Сегодня:

Продолжаем разговор о «трамвайной беде», начатый в «ЧЛ» № 28 от 21.07.04 жителем улицы Орджоникидзе А. Рудиком. В «ЧЛ» № 32 от 18.08.04 тему продолжил Е. Блохин, старший ревизор по безопасности движения трамвайного управления. И вот — снова А. Рудик, который не смог Блохину не ответить.

В аннотации к Вашей статье, господин Блохин, четко черным по белому «ЧЛ» воспроизводит главную суть причин для нашего обращения к отцам города:
«… трамвай в районе улиц Орджоникидзе, Бакунина и других, с ними по соседству, разрушает жилой фонд, просто не дает людям жить по-человечески».
Поймите же Вы, что письма, идущие в «Частную лавочку» — это народный стон, это слезы сотен человеческих душ, это крик людей, на чью жизнь, права и достоинство медленно (да и не так уж и медленно!), но уверенно ползет анаконда геноцида (иначе и не назовешь). А Вы, господин Блохин, почему-то набрасываете удавку на А.М. Аникина. Извините, но это мы, холопы, к нему первыми обратились, зная, что он этот тернистый и ухабистый путь преодолел в одиночку первым и нашел, к Вашему сожалению, и Правду, и Закон.
Как гражданин Александр Михайлович Анихин уверен, что Правда на стороне жителей, проживающих вдоль трамвайного пути, где непоправимый вред чинят хваленые Вами горе-трамваи. И как юрист, он считает, что Закон на стороне страдающих и морально, и физически жителей города. С ним мы намерены пройти всю административную систему города, а возможно и области, и выше. И если наш голос не будет услышан в чиновничьих апартаментах, то тогда мы намерены пройти всю судебную систему нашего государства снизу доверху.
И с чего это Вы, господин Блохин, решили, что мы ратуем за полную ликвидацию трамвая в городе? Мы даже и малейшего намека на это не давали. Вот душой и разумом мы за тот трамвай, который был в нашем Казачехолмске 15-20 лет назад: новый и исправный, не гремящий, ухоженный. Но не за сегодняшний: расхлебанный, прыгающий, гремящий, трясущий. Мы против тех трамваев, которые чередой «ползут» в депо с горящими световыми фарами и квадратными колесными парами. Мы за тот трамвай, от присутствия которого не рушатся жилые дома и постройки, не гибнут без надобности человеческие нервы, не исчезает и так шаткое доверие к нашим избранникам. Мы не можем согласиться с отведенной нам ролью смертников во имя бездарности, расхлябанности, пренебрежительности и хамском отношении к своим прямым обязанностям.
Коль уж Вы, господин Блохин, знаете состояние дел в Ростове и Шахтах, то, надеюсь, Вы бывали у наших самых близких соседей: кубанцев и украинцев. Обратили внимание, что у них трамвайное полотно ухожено точно так же, как и лесопосадка вдоль всей трассы Ростов-Краснодар. Там ведут ремонт не тогда, когда найдут шпалы, рельсы и все прочее, а тогда, когда это необходимо по графику планово-предупредительного ремонта (ППР) и по чрезвычайной надобности. За такое безобразное состояние трамвайного хозяйства, как здесь, в Новочеркасске, там в фармацевты не отправляют, а по решению суда направляют на заготовку новых шпал…
Не так давно я побывал в Эстонии, а именно — в Таллинне и Вильянди. И, естественно, присмотрелся к их рельсовому хозяйству. Прелесть! Чудо! Улицы там в два, а то и в три раза уже наших, но в квартире второго этажа не ощущаешь, что где-то совсем рядом, за оконным стеклом, только что прошел трамвай. Скорость 20-25 км/час, но ни грохота, ни стука, ни тряски абсолютно никакой, только слабое шуршание колес о рельсы. Вот действительно хозяйственники не на словах и обещаниях, а на деле. Вагоны новенькие, как из сказки.
Зачем в Прибалтику ходить, если еще два десятилетия назад и наш трамвай был сносным, на должной высоте. Потенциал прочности и надежности за последние 15 лет подошел к критической отметке — «ноль», а без необходимых ремонтов все пойдет рушиться. И вот тогда к Вам приедут «братки» на «Газелях» и скажут, как и в Шахтах: «Приплыли? Продавайте или сдавайте в металлолом».
Вы бы, господин Блохин, признались горожанам, что участок маршрута № 2 в денежном выражении по сбору самый доходный, и потому останавливать его на капитальный ремонт (а положено уже два раза!) будет накладно. Остановить участок на капремонт — это подобно тому как забить дойную корову — раз. Уверен, техническая служба депо просто не готова выполнить этот объем работ — два. Полное или частичное отсутствие запчастей: шпал, рельсов, троллей и прочее — это три. Отсутствие высококвалифицированных кадров, готовых провести ремонт качественно и в установленные сжатые сроки — четыре. На время ремонтных работ, куда «запихнуть» высвободившихся с маршрута № 2 водителей и кондукторов? Это уже пять. Экономические, материальные инженерно-технические и прочие причины не позволяют администрации трампарка вот уже более 50-ти лет решить вопрос надлежащего капитального ремонта на участке ул. Троицкая — Генерала Лебедя. На наших глазах проводятся все 50 лет только «косметические» ремонты. Заменят несколько шпал, рельсов. Поворошат старую подсыпку. Наварят на стыках новых «загугулин» и … восвояси. Так из года в год. И такие «ремонты» вошли в повседневную жизнь ремслужбы, руководства трампарка, а стрелочником определили А.М. Аникина. Не смешно!
О скорости. В своей статье Вы, господин Блохин, ставите нам в пример скорости поездов (странно, что не самолетов!) в 100-120 км/час. Да ради бога, без проблем, хотя бы и все 500 или 800 км/час, если позволят Вам все требования техусловий, СНИПов. А стук грузовых и пассажирских поездов давно ушел в прошлое после усовершенствований и ряда технических новшеств. Стук исчез, а осталось шуршание при трении двух разномастных металлов. Прикиньте, как Вы, сидя даже в жестком вагоне, старались «отогнать» сон, овладевающий Вами, а он все равно незаметно подкрадывался и Вы засыпали под монотонный шелест колес. Если хотите: стук. Но Вы все равно за-сы-па-ли. Верно? А от стука Ваших «исправных» вагонов жители города в половине шестого, а то и в четыре утра вскакивают в холодном поту с разорванными мыслями: «Опять террористы?!».
Вполне согласен с Вами, что ростовчане и шахтинцы в свое время молча проглотили преступный шаг местных властей — демонтировав рельсовый городской электротранспорт. «Газели» для «братков» — это курочки, несущие золотые яйца, а трамвай — наоборот, серпом повыше колен.
Насчет телеги — это Вы зря. Еще чуть-чуть, самую малость, и все мы пересядем на эти телеги. Ну, а те, кто сегодня гарцует на «Мерсах», непременно пересядут на фаэтоны или скроются «за бугром». Этак, через 10-15 годов нефтяная халява закончится, а ГРЭСы, нами построенные, рухнут, точно так же, как сегодня Ваши трамваи от частых и качественных ремонтов. Атомные АЭС давно уже не наши. Они стоят пока еще на нашей земле, а предназначены для Грузии, Турции, Израиля и других братских и дружественных стран. Нам от них остается самая малость — радиация, называемая в СМИ — нормальным радиационным фоном. А наша беда в том, что через 3-5 лет от «исправных вагонов» у нас не останется ни квартир, ни кола, ни двора, естественно, и телеги.
Ежедневно можно видеть одну и ту же картину в районе диспетчерской на развороте трамвая. Разве это к инспекторам не относится? Из-за угла ул. Думенко идут горожане всех возрастов и полов. Вдруг, стоявший в тупике трамвай подходит к остановке. И тут начинается! Вся человеческая масса побежала через рельсы к остановке, где стал трамвай, не имеющий сзади маршрутного номера. Запыхавшись, едва держась на ногах с харчевыми сумками и узлами, старики и старухи, женщины и дети, едва слышными голосами кричат: «Какой номер?». С остановки отвечают им: «Тройка!». «Ах! Нет! Это не наш!» — выдыхают бабуси. И в ночное время не слаще. Словно слепцы, суют свои физиономии под едва освещенные кабины водителей, чтобы разглядеть заветную цифру. Странно! К юбилею художники смогли, для показухи, расписать борта, а на цифры, обозначающие маршрут, то ли не хватило краски, то ли юбилей к тому времени закончился? То ли еще что-то помешало, но пассажирам от этого легче не стало.
Вот поэтому-то мы, жители города Новочеркасска, проживающие вдоль трамвайного пути, уполномочиваем Аникина Александра Михайловича представлять наши интересы в переговорах с руководством трамвайного управления и Администрацией города по вопросам, связанным с организацией эксплуатации трамваев в соответствии с нормативными документами. В эти дни инициативная группа товарищей, избранная на общем заседании, заканчивает сбор подписей жильцов, страдающих от преступной эксплуатации и содержания городского рельсового транспорта. Повторяюсь, что о полном закрытии трамвая в нашем городе вопрос не ставился ни на каких уровнях и не будет ставиться впредь.
Позвольте мне лично и от лица всех жителей ул. Орджоникидзе поздравить Любовь Анатольевну Шабанову, Наталью Григорьевну Галичникову с трудовой победой в профессиональном конкурсе водителей! А также пожелать им и их семьям крепкого здоровья, благополучия и дальнейших успехов в труде! Бесшумного, бесстыкового и гладкого вам пути по рельсам всех участков нашего города!
Примерно треть водителей даже по таким разбитым и расхлябанным рельсам водят трамвай сносно, то есть спокойно. Видимо, эти водители прониклись и понимают нашу общую беду. Спасибо им!
Остальные водилы отчемахи, ли-ха-чи! Думается, что таким надо побольше гаишников и психиатров на их пути.

P.S. В день выхода статьи «Вагоны — исправные, водители — умелые» в вечернем выпуске ТВЦ (События. Время московское.) показали, как в Москве проводят капитальный ремонт трамвайного полотна. Все подготовительные работы ведутся только днем. Основные — по замене шпал, рельсов, подсыпке, укладке асфальта — ночью. Их результат укладки — ошеломляющий! — 12 км в сутки. Кто смотрел эту передачу, могут подтвердить, что я глаголю истину. Нам и 12-ти метров в сутки хватило бы. Верно?