Сегодня:

Отец Сергий, настоятель храма в мкр. Хотунок, родом из уникальной,
коренной новочеркасской, вполне светской семьи, в которой выросшие сыновья, все четверо, стали священниками.

«ГОСПОДЬ ПО ЖИЗНИ ВЕДЕТ…»
Правда, дедушка, участник гражданской (на стороне красных) и Отечественной войн, был старостой в Георгиевской церкви, а мама пела в церковном хоре.
Отец же строил «мирские» здания, он был и главным инженером, и главным технологом «Стройтреста». Родители брали с собой мальчиков на богослужение в храм всегда, и отец Сергий помнит себя и братьев, засыпающих перед алтарем во время ночной пасхальной службы в Георгиевской церкви…
Приходили на службу заранее с вечера (позже комсомольцы стояли и не пускали), прятали детей, чтобы у них не было неприятностей…
Все равно были насмешки, ведь они учились в обычной школе. И возникали сомнения, как жить, с Богом или без Бога. Но… Каждый может вспомнить эпизоды из собственной жизни, когда Господь помощь посылает, по жизни ведет… И то, что было в порядке вещей в семье, — как все, воспринятое с молоком матери, — осталось и проросло. Все братья — Александр, Евгений, Василий и Сергей закончили мирские учебные заведения, а после — духовную семинарию.

СВЯТО МЕСТО
А преемственность поколений проявилась все равно, удивительным образом. Двое из братьев-священников тоже строят, но уже храмы — отец Евгений в Белой Калитве, куда он был переведен из старой, уютной, намоленной Дмитриевской церкви, что рядом с кладбищем, а отец Сергий — в Хотунке, рядом со старинной казачьей часовней Донской Иконы Божией Матери.
Сначала, в 1994 году, отец Сергий получил назначение настоятелем часовни. Когда правящий архиерей нашей епархии митрополит Владимир приехал освятить часовню, которую казаки на волне возрождения выпросили у администрации (здесь был пункт вулканизации, этим сказано все), отец Сергий попросил указать место, где можно построить храм. «Вот хорошее место», — сказал митрополит Владимир: совсем рядом с часовней был пустырь, на котором неоднократно разные люди пытались что-то построить.
Благословение было получено, и через год, в 1995 году, заложили первый камень, в 1997 году началась укладка фундамента, а еще через три года строительство пошло полным ходом. Дважды финансы были выделены мэром города Н.И. Присяжнюком – в общей сложности 80 тысяч рублей.

НАРОДНАЯ ЦЕРКОВЬ
В основном же церковь строится на пожертвования жителей нашего города. Деньги жертвуют крупные предприятия по инициативе своих руководителей – В. Фокина, В. Коломийца, В. Аринина, В. Лукьянова, в недалеком прошлом Ю. Погребщикова, частные фирмы Геннадия Марченко, Марины Поволоцкой… Некоторые жертвователи хотят сохранить в тайне этот поступок, лишь в записке просят помолиться о здравии или упокоении. Прихожане, даже пенсионеры, приносят по 500-1000 рублей и говорят просто: «на храм». Настоятель церкви отец Сергий говорит, что это неудивительно: многие храмы строятся именно так, на народные деньги. Тем более в России — это веление времени. Правда, может быть, народная поддержка бывает организованной, но в Хотунке, бывает, люди просто едут мимо, видят объявление: «Жертвуйте на храм», поворачивают, оставляют деньги и едут дальше. Бывает, что администрация храма просто перекладывает народные деньги на собственный счет, чтобы сделать затем необходимые платежи…
Уникальность этого храма состоит не в том, что он строится на народные пожертвования, а в том, что он весь из дерева, что для наших мест удивительно. Когда были сделаны геологические изыскания, то обнаружили, что близко вода. Отец Сергий обратился в управление архитектуры, где ему посоветовали, чтобы не бить две тысячи свай и не класть железобетонную плиту, облегчить конструкцию — построить церковь из дерева и потом обложить ее кирпичом.
С лесом в наших местах нелегко, но эти трудности тоже преодолели благодаря благотворителям: только привезли вагон леса, но стоит обратиться к прихожанам, и они собирают еще на один.

ДЕТИ САМИ НАХОДЯТ ДОРОГУ К ХРАМУ
Но и храм, даже недостроенный, уже начинает оказывать влияние на не самый благополучный район Новочеркасска. Здесь, на семи ветрах, на опасном, неуютном перекрестке всех дорог, на напряженной транспортной развязке двух районов города всегда очень не хватало чего-то красивого, душевного, человечного. Но храма здесь никогда и не было; говорят, в казармах была домовая церковь.
Храм был нужен именно на этом месте. Кому только не пытались отдать этот пустырь, но Господь хранил это место для храма. И вот в храме, не имеющем (пока) даже подсобных помещений, работает воскресная школа и собирает детей, которых учат Закону Божьему, нравственным заповедям, современным теориям видения мира; преподают прихожане с высшим образованием, а директор — отец Сергий.
Много ребят из семей, где родители — отчаявшиеся, разуверившиеся, а дети — брошенные, приходят в церковь. Бывает, что следом за ними приходят и родители. Раньше было наоборот — родители приводили с собой детей в храм…
К сожалению, наше общество не может предложить рецептов избавления от так называемых социальных болезней. Только в церкви, где идет работа с душой, зло может отступить. Одна из прихожанок храма сказала, что люди стали жестокими, они не любят и не защищают друг друга, не дружны между собой. Любовь иссякла, сердца окаменели. Люди создают семью, а потом теряют ее. Это происходит из-за неготовности к тяжести семейной жизни, которая предполагает жертвенное служение друг другу, жертвенную любовь: «Друг друга тяготы носите…» «Если разделять тяжесть характера друг друга, может быть, станем роднее…» — говорит отец Сергий.
В России, которую мы тоже потеряли, храмы были в каждом районе города. Люди объединялись вокруг веры и «чаши любви», «чаши тела и крови Христовой». Приход был настоящей семьей, в которой помогали старикам, соблюдали заповеди, почитали родителей. Храмы были связующим звеном между людьми и Богом… А потом это звено выпало: люди перестали ходить в церковь и потеряли связь с Богом — соединение человеческой души с Богом происходит в храме, через храм…

БЛАГОСЛОВЕНИЕ БОЖЬЕ
А напоследок красивая история о чуде. Эта женщина не была верующей, просто однажды в ее счастливой жизни возникла нерешаемая проблема. Она вышла замуж по большой любви, и, хотя у нее было уже две дочери, хотела родить от любимого. Не получалось. Доктора говорили, что и она, и ее муж здоровы. Все врачебные средства и силы были испробованы и применены; женщина забеременела, но все закончилась выкидышем. И вот уже начались болезни…
Магазин, где она работает, находится рядом со строящимся храмом, и однажды она пришла к отцу Сергию на исповедь, после которой ей просто стало легче на душе. Но как же она удивилась, когда через месяц она уехала с мужем в отпуск и забеременела естественным образом, «как все», и в срок у них в семье благополучно родилась долгожданная дочка. (Эта история- о том, как познакомились отец Сергий и Марина Поволоцкая).
Но чудеса на этом только начинались. Когда женщина разговаривала с отцом Сергием, ее поразила компетентность священника в этой области. Отец Сергий вспоминает, что, учась в политехническом, он раздумывал, может, ему поступить в медицинский? Но Господь «управил», и он стал священником, который, как и врач, лечит — но только душу. (Отец Сергий говорит, что священнику нужно иметь хотя бы поверхностное медицинское образование).
Но корни его компетентности лежали не в юношеском увлечении медициной. Он сам родом из многодетной семьи. У его отца к тому времени было уже пятнадцать внуков – шестеро детей у Александра, семеро – у Евгения, двое – у Василия, и лишь отец Сергий прожил с женой к тому времени шестнадцать лет, но Бог не благословил их детьми. Врачи вынесли свой приговор.
А через год после того счастливого излечения прихожанки, которой помогло таинство исповеди, жена отца Сергия родила ему сына, которому уже полтора года!

И еще о чудесах и о детях
Однажды к отцу Сергию приехали родители, чей новорожденный ребенок лежал в реанимации, в Ростовском институте акушерства и педиатрии, с просьбой окрестить дитя. Священнику пришлось оставить службу и поехать с ними. И чудо произошло у него на глазах: едва он окропил больного ребенка святой водой, затухающая синусоида биения маленького сердца на экране прибора затанцевала в полную силу…

Фото Н. Склярова.
row['name']