Сегодня:

Знай наших
В 1999 году наш областной центр отметил 250-летие своего существования. К этой знаменательной дате были изданы красочный художественный настенный календарь «Ростов-на-Дону. Памятники архитектуры» и капитальная монография «Архитектурная летопись Ростова-на-Дону». Автором этих изданий является член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, профессор, член трех творческих союзов (архитекторов, дизайнеров и художников) России Г.В. Есаулов.

Уверен, что очень немногим читателям нашей газеты и новочеркасцам вообще известно это имя. Попробую рассказать о нем. К тому же и повод есть, — совсем недавно Георгию Васильевичу Есаулову исполнилось 50 лет.
Итак, в конце ноября 1953 года в Новочеркасске, в семье Василия Пантелеевича и Нины Георгиевны Есауловых родился второй сын, которого в честь деда нарекли Георгием. Его жизненный путь, с первых самостоятельных шагов, оказался победным.
Будучи учеником выпускного класса школы № 7 Жора стал победителем Всесоюзного конкурса школьников «В мир литературы и искусства» (по разделу изобразительное искусство). Школу окончил с золотой медалью. В том же году, победив в двух этапах конкурса абитуриентов по рисунку, он становится студентом архитектурного факультета Ростовского инженерно-строительного института. И это при том, что специально изобразительной грамоте не учился, а лишь периодически посещал занятия художественной студии Н.Я. Лисименко при городском Доме культуры.
В 1976 году Георгий блестяще защищает (на немецком языке) дипломный проект и получает диплом архитектора-художника. Его оставляют работать в институте. Через год молодому ассистенту представляется возможность проявить себя в большом деле. Руководитель творческой бригады, работавшей над панорамой «Плевенская эпопея 1877 г.», Н.В. Овечкин, на завершающем этапе приглашает Есаулова в Плевен. Тут я должен пояснить, почему это произошло. Дело в том, что отец Георгия в 1962-64 годах занимался у Овечкина в художественной студии, а затем в 1975 году помогал ему в создании предметного плана диорамы «Форсирование Днепра у села Войсковое в 1943 г.». Василий Пантелеевич зарекомендовал себя там мастером на все руки. Памятуя об этом, Николай Васильевич привлек его и к работе над Плевенской панорамой, а он, в свою очередь, предложил потом взять в помощники сына. Архитектор-художник оказался как нельзя кстати. Он квалифицированно разрабатывал эскизные наметки Овечкина, а затем вместе с отцом они выполняли все необходимое по предметному плану. Как художник Георгий занимался и так называемым «списыванием» панорамы, т.е. соединением изображенного на полотне с натурными предметами. В статье, опубликованной в сборнике, посвященном 25-й годовщине панорамы, он признается: «Для меня эта работа стала мощным толчком, думаю, что, не будь панорамы и жизнь, возможно, сложилась бы иначе».

Следующие три года Есаулов проводит в Московском архитектурном институте в качестве аспиранта. Получив ученую степень кандидата архитектуры, он возвращается в РИСИ, где в короткий срок проходит путь от старшего преподавателя до декана архитектурного факультета.
В 1988 году в Ростове открывается архитектурный институт. Г.В. Есаулов, как один из инициаторов его создания, становится проректором по учебной и научной работе. Занимая эти должности в течение одиннадцати лет, он «… руководил коллективом, разработавшим и внедрившим концепцию архитектурного образования в виде структуры вуза, учебных планов, программ, осуществлял научно-методическое руководство созданием региональной системы довузовской подготовки… Был инициатором открытия художественных и дизайнерских специальностей в Ростовском архитектурном институте». Это выдержки из статьи о члене-корреспонденте РААСН Есаулове в книге, посвященной 10-летию академии (том 1 «Дела и люди», М., 2002).
В 1999 году Георгий Васильевич перешел на постоянную работу в академию и теперь живет в Москве.

Сферой его научных интересов является архитектура Юга России. Он автор более 150 публикаций, в т.ч. трех учебных пособий и двух монографий. Им много сделано в области дизайна музейных и выставочных экспозиций. Со своим отцом он выполнил 15 выставок, в их числе две в Новочеркасском музее истории донского казачества («Донские казаки в Отечественной войне 1812 года» и «Донская старина»). Занимался разработкой проектов интерьеров общественных зданий и городского благоустройства. Активно работает как художник. В конце декабря в РААСН откроется его персональная художественная выставка.

Особо хочу сказать о монографии «Архитектурная летопись Ростова-на-Дону». Она написана Есауловым в соавторстве с В.А. Черницыной. Это большая, красивая и, главное, содержательная книга. Ее интересно читать, ее интересно просто листать. Многочисленные иллюстрации (486!) дают наглядное представление о развитии архитектуры города от Темерницкой таможни и крепости св. Дмитрия Ростовского до начала 90-х годов XX века. В книге прослеживается долгий процесс формирования Ростова-на-Дону, как цельного города. Ведь на его прежней территории длительное время существовало два самостоятельных города — Ростов и Нахичевань. Причем статус города Ростов получил в 1806 году, а объединение двух городов в единый произошло лишь в 1928 году. Знаменитый ростовский театр в виде стилизованного гусеничного трактора построили в 1935 году на пустыре, разделявшем до той поры два города.

Главным объектом внимания авторов монографии является архитектура отдельных зданий, их комплексов, города в целом. Они подробно, на конкретных примерах, характеризуют различные стилевые направления, господствовавшие в застройке города в разные периоды. Архитектурный, чаще искусствоведческий анализ, дополняется краеведческими сведениями, а временами прерывается «врезками», подкрепляющими и дополняющими основной текст. Это: «Из истории зданий», «О чем рассказал документ», краткие биографии некоторых архитекторов.
С особым интересом читал биографии Льва Леонидовича Эберга и Георгия Алексеевича Петрова. В 1951 году в архитектурной мастерской Эберга мне довелось проходить преддипломную практику, и как раз в это время он и Петров работали над проектом жилого дома, который был построен на ул. Энгельса (Б. Садовая). В книге упоминается и архитектор Александр Косьмич Кривошеев, участвовавший в разработке генерального плана «Большой Ростов» (1932 г.). С 1959 он более десяти лет заведовал кафедрой архитектуры НПИ.
В общем, книга замечательная! И это не осталось незамеченным. В ежегоднике Российской академии архитектуры и строительных наук за 2001 год «Архитектурная летопись Ростова-на-Дону» представлена в числе пяти книг членов академии, отмеченных государственными и профессиональными премиями.
В эти дни Г.В. Есаулов находится в очередной зарубежной командировке (в Италии). Пожелаем ему здоровья и новых творческих свершений.