Сегодня:

Каждый из нас — покупатель. И каждому из нас приходилось сталкиваться с ситуацией, когда за наши кровные нам продавался некачественный товар. Если этот товар непродовольственный, то есть шанс достигнуть взаимной договорённости с работником торговли, вернуть ему брак и получить деньги. Сложнее, если это продукты.

Доказать, что в только что купленном вами пакете молока, оно оказалось скисшим — уже сложнее. Ну ладно, если это молоко, а если это консервы или колбаса с оттенком зелени и запахом плесени? И это обнаружено уже дома? Можно, конечно, вернуться в магазин, и попытаться воззвать к совести и сознательности продавца. Тогда события могут развиваться по двум разным сценариям. В первом случае продавец примет у вас некачественный товар, извинится, вернёт вам деньги и заверит, что всё произошедшее — досадное и исключительное недоразумение. Во втором — скажет что он видит вас впервые, колбасы такого сорта и качества у них никогда не было в продаже, а вы — просто наглый аферист, который порочит светлое имя его предприятия торговли. После этого из подсобки выйдет грузчик дядя Вася и посмотрит вам в глаза, выразительно помахивая гвоздодером…
Наше право на приобретение качественных продовольственных товаров охраняют ряд государственных законов, в частности — «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» и «О качестве и безопасности пищевых продуктов». Эти законы — одни из основных для врачей Центра Госсанэпиднадзора, которые стоят на страже нашего здоровья и безопасности в плане приобретения в торговле или в сети общепита качественных продуктов.

— Отдел гигиены питания нашего Центра Госсанэпиднадзора, — говорит главный врач этого учреждения Зинаида Дмитриевна МАКОГОНОВА, — контролирует 707 новочеркасских предприятий. Это и торговля, и общепит, и пищепром. По действующему законодательству, мы обязаны раз в два года в плановом порядке их обследовать. Возможны и внеплановые проверки по жалобам граждан. Если выявляем нарушения, то составляем предписания по устранению недостатков, направляем документы на рассмотрение в административную комиссию, принимаем другие меры.
Для нарушителя санитарного законодательства, пренебрежение к его нормам может обернуться штрафом от 100 рублей до 50 тысяч рублей. Если покупатель пострадает от употребления некачественных продуктов, и этот факт будет доказан в судебном порядке, то продавца могут привлечь и к уголовной ответственности. Ещё одна мера воздействия — отзыв разрешительных документов на право торговли.
По словам Зинаиды Дмитриевны, за 10 месяцев текущего года, Центром Госсанэпиднадзора, совместно с другими ведомствами были проведены 134 рейдовые проверки предприятий. В результате забраковано 119 партий пищевых продуктов — мясных, молочных, кондитерских, алкогольных и других — общим весом 7582 килограмма. Оштрафовано 211 предпринимателей и должностных лиц, вынесено 106 постановлений о приостановлении эксплуатации предприятий.
— Только за три осенних месяца, — говорит З.Д. Макогонова, — нашими специалистами был зарегистрирован ряд нарушений в нескольких торговых предприятиях. В сентябре был оштрафован владелец павильона на улице 26 Бакинских комиссаров на 500 рублей. В его торговой точке был обнаружен слабоалкогольный напиток «Оранж», 3 литра, без документов, свидетельствующих о качестве продукта. Владелец магазина «Сезам» (Свободы, 23) был оштрафован на 4000 рублей за реализацию продукции с истекшим сроком годности (напитки слабоалкогольные) и несоблюдение товарного соседства пищевых продуктов (сырых и готовых к употреблению). В августе мы проверяли магазин «Арбат» и забраковали там 8 килограммов колбасных изделий с истекшим сроком годности. Штраф — 4000 рублей. В ноябре к нам поступила жалоба от жителя станицы Красюковской на то, что в том же предприятии торговли реализуются просроченные товары (пельмени, печенье, кальмары). Мы проверили и забраковали 27 килограммов пищевых продуктов. Штраф -5000 рублей. В магазине «Радуга» (улица Юности,4), нами было забраковано 23 килограмма продуктов. Штраф -1000 рублей. В магазине «Калейдоскоп» по результатам проверки забраковано 54 литра пива семи наименований с истекшим сроком годности. Штраф — 1000 рублей. И список предприятий-нарушителей этим не ограничивается.
— Зинаида Дмитриевна, а лично вам, как покупателю, приходилось сталкиваться с некачественным товаром?
— Да, приходилось.
— И чем это заканчивалось для таких продавцов?
— На следующий день я посылала в этот магазин специалистов для проверки. Ведь дело не в том, что негодный товар предложили лично мне, под угрозой здоровье всех покупателей.
— В актах проверки фигурируют небольшие партии товаров, ну что такое 8 килограммов, на фоне общего товарооборота?
— Для нас, санитарных врачей, количество и объём опасного товара не имеет значения. Причиной отравления может стать и ломтик колбасы, и ложка консервов. Сам факт наличия на прилавке товара, представляющего потенциальную угрозу для потребителя, уже основание для принятия самых строгих мер.
Главный врач новочеркасского Центра Госсанэпиднадзора, Зинаида Дмитриевна Макогонова, безусловно, права. Покупатель приходит в магазин за продуктом, а рискует приобрести «направление» на больничную койку. Продавцы чаще всего объясняют присутствие в отделе просроченного товара недосмотром. Бывают случаи, когда руководитель торговой точки сознательно принуждает продавца побыстрее сбыть сомнительный товар. В солидных предприятиях торговли, которые дорожат своей репутацией и доверием покупателей, если товар длительного срока хранения (не скоропортящийся, конечно) приближается к дате, когда он уже не может быть реализован, его уценят и пустят в распродажу. Как правило, если уценка значительная, то товар быстро раскупается. Он ещё вполне пригодный, покупатель не рискует здоровьем, а торговая точка не терпит больших убытков.
Если на пачке сока, к примеру, можно обнаружить дату выпуска и срок реализации, то что написано на колбасе или селёдке? В этом случае потребитель вправе попросить накладные на товар, где будет указана вся необходимая информация. Есть ещё простые методы обезопасить себя от покупки некачественного продукта. Один из них — это посещение «своего» магазина. В торговой точке, где вы постоянный покупатель, вы знаете всех продавцов и они — вас. (Автор этих строк был неоднократно предупреждён продавцами ближайшего к его дому гастронома, что тот-то и тот-то товар лучше не брать, а вот этот — свеж и хорош.) Не стоит стесняться внимательно рассмотреть на упаковке все реквизиты продукта. По санитарным правилам категорически запрещено продавать фасованные товары в нарушенной заводской упаковке. Запрещается продавать и обезличенный товар, без указания всей необходимой информации о нём. (Правда, здесь ловкачи освоили метод исправления даты выпуска товара и замены этикеток). Еще один вариант, который может максимально исключить шанс встречи с некачественным товаром, это приобретение продуктов местного производства в торговой точке с оживлённым товарооборотом, где товары не залёживаются. В том случае, когда нам пытаются вручить товар с истекшим сроком реализации, товар явно некачественный, не стоит стесняться обратиться в Центр Госсанэпиднадзора. Там найдут управу на нечестного продавца, который покушается на наше здоровье.

Фото из архива.
row['name']