Сегодня:

Кому-то кажется несуразным название «Женская палитра». И действительно, разве может быть палитра женской, мужской? Краски — одни на всех, да и мир вокруг, хотя и постоянно меняется, но все же одинаков для живущих. Одинаков ли? Всё зависит от того, как ты смотришь, что для тебя в этом мире главное, какими красками окрашены дома и деревья, люди и животные. Для одних мир — сер, для других — розов, а третьи видят его разноцветным, мозаичным, красочным. И, безусловно, есть и мужской и женский взгляд на мир, так же, как и язык, которым ты рассказываешь о нем.
«Женская палитра» — это организация творческих женщин, которые не ограничивают свое бытие семьей и работой, а ищут и другие пути самореализации. Язык общения для них — живопись, графика, художественная вышивка, бисероплетение, другие виды прикладного искусства.
Пять лет назад Наталья Ермак, собрав вокруг себя небольшую творческую группу, задумала устроить первую выставку творчества женщин-художниц. Она сама и многие ее товарки и до этого успешно выставлялись на общегородских выставках. Нельзя сказать, что в общем потоке женские работы терялись. Но хотелось чего-то особенного. Мечталось показать мир таким, каким видят и понимают его только женщины.

Каков же этот мир? Более нежный, добрый, светлый и, наверное, более земной, естественный, постоянный и изменчивый, как сама жизнь.
Почти неуловимое движение жизни — главное в женских работах. В произведениях художников-мужчин меня часто привлекали мощь и натиск, энергия и смелость. А в женских работах, пожалуй, главное — дыхание, биение сердца. Совсем не просто это приметить, но когда приметишь, начинаешь понимать — вот она та самая разница между мужским и женским, берущим (напор, натиск, энергия) и дающим (податливость, приятие, растворение).

Пятая, юбилейная, выставка «Женской палитры» открылась 4 марта в доме-музее Крылова. Но так получилось, что я, как и многие другие друзья этой общественной организации, пришли на выставку 9 марта — поучаствовать в праздничном концерте и неформальной встрече единомышленников. В главном, официальном, открытии приняли участие глава городской Думы Владимир Золоторенко и представители управления культуры. Праздничный концерт девятого числа открыли депутат городской Думы Иван Уманец, которого руководитель «Женской палитры» Наталья Ермак назвала «крестным» этой общественной организации. И недаром! Вот уже несколько лет Иван Карпович помогает женщинам-художницам всем, чем может. Он настоящий, неформальный друг «Женской палитры». Управление культуры города наградило художниц почетными грамотами, поздравило «Женскую палитру» с пятилетием. А лидер профсоюза работников культуры Валентина Чередниченко вручила памятные подарки постоянным участникам всех пяти выставок «Женской палитры» — Наталье Ермак, Нине Есауловой, Тамаре Хехневой, Валентине Шестаковой, Татьяне Маруха, Антонине Гловацкой. Валентина Ивановна Чередниченко несколько лет поддерживает тесные связи с организацией женщин-художниц, поддерживает все начинания «Женской палитры». Особое внимание в этот день было оказано любимому мужчине «Женской палитры» художнику Владимиру Грязунову. Он многие годы помогает устраивать выставки, развешивает картины, сберегая силы и время хрупких женщин. Он привел в «Женскую палитру» и свою жену Галину Антоновну, работы которой также можно встретить в экспозиции выставки.
В праздничном концерте приняли участие ансамбль «Зальян», преподаватели и ученики музыкальной школы им. П. Чайковского, фольклорный коллектив «Горлица», клуб авторской песни и поэзии «Старый кораблик». Очень жаль, что официальное открытие и праздничный концерт состоялись в разные дни. Могло бы получиться большое, яркое, запоминающееся мероприятие — настоящая презентация прекрасной художественной выставки, а также женской организации, которой удалось долгие пять лет удержаться на плаву в наше мужское, жесткое время. Все-таки творческим людям хочется не только формального внимания представителей городской власти, но и сотрудничества, понимания и сопереживания. 9 марта в выставочный зал пришли не только представители различных творческих союзов и организаций, но и молодежь — студенты, школьники. Вот где реальная возможность неформального общения представителей власти с жителями города, да еще и накануне президентских выборов!

Концерт закончился, и я, вооружившись блокнотом и ручкой (каталога выставки почему-то не было), пошла посмотреть экспозицию выставки. Первое, что бросилось в глаза — ровное сияние, исходившее от одной из стен. Конечно, не в стене дело, а в том, что на ней были, а вернее жили, картины.
Летняя степь, еще зеленая, не выжженная солнцем и девушка, почти девочка с венком из трав и цветов на светлых волосах. Жарко, воздух недвижим, но девушка полна жизни и какого-то затаенного движения. Кажется, сейчас она встанет, развернет плечи, улыбнется… Когда я смотрела на эту картину О. Стригун «Катя», то слышала, как поют в степи птицы, жужжат насекомые.
Рядом с «Катей» «Тюльпаны» Н. Ермак — глянцевые, словно вылепленные из воска. Ведь очень часто тюльпаны кажутся именно такими — словно выполненными искусным мастером, но тронешь их и поймешь — живые!

Следующая работа. Присмотрелась — знакомый пейзаж, церковка какая-то привычная, виденная много раз, и холмы. Да это же Грушевка! «Грушевка» А. Гловацкой.
Не оставили равнодушной и пейзажи Т. Хехневой. Они похожи на окна в другой мир, хотя вполне реальны и написаны в классической манере.
«Таитянка» Т. Фельдман и ее же батик «Пустыня» напомнили о импрессионизме и кубизме, а еще об орнаментах индейцев майя и кечуа. В близкой манере написана и работа Т. Студеникиной «Восточные мотивы».

Интересны и самобытны работы Н. Есауловой — «У реки», «Цветы» и Г. Лисовской «Зимний день». Техника, в которой выполнены работы — шитье, но об этом догадываешься не сразу, а лишь, когда подойдешь совсем близко, и глаз заметит вместо мазков краски — стежки.

А вот целая галерея работ, выполненных из природных материалов — соломки, травы, веточек, пуха и даже манной крупы. Особо выделяется в этом ряду работы, сделанные из яичной скорлупы — настоящая мозаика. Работы Л. Маргарян «Пастушок», Т. Воронченко «Осенние грезы», «Флора», С. Кухмистровой «Зимний лес» выполнены из природных материалов и заслуживают особого внимания не только своей необычностью, но и высоким уровнем мастерства и художественного вкуса.

А. Коробченко, В. Горькова, а также многие другие художницы предпочитают графику. Очень понравилась мне работа пастелью девятилетней Люды Иванниковой. Она называется «Дорога» и действительно уводит зрителя куда-то в даль. Надеюсь, что и творческий путь талантливой девочки будет удачным и интересным.
Керамику Т. Марухи и Т. Копцевой захотелось подержать в руках, но боюсь, если бы мне это удалось, то расстаться с маленькими скульптурками было бы нелегко.
Е. Перелыгина и В. Керенцева занимаются бисероплетением. Выполненные ими бусы, колье, браслеты и другие украшения можно надеть к элегантному вечернему платью, но не менее оригинально будут они смотреться и вместе с альтернативной молодежной одеждой.

Целый стенд выставки — иконы, оклады которых расшиты бисером. Это работы О. Родионовой и ее учениц. Более всего меня задела за живое работа Т. Поздняковой «Богоматерь Троеручница».

Возвращаясь домой, я делилась впечатлениями от выставки со всеми, встреченными мною знакомыми, радовалась неподдельным интересом, который проявляли самые разные люди к творчеству новочеркасских женщин-художниц. Есть в нашем городе таланты — самобытные, яркие. Приходите на выставку, убедитесь сами. Осталось сказать, что выставка работает до конца марта.