Сегодня:

Одним из обязательных видов занятий в школе является работа над допущенными ошибками. Но вот бывшие ученики становятся ответственными дядями и тетями и напрочь забывают о том, что ошибки (теперь не только свои) надо исправлять.
В статье «Написанному — не верь!» («ЧЛ» от 10.03.2004) Павел Чернов привел ряд случаев, когда тексты мемориальных досок содержат ошибочные сведения и другие неточности. Причем, по некоторым из них замечания пишутся не первый раз, однако все остается в прежнем виде. Сетуя на то, что «много в нашем Новочеркасске не соответствующих исторической действительности надписей», автор названной статьи отнес к ним и надпись на фронтоне главного корпуса ЮРГТУ (НПИ). Думаю, что немногие читатели поняли, в чем заключается это несоответствие.
Обратимся к истории института-университета. Основанное в 1907 году в Новочеркасске первое на Дону высшее техническое учебное заведение получило наименование — Донской политехнический институт. Через два года ему присвоили имя цесаревича Алексея, и он стал называться — Алексеевский донской политехнический институт. С октября 1918 до 1920 года институт носил имя атамана А.И. Каледина, а затем был опять просто Донским политехническим.
В 1930 году сдачей в эксплуатацию главного корпуса ДПИ завершилась реализация грандиозного проекта архитектора Б.С. Рогуйского. Фронтон портика в духе времени «украсили» гербом СССР. Никакой надписи по фронту сделано не было.
Тогда же ДПИ распался на семь самостоятельных институтов (нечто подобное произошло в рамках ЮРГТУ — в июле 2001 года — бывшие факультеты стали институтами). Весной 1933 года нарком тяжпрома С. Орджоникидзе издал приказ об образовании Северо-Кавказского индустриального института, вобравшего в себя геологоразведочный, химико-технологический и энергетический институты. Через год этот вуз стал носить имя легендарного Серго. Побыв несколько месяцев Азово-Черноморским индустриальным, институт с января 1935 г. в течение последующих тринадцати лет был — Новочеркасским индустриальным (НИИ).
Политехническим же он стал лишь 28 февраля 1948 года.
Спрашивается, с какой стати в 2000 году на фризе портика главного корпуса, теперь уже Южно-Российского государственного технического университета (НПИ), появилась архаическая надпись «Новочеркасскiй политехническiй институтъ»? Если уж так одолела ностальгия по прошлому, то следовало бы начертать дореволюционное название вуза: «Донской политехническiй институтъ».
Именно так поступили мелиораторы, выложив недавно по фризу старой части главного корпуса название учебного заведения, для которого и строилось это здание. Входящих в него встречают теперь две надписи: внизу — «Мелиоративная академия», а вверху — «Марiинскiй донской институтъ». Нынешних студенток академии видимо греет сознание того, что они являются преемницами «благородных девиц», некогда обучавшихся здесь.
И все же в этом есть какая-то нарочитость или просто дань моде. Чем иначе можно объяснить наличие твердого знака в названии городского журнала «Новочеркасскъ», издающегося с декабря 2001 года? Ведь он-то никаких дореволюционных корней не имеет. Его главный редактор и автор идеи Оксана Аксенова так представила свое детище: «Вот и родился в славном городе Новочеркасске журнал». Родился в начале XXI века, а назван так, будто это произошло сто лет назад. Зачем?
Но вернемся к нашим вузам. На главном корпусе Мелиоративной академии среди множества мемориальных досок есть одна с таким текстом: «Здесь училась Герой Советского Союза Галина Константиновна Петрова. Погибла в 1943 г. в боях с немецкими захватчиками при освобождении Крыма». Естественно Галина Петрова училась здесь еще не будучи Героем. Она поступила на лесохозяйственный факультет НИМИ с аттестатом отличника средней школы № 1 Новороссийска в 1940 году. Учебу прервала война. Галина уезжает домой в Новороссийск, работает там в госпитале, а в сентябре 1942 года переводится в 386 батальон морской пехоты. Ей присваивают звание главстаршины. В составе этого батальона санинструктор Петрова участвовала в форсировании Керченского пролива и удержании плацдарма на Крымском побережье, проявив при этом героизм. Больше месяца отважно сражалась на «Огненной земле», была тяжело ранена и 8 декабря 1943 года, в результате прямого попадания бомбы в блиндаж, погибла. Звание Героя Советского Союза ей было присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 1943 года. Эти, давно известные факты, привожу для того, чтобы еще раз обратить внимание на грубые ошибки в текстах следующих двух мемориальных досок.
На фасаде энергетического института ЮРГТУ со стороны стадиона укреплена небольшая мраморная доска. На ней начертано: «Здесь с 1941 по 1942 г. училась Герой Советского Союза Галина Константиновна Петрова, павшая смертью храбрых в боях за освобождение нашей Родины от немецко-фашистских захватчиков». Кто-то когда-то ошибочно причислил Галину Петрову к политехническому, а исправить эту давнюю ошибку никто не решается.
Имя героини увековечено в нашем городе и в названии бывшего переулка, который берет начало от улицы Троицкой и заканчивается у Баклановского проспекта. На доме № 30 висит металлическая эмалированная доска со следующим текстом: «Петрова Галина Константиновна. Герой Советского Союза. Студентка НПИ. В годы Великой Отечественной войны — санинструктор морской пехоты. Геройски погибла при форсировании Керченского пролива (1920-1943 гг.)».
Назначение этого текста — дать информацию о человеке, именем которого названа улица. А получилась полная дезинформация. Во-первых, Г.К. Петрова, как свидетельствуют документы, никогда не была студенткой НПИ (в те годы НИИ), во-вторых, погибла она на 38-й день после форсирования Керченского пролива. Вообще-то по тексту получается, что форсирование пролива продолжалось 23 года (!?). Конечно же это годы жизни героини, помещенные не там, где надо.
По поводу этих досок журналист И.Г. Репников в статье «Имени Г. Петровой» («Знамя коммуны» за 4.11.1989) писал: «Не утруждая себя документальным подтверждением, они (авторы текстов. — В.Р.) мягко говоря, обманулись и до сих пор вводят в заблуждение своих студентов, жителей Новочеркасска и его гостей».
С тех пор, как были опубликованы эти строки, прошло почти пятнадцать лет. К работе над ошибками так никто и не приступил. Приближается большая дата — 200-летие Новочеркасска. Гостей ожидается много. Вводить их в заблуждение хозяевам негоже.