Сегодня: 19 апреля 1088, Четверг

В предыдущей «порции» очерка И. Кравченко «Глазами души» помещен портрет писателя А. Серафимовича работы Н. Тусова. Считаю это вполне подходящим поводом для того, чтобы сказать несколько слов о данном портрете и о его авторе.

Начну с того, что подлинник портрета мне подарил в 1963 году сын художника Г.Н. Тусов, с которым мы тогда работали в НПИ. Портрет нарисован мягким итальянским карандашом на плотном листе бумаги небольшого формата (29х20 см). Под рисунком проставлены инициалы художника и дата «1928 г.». Дата не рядовая — в тот год Серафимовичу исполнилось 65 лет. Писатель дружил с художником И.И. Крыловым, к которому частенько наведывался его младший товарищ и коллега по работе в Донском политехническом, позже Новочеркасском индустриальном институте художник Н.А. Тусов. Видимо в один из дней, сведших трех замечательных людей, и был сделан этот рисунок. В нем мастерски передан, хорошо знакомый по фотографиям, облик писателя. Высокий лоб, густые брови, коротко подстриженные седые усы. Портретируемый сидит за столом в спокойной позе: правая рука лежит на столе, локоть левой оперт на спинку стула. Лицо проработано детально, остальное передано уверенными стремительными штрихами (похоже, портрет нарисован в один сеанс).

Выпускник Пензенского художественного училища, а затем Петербургской академии художеств Николай Асинкритович Тусов (1887-1963 гг.) в своем творчестве следовал традиции русского реалистического искусства. Он был автором живописных портретов Батюшкова, Пушкина, Гоголя, Чехова. С большой теплотой художник изображал быт народов Севера, а затем природу Подмосковья.
Поселившись в Новочеркасске, он стал сподвижником И.И. Крылова. Писал донские пейзажи, обучал студентов ДПИ черчению и рисованию (был доцентом кафедры черчения), вел занятия в организованной Крыловым художественной студии. После смерти Ивана Ивановича был ее руководителем. Позже преподавал в Новочеркасском суворовском училище и Ростовском инженерно-строительном институте. Как художник работал мало.

В 1963 году по инициативе Н.В. Овечкина на городской выставке экспонировалось большое количество живописных и графических работ Тусова. Несколько его произведений хранится в фондах Музея истории донского казачества, а карандашный портрет атамана М.И. Платова находится в экспозиции зала № 4.
В 1981 году я показал портрет Серафимовича художнику и журналисту Б. Плевакину. 5 мая городская газета «Знамя коммуны» напечатала его заметку «Портрет из домашнего альбома». Текст сопровождался плохо различимой репродукцией тусовского рисунка. В июле того же года сокращенный вариант заметки под заголовком «Малоизвестный портрет Серафимовича» с приличной репродукцией был опубликован в центральном еженедельнике «Литературная Россия». После этой публикации ко мне обратились из музея А.С. Серафимовича, находящегося в городе, носящем его имя, с просьбой передать портрет в их экспозицию. Я отправил туда фоторепродукцию.

Об этом портрете Плевакин написал еще раз в 1988 году в областной газете «Молот». Его публикации возродили уже почти забытое имя хорошего художника и человека. Были и отклики читателей. Вот что написала жительница Сальска Елена Ивановна Морозова:
«В предвоенные годы, еще совсем юной, я крепко дружила с его (Тусова. — В.Р.) дочерью Викой. Жили они в небольшой квартирке, буквально завешанной и заставленной картинами, написанными хозяином. …Многое стерлось в памяти, но ясно помню его внешность, запомнились его руки с розоватой кожей и не донской говорок. (Родился-то в Вологде. — В.Р.).
Это был удивительно добрый, сердечный человек, легко ранимый и не очень обласканный судьбой (так я в ту пору понимала)».

Правильно понимала девушка. Творчество Н.А. Тусова в нашем городе оказалось не востребованным, и после смерти мастера все его художественное наследие ушло в вологодский музей.