Сегодня:

Два года назад думское большинство, возглавляемое «Единой Россией», нарушив Конституцию РФ (ч. 2 ст. 55) и права пенсионеров, приняло в пожарном порядке пакет пенсионных законов, положив начало новой пенсионной реформе, которая проводится без достаточно научного обоснования, анализа возможных последствий, без учета общественного мнения и понимания, что проводить ее в стране со слабой, неустойчивой экономикой, с высоким уровнем инфляции, коррупцией на всех уровнях власти — просто бессмысленно.

Пенсионная реформа лишает большинство граждан их конституционного права на государственное пенсионное обеспечение, которое закреплено в ст. 7 и 39 Конституции России. Для чиновников же оно сохранено. Пенсионное обеспечение является конституционной функцией государства, и никакой закон не имеет права ее отменить.
Если по старому пенсионному Закону «О государственных пенсиях в РФ», действовавшему до января 2002 г., денежные средства от уплаты страховых взносов поступали в ПФР и шли на выплату пенсий нынешним пенсионерам, то по новым пенсионным законам часть этих средств сразу выплачивается пенсионерам, а другая часть накапливается на личных счетах работающих и будет выплачиваться после достижения ими пенсионного возраста.

Это приводит к снижению уровня пенсионного обеспечения нынешних пенсионеров, к ухудшению их материального обеспечения, что противоречит ч. 2 ст. 55 Конституции, гласящей: «В РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умалчивающие права и свободы человека и гражданина».
Масштабы финансовых потерь нынешних пенсионеров от пенсионной реформы велики. Так, на формирование накопительной части пенсий будущих пенсионеров в 2002 году было направлено 38,8 млрд. рублей, а в 2003 году — 49,4 млрд. По старому закону эти средства пошли бы на выплату пенсий нынешним пенсионерам.
Если по старому пенсионному закону остаток бюджетных средств ПФР, превышающий установленный законом норматив, шел на повышение пенсий, то теперь из этого остатка формируются временные свободные средства, которые в 2002 году составили 56,5 млрд. рублей, а в 2003 году — 45 млрд. Общая сумма потерь составила 189,7 млрд. рублей. Эти денежные средства Правительство и направило в федеральный бюджет в качестве дополнительных доходов, выдав в обмен ПФ государственные ценные бумаги (ГЦБ) с доходностью ниже уровня инфляции. В 2002 году доходность от размещений средств пенсионных накоплений составила около 9 процентов при уровне инфляции в 18 процентов, а чистый доход от размещения в 2003 году средств пенсионных накоплений — 3,6 процента.

При таком уровне доходности велика вероятность того, что стоимость накоплений нынешних работников, когда они через много лет выйдут на пенсию, будет ниже стоимости уведомления, присланного им из ПФР.
Однако это еще не все потери пенсионеров. Пенсионные средства идут и на содержание огромной армии чиновников ПФР. За последние годы их число превысило 100 тысяч.
Если на содержание органов ПФР в 1999 году было потрачено 1,7 млрд. рублей, то в 2003 году с учетом средств на его социальное развитие было выделено 24,3 млрд. рублей пенсионных средств, что в 4,5 раза превышает годовой бюджет федерального Фонда обязательного медицинского страхования на 2003 год.
За счет введения регрессивной шкалы взимания налогов, когда богатые платят меньше, чем бедные, что нарушает ст. 19 Конституции, ПФР недополучил за 2002 и 2003 годы около 100 млрд. рублей, которые по старому пенсионному закону пошли бы на выплату пенсий.

Размер просроченной задолженности плательщиков страховых взносов перед ПФР в 2003 году равнялся примерно 200 млрд. рублей, а задолженность федерального бюджета — 14 млрд. рублей. За счет ПФР оплачивались доставка пенсий и выполнение различных социальных функций, которые по старому пенсионному закону являлись обязанностью государства. Эти расходы за два последних года составили около 83 млрд. рублей. Общая сумма потерь пенсионеров из-за пенсионной реформы за 2002 и 2003 годы составила 586,7 млрд. рублей, а каждый пенсионер недополучил за этот период свыше 15 тысяч рублей. Такую цену заплатил каждый пенсионер за два года пенсионной реформы.

ТЕЛЕГА ВПЕРЕДИ ЛОШАДИ
Бессмысленность проведения пенсионной реформы подтверждает и другая ее антиконституционная концепция — распоряжение средствами накопительной части своей пенсии. Государство, по Конституции несущее ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан, снимает ее с себя полностью. По Закону «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части пенсии» гражданам предоставлено право выбора: оставить средства накопительной части в ПФР, где они будут инвестированы в ГЦБ, либо передать их в негосударственный Пенсионный фонд, откуда они будут направлены в финансовую компанию, занимающуюся финансовыми спекуляциями на фондовом рынке. Государство, отобрав 55 «надежных финансовых компаний», однако, не хочет гарантировать безопасность использования ими пенсионных накоплений и не берет на себя ответственности за сохранность средств пенсионеров.

Как граждане могут выбрать наиболее выгодные и надежные компании, которым они могут доверить свои накопления, если они не обладают достаточными юридическими и экономическими знаниями, необходимыми для того, чтобы самостоятельно принимать решение о направлении инвестирования своих пенсионных средств? Чтобы гражданин мог сделать правильный выбор, необходимо провести большую разъяснительную работу, организовать для них лекции и семинары через созданную ПФР сеть учреждений, издать и распространить среди населения тематическую литературу, провести социологические и социально-психологические исследования, мониторинг и т.д. Все это может быть выполнено за счет нынешних пенсионеров, путем недоплат к их пенсиям. Но даже если это будет сделано, где гарантии того, что «надежные компании» не обманут будущих пенсионеров и те не останутся через десятилетия у разбитого корыта, как остались в недавнем прошлом клиенты с их ваучерами. Таких гарантий нет. А вот принятый в Госдуме в первом чтении Законопроект «О защите вкладов» дает гарантию на полную компенсацию вкладов до 95 тысяч рублей. Нетрудно подсчитать, что если сотни миллиардов рублей пенсионных накоплений будут распределены среды полусотни коммерческих банков, то в случае их банкротства, как это случилось во время дефолта в 1998 году, будет полностью компенсирована их ничтожная часть в размере нескольких миллионов рублей. А сотни миллиардов рублей пенсионных накоплений превратятся в пыль.
Прежде чем начинать пенсионную реформу, нужно иметь бюджетные средства для ее проведения, развитую экономику, надежные финансовые инструменты, устойчивый рынок с низким уровнем инфляции и подготовленные народ, освоивший программу в области юридических и экономических знаний. Сегодня ничего этого нет.

РОССИЙСКИЕ ЧУДЕСА И СЕКРЕТЫ ПОЛИШИНЕЛЯ
Пенсионная реформа нужна Правительству и чиновникам, чтобы превратить ПФР в постоянный источник финансовых заимствований, что они не могли делать при старой пенсионной системе.
Зарубежные кредиторы удивлены, обескуражены и не понимают, что происходит в России, ведь она в последние два года отказалась от внешних займов, начала форсировать выплату внешних долгов, объявила в октябре 2003 года о росте производства на 6 процентов и о дополнительных доходах в объеме 68 млрд. рублей. И это впервые за 12 лет! Они в очередной раз убедились, что умом Россию не понять, и отнесли эти экономические чудеса к результатам работы загадочной русской души правительственных чиновников, преподнесших стране перед выборами чудесные подарки.
На самом деле в основе экономических чудес лежат пенсионные займы, которые Правительство сделало за последние два года в обмен на ГЦБ в объеме 189,7 млрд. рублей, переведя их со счетов ПФР в федеральный бюджет в качестве дополнительных доходов. Все это существенно сказалось на показателях роста объемов производства, увеличения дополнительных доходов, за счет которых были увеличены расходы. Из них 20 млрд. рублей предусмотрены для регионов, 7 млрд. — выделены на погашение расходов, связанных с прошлыми стихийными бедствиями, 3 млрд. — отдано на развитие сельского хозяйства, 7 млрд. — на погашение текущей задолженности перед оборонными предприятиями и 1,5 млрд. — на продолжение программы компьютеризации школ.
Такова цена, заплаченная нынешними пенсионерами за все эти расходы.

РАБОТАЕТ НЕЗАКОННО
Принятые Госдумой новые пенсионные законы являются примером грубейшего нарушения прав большинства граждан. К ним относится Закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 г., № 167-ФЗ и Закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 г., № 165-ФЗ.
В соответствии со статьей 15, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие. Принимаемые законы не должны противоречить ей. Однако Законы № 167-ФЗ и № 165-ФЗ вступают в противоречие со статьей 39 (ч. 3), где говорится: «Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность». Конституция исключает обязательные формы социального страхования.
Статья 5 Закона № 167-ФЗ закрепляет за ПФР обязанность страховщика, который, как и его территориальные органы, должны действовать на основании Федерального Закона «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в РФ», но этого закона до сих пор нет и неизвестно, когда появится. А в статье 13 говорится, что ПФР как страховщик имеет право «осуществлять управление средствами бюджета ПФР и контроль за их расходованием в соответствии» с упомянутым выше несуществующим законом. Значит, у ПФР нет законных оснований выполнять функции страховщика, из-за чего деятельность ПФР носит незаконный характер. Это подтверждает и действующее «Положение о Пенсионном фонде России», которое определяет его организационно-правовой статус: «ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и настоящим положением. ПФР выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории РФ законодательством о банках и банковской деятельности». Согласно ему, кредитной организации запрещается «заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью». А статьей 15. 26 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливается административная ответственность за осуществление кредитной организацией производственной, торговой или страховой деятельности. Стало быть, Закон № 167-ФЗ должен быть приведен в соответствие с Конституцией и действующим законодательством.

Закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г., № 173-ФЗ также является наглядным примером правового цинизма, нарушения Конституции и попрания прав граждан. Ведь именно на его основании положение пенсионеров в сравнении с прежним пенсионным законом было значительно ухудшено. Хотя в преамбуле и сказано, что закон соответствует Конституции, на самом деле это не так. В соответствии с Конституцией (ст. 7, ст. 39), закон должен устанавливать основание для реализации права граждан РФ на государственные пенсии, а не на неопределенные трудовые пенсии без каких-либо гарантий со стороны государства и ПФР, занимающегося в последние два года незаконной деятельностью. Возникает вопрос: на каком основании большинство граждан лишены конституционного права на государственное пенсионное обеспечение, сохраненное, однако, для госчиновников в нарушении ст. 19 Конституции?

ПРАВИТЕЛЬСТВО И ПФР ОБИРАЮТ ПЕНСИОНЕРОВ
Концепция этих законов направлена на то, чтобы ущемить права пенсионеров путем уменьшения размера их пенсий за счет различных ухищрений. Так, средства плательщиков страховых взносов (28 процентов зарплаты) направляются в ПФР не все сразу, как было при прежнем законе. Сначала они делятся на две равные части. Из них 14 процентов страховых взносов поступают в ПФР для финансирования страховой и накопительной части трудовых пенсий, а другие 14 процентов зачисляются как составная часть ЕСН сначала в федеральный бюджет в качестве его доходов, а уже оттуда перемещаются в ПФР для финансирования базовой части трудовой пенсии. Но ПФР в 2002 и 2003 годах получил из федерального бюджета не 14 процентов страховых взносов, а соответственно на 19 и 8 млрд. рублей меньше. Кто их прибрал к рукам и на какие цели пошли 27 млрд. рублей, предназначенные для пенсионеров, неизвестно.
Другая возможность для махинаций заложена в усложненной схеме расчета пенсий и их индексации. Каждая часть трудовой пенсии индексируется по-разному. Так, размер базовой части трудовой пенсии индексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете ПФР на соответствующий финансовый год.
Эта норма закона развязывает руки как Правительству, так и ПФР в занижении размеров трудовых пенсий. По этому закону коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством, которое набило руку на систематическом занижении показателей среднемесячной зарплаты в стране в два раза в сравнении с данными, представленными Госкомстатом. Поэтому трудно представить, что Правительство откажется от этой практики и не будет и дальше занижать коэффициент индексации базовой части трудовой пенсии.
ПФР в этом процессе играет роль далеко не последней скрипки и, занизив в планируемом бюджете поступления ЕСН и страховых взносов по сравнению с фактическими их размерами, способствует превращению ПФР в источник дополнительных доходов для федерального бюджета.
Закон установил зависимость коэффициента индексации размера страховой части трудовой пенсии, устанавливаемого Правительством, не только от уровня роста цен за соответствующий период, но и от коэффициента индексации размера базовой части трудовой пенсии, которое он не может превысить за тот же период. И здесь у Правительства все козыри в руках. Оно может так занизить коэффициент индексации базовой части трудовой пенсии, что ее страховую часть по этой норме закона невозможно будет проиндексировать. Так, за третий и четвертый кварталы 2002 года индекс темпа роста составил 1,2 и 4,8 процента соответственно. Значит, страховая часть трудовой пенсии с 1 ноября 2002 года и с 1 февраля 2003 года не подлежала индексации. Ибо размер страховой части трудовой пенсии индексируется один раз в три месяца при росте цен за каждый календарный квартал не менее чем на 6 процентов. Это и произошло в феврале 2003 года, когда пенсионеры за счет индексации только базовой части трудовой пенсии получили надбавку к пенсии около тридцати рублей, что вызвало всеобщее возмущение. Разгневанные старики стали отсылать надбавку Президенту. Вот что говорили ветераны войны и труда ОФО «Рязанский станкозавод» в своем обращении к прежнему председателю Государственной Думы Г.Н. Селезневу, руководителям фракций, представителю Президента в Госдуме:
— Вот и дождались мы повышения пенсий за второе полугодие 2002 года. Это повышение составило для пенсионеров 31 рубль 34 копейки. По форме это соответствует принятому вами закону, а по существу это издевательство над более чем 35 миллионами пенсионеров…
Принятие закона, который позволяет манипулировать цифрами и базовыми понятиями, являющимися основополагающими для пенсионного законодательства, подтверждает старую пословицу: «Закон, что дышло, куда повернул туда и вышло».
Подводные камни, заложенные в ст. 17 об индексации пенсии в зависимости от инфляции, были видны невооруженным глазом сразу после принятия закона. Ведь принимая в качестве критерия 6-процентную инфляцию за квартал, и закладывая в бюджете уровень инфляции 12-14 процентов за год, Правительство и не собиралось повышать пенсию хотя бы до уровня, компенсирующего эту инфляцию.
Так в предыдущем законе подмена понятия «средняя зарплата по стране» понятием «средняя зарплата по стране, принимаемая для расчета пенсий», которая почти в два раза ниже, позволила Правительству почти в два раза занизить размеры пенсии.

Понятие инфляции, принятое в новом законе с января 2003 года, уже подверглось ревизии. Если по данным Госкомстата инфляция в России в январе составила 2,4 процента, то после введения новой методики расчета базовая инфляция составила 1,2 процента. А ведь эта цифра лежит в основе индексации пенсии по закону! Что это как не манипуляции, напоминающие действия «наперсточников»? Замена правил во время игры!
Да и цифра 5,6 процента вызывает сомнение. Так, в Рязани во втором полугодии плата за отопление возросла с 1 руб. 60 коп. за квадратный метр до 6 руб. 10 коп. А разве не выросли цены на жилье, продукты питания, медикаменты, другие товары и услуги? То есть инфляция меньше 6 процентов вызывает очень большое сомнение. Или можно при определенной методике насчитать и нулевую инфляцию?

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА — ЗА СЧЕТ ПЕНСИЙ СТАРИКОВ И КАЛЕК
Правительство, превратив ПФР в источник дополнительных доходов федерального бюджета, решило возложить на него финансирование социальных функций. Теперь ПФР несет расходы по выплате социальных пособий на погребение и оказание услуг согласно гарантированному перечню. Они составили в 2003 году 2,24 млрд. рублей. На компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, расходуется 0,37 млрд. рублей. На капитальное строительство и ремонт государственных и муниципальных стационарных и полустационарных учреждений для престарелых граждан — около 3 млрд. рублей. На оказание медицинской и лекарственной помощи малоимущим пенсионерам и инвалидам тратится 4 млрд. рублей, что еще совсем недавно осуществлялось в рамках системы обязательного медицинского страхования. На мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, включая и строительство жилья, — 0,5 млрд. рублей. На доставку пенсий и пособий — 10 млрд. рублей.
Прежде эти расходы входили в федеральный бюджет и за них отвечало государство. Причем здесь пенсионеры и их фонд? Удивляет позиция руководства ПФР, которое вместо того, чтобы отстаивать и защищать права и интересы пенсионеров, делает под козырек: «Если Правительство сказало надо — ПФР отвечает есть!».
За счет чего ПФР собирается компенсировать эти расходы? Может, за счет доходов от капитализации своих средств? Тем более, что пункт 3 действующего Положения о ПФР обязывает его обеспечивать капитализацию средств, а пункт 4 того же Положения в числе источников формирования ПФР также указывает на доходы от капитализации.

КАК ПФР КАПИТАЛИЗИРОВАЛ СВОИ СРЕДСТВА?
Разместив средства в надежные активы, можно ежегодно дополнительно получать десятки миллиардов рублей, которые могли бы идти на повышение пенсий. Однако ни в одном бюджете ПФР нет такого важного источника, как полученная прибыль от капитализации его средств. Свет на этот вопрос проливает отчет Счетной палаты «О результатах комплексной ревизии исполнения доходных и расходных статей бюджета ПФР за 2001 год с выездами в регионы» от 25 сентября 2002 года. Оказывается, ПФР с первых дней своего образования тем и занимался, что вкладывал средства в различные коммерческие банки. Эти банки различались между собой объемом полученных средств. Объединяла же всех задолженность, которая тянулась годами. В результате вложения ПФР становились неликвидными в связи с неудовлетворительным финансовым состоянием банков.
Из общей суммы задолженности возвращалась незначительная часть, остальные средства списывались. Руководство ПФР, не озабоченное проблемой получения прибыли для пенсионеров, заняло позицию стороннего наблюдателя и не принимало достаточных действенных мер для полного получения средств, размещенных в кредитных организациях, которые в основном являлись неликвидными. Так, в 1995 году ПФР направил 382 млн. рублей в резервный фонд Республиканского социального коммерческого банка, откуда значительная их доля — 371,1 млн. рублей была выведена в АКБ «Юнибест» в 1997-1998 годах. В мае 1999 года у этого банка была отозвана лицензия, а в январе 2002 года банк был ликвидирован. Правление ПФР 16 апреля 2002 года задолженность этого банка в сумме 357,6 млн. рублей погасило. Возвращена была лишь ничтожная часть — 200 тыс. рублей. Ущерб, нанесенный бюджету ПФ, составил 385,4 млн. рублей.
Неспособность ПФР сделать что-либо полезное для пенсионеров просто поражает. В 2001 году ПФР имел остаток свободных средств в размере 107,8 млрд. Не использовав эти средства на повышение пенсий, ПФР палец о палец не ударил, чтобы выгодно их разместить в банковской системе и получить прибыль для пенсионеров, так как деньги не должны лежать мертвым грузом, а находиться в обороте и работать на пенсионеров. Эти средства по счетам ПФР целый год находились в Банке России. Выплата процентов фонду за размещение пенсионных средств на счетах Банка России не была предусмотрена, при этом ставка рефинансирования (учетная ставка) в 2001 году была установлена в размере 25 процентов годовых. В результате реальная стоимость этих средств уменьшилась из-за инфляции на 20 с лишним миллиардов рублей.

ПФР ПОЛУЧАЕТ ПО ПОТРЕБНОСТИ
Занимаясь незаконным страхованием, неспособный заработать денег даже для обеспечения своей деятельности, свободный от контроля со стороны общества, ПФР живет припеваючи, ни в чем себе не отказывая.
Раздутые штаты (свыше 100 тысяч человек), нарастающие ежегодные расходы, достигшие в 2003 году 24,3 млрд. рублей, административные хоромы, возведенные в различных регионах страны стоимостью, превышающей миллиард рублей, вызывающие своим видом гнев и возмущение простых граждан, десятки закупленных зарубежных автомобилей на сумму 11,2 млн. рублей, десятки миллионов рублей, идущие на материальное стимулирование, дотации (компенсации) на питание, на оплату проезда в общественном транспорте, медицинское обслуживание, на лечение, высокий уровень средней зарплаты, превышающий заработок шахтера или сталевара, при объеме расходов на оплату труда в 9,76 млрд. рублей в 2003 году — так живет сегодня Пенсионный фонд России. Какую совесть надо иметь, чтобы, паразитируя за счет стариков и калек, у которых отняли все, надругались над их старостью, как ни в чем ни бывало назначить себе непомерно высокую зарплату и вышвырнуть их за грань физического выживания?