.Петровского «Опись войсковым, наказным и войсковым наказным атаманам, в разное время в городе Черкасск, а затем Новочеркасск от высшего начальства поставленным»).
(Продолжение следует).