Сегодня:

… Играть так, чтобы зритель забыл,
что перед ним сцена.
М. Булгаков, «Театральный роман».

Новогодние праздники каждый отмечает по-разному, в соответствии со своими вкусами и привычками. Вот и я решил в преддверии Нового года порадовать себя поездкой на балет «Лебединое озеро», в Ростовский государственный музыкальный театр.
Меня приятно удивило, что на этот спектакль из Новочеркасска отправлялось несколько автобусов с любителями искусства. После этого все разговоры о деградации народа и всеобщем культурном упадке как-то уже по-другому воспринимаются.
Ростов встретил новочеркасцев приятным лёгким морозом. Мы приехали немного раньше, до спектакля оставался ещё час, и я решил прогуляться. Не буду подробно рассказывать об этом путешествии, замечу лишь, что у них почти всё как у нас. Да, Большая Садовая смотрится эффектно, фасады покрашены, и вечером на них не видно трещин, в общем, как у нас на Московской. Но стоит только свернуть в ближайший переулок… и картина резко меняется. Такой контраст не для слабонервных. Но ведь я живу в столице донского казачества, меня такими контрастами не запугаешь!

Спектакль прошёл великолепно. Яркие, чувственные партии Ротбарта (Дмитрий Хамидуллин), Зигфрида (Анатолий Бердышев), и, в особенности, Одетты (Нелли Алимова) — произвели на зрителей соответствующее впечатление. Десятиминутная овация, устроенная артистам, достойно увенчала этот замечательный вечер.
Поздним вечером мы ехали обратно. Я поговорил с владелицей туристической фирмы, организовавшей нам эту поездку, и узнал для себя много нового. Оказывается, на каждый спектакль в Музыкальный театр отправляется как минимум два автобуса из Новочеркасска, а на классические произведения (оперы «Кармен», «Мадам Баттерфляй», «Царская невеста», балеты «Жизель», «Щелкунчик» и др.) четыре-пять, а бывает и больше. Эта информация дала мне пищу для новых размышлений. Цена самого дешёвого билета на балконе в Музыкальном театре составляет 80 рублей. Дорога обходится в 60 рублей, но этой величиной можно пренебречь, т. к. добраться до Ростова можно и самому. Средняя вместимость одного автобуса 50 человек. Теперь решим задачу: сколько денег оставляют новочеркасцы в ростовском Музыкальном театре? Получается 50 умножить на 80 равно 4000 рублей. Это если едет один автобус. Но такое случается редко. Обычно бывает два-три, а если известное классическое произведение — то четыре-пять. На «Лебединое озеро» приехало пять автобусов из нашего города. Значит, как минимум 20000 рублей заработал Музыкальный театр. И это по самым минимальным расчётам, т. к. мы рассматривали только самые дешёвые билеты на балконе и пренебрегли расходами на буфет.

Почему же новочеркасцы оставляют столько денег в ростовском театре, а не в нашем? В Казачьем драматическом театре, увы, «Лебединое озеро» не ставят. И «Кармен» тоже. По непонятной причине предпочтение отдаётся малоизвестным произведениям или современным пьесам, чей художественный уровень сомнителен. Поэтому неудивительно, что горожане предпочитают ездить в ростовские театры. Кроме того, в последнее время усиливается одна негативная тенденция — в городской театр начали ходить школьники. Разумеется, нет ничего плохого в том, что дети приобщаются к искусству. Однако, когда это происходит по команде, результат получается прямо противоположный. Поясню на примере.
Кое-кто из управления образования полон горячего желания окультурить всех школьников нашего города. Мотив понятен: «Культуру — в массы!», «Искусство для народа» — и всё такое прочее. Вот, мол, сходят дети в театр два, или даже три раза и станут такие культурные-культурные, воспитанные-воспитанные. Из управления образования спускается приказ директорам школ: «В целях… Во имя…. Обеспечить… такого-то числа… явку… на спектакль… А не то секир-башка!». И размашистая подпись в конце. Что сделает директор, прочитав сей документ? Правильно — отдаёт его на исполнение классным руководителям, строго-настрого приказывая явку обеспечить! А как уговорить детей прийти? О, здесь набор методов весьма разнообразен. Угрозы, подкуп, шантаж — всё как положено. «Кто не пойдёт в театр будет дежурить в классе до конца года!», «кто пойдёт в театр — тому на балл завышу четвертную оценку по литературе», «или идём в театр или в субботу шесть уроков дополнительно». Директора школы, учителя можно понять — управлению образования нужна явка, а если её не будет, то премии лишат. А зарплата-то нищенская. Вот и приходится приобщать детей к культуре командными методами. И за их счёт, разумеется. Ведь чиновники из управления образования билетов для школьников не покупают.
Поэтому не удивляйтесь, если увидите школьников во время спектакля. Не удивляйтесь, если они будут плохо себя вести. Не обращайте внимание на выкрики, шум, ругань из их рядов. Помните, их сюда затащили силой, вопреки их желанию.
В последнее время такие вот «культурные инициативы» появляются со стороны УО всё чаще. Это и есть негативная тенденция.
Как навсегда отвадить школьника от театра? Очень просто: прикажите ему туда пойти. Пригрозите чем-нибудь. Тогда само слово «спектакль» будет вызывать у него стойкое отвращение.
…А ведь когда-то, давным-давно, наш театр был широко известен, и не только в узких кругах. Автобусы привозили зрителей из Ростова, Шахт, Таганрога. Увы, всё в прошлом. Впрочем, это моё мнение, с которым Вы можете не соглашаться.