Сегодня:

«Туризм никогда не мешает учебе.
Мешает — бросай учебу».
Ветеран туризма.

Каждый год устраиваются соревнования по туризму среди школ города, так называемая туриада. Проходили эти соревнования, как правило, «под боком», в роще «Красная весна», и как бы элемент романтики был небольшим. В эту осень решили проводить «за тридевять земель», в Донлесхозе, что за Шахтами. Донские дали, речка, живописные балки, какие-то пруды и, конечно же, золотая осень. Три недели собирались. Звонки, бумаги, сборы и совещания руководителей школ, и все равно люди собрались быстрее, чем ходили бумаги.

Увы, приехали на туриаду не все школы. Потому как проблемы с бивачным снаряжением, нет палаток, спальников, кострового инвентаря, физруков тоже то не хватает, то их нет, то они не хотят ехать и жить там «под кустом». И опять же ни тебе командировочных, одна головная боль и голый энтузиазм.
Но тем не менее, девять команд из города добрались до места, где им и предстояло скрестить свои «шпаги» с соперником.

Крутая излучина реки Кундрючей с пронзительно синей осенней водой, заросли зеленого камыша, высокие, уже раскрашенные осенью, тополя по берегам, вдали темно-зеленая таинственная полоса хвойных. Ну и конечно, по склонам обилие шиповника, боярышника, терна, кусты буквально обсыпаны ягодами, иногда даже листьев нет — одни ягоды. Дикие и не совсем яблоки (когда-то здесь был пляж пионерлагеря) — еще теплое осеннее солнце… красота!
Каждая команда во главе с руководителем выбирает себе полюбившееся место, расчищает от мусора, ставит палатки, устраивает очаг — неприхотливый походный быт.

Судьи тоже организуют на поляне свой «табор», вешают доску объявлений, заполняют бумаги, варится что-то на костре. И даже кипит в сторонке настоящий старинный самовар, правда, без трубы.
Спаниель Чегет, черный как смоль, девяти месяцев от роду, всюду сует свой любопытный нос и норовит вываляться в пыли. Кормить его хозяйка не разрешает, и он ходит с умоляющими глазами и заглядывает в рот жующим. Несмотря на запрет, все все равно кормят.

Собаке тоже нравится такой туризм. Мгновенно нацепляв на свой черный великолепный мех листья, репьи и сухую траву, спаниель счастлив безмерно.
Но худо-бедно все обустроились, и, пережив прохладную ночь с великолепными «не городскими» звездами, собрались в девять утра на построение. Официальное открытие, по натянутому шнуру вверх ползет российский флаг, проводится жеребьевка «порядок выступающих команд» и… начали.

В строю вроде бы шуточки, но какая-то торжественная нота все же проскальзывает.
Теперь проводка по дистанции. Вся толпа во главе с начальником дистанции ломится по кустам и кручам, не столько слушая, сколько пытаясь пролезть вперед.
Первый вид соревнований — техническая дистанция.

Старт. Команда снимает стоящую палатку и сломя голову рвет в гору. Подъем. Вверх ведет сорокапятиградусный склон, осыпь, наклонные плиты песчаника. Держась за веревку, участник карабкается вверх. От падения его удерживает специальный узел — схватывающий. Вот и гребень. А тут, оказывается, ветерок, того и гляди сбросит. А впереди уже спуск, да не простой, а по скальным плитам. Здесь уже есть куда падать, и хотя веревка вроде крепкая и толстая, все же страшновато… Теперь в темпе (время-то идет) по тропинке, в обход скального выступа, — на траверс.

Вдоль скального обрыва закреплена наклонная веревка метров сорок. Задача участника пройти вдоль нее на скользящем карабине с одной перестежкой посередине. Не все сразу соображают, но тем не менее проходят.
— Снова в гору?
— Эй, скорей, все уже здесь!
Этап — носилки. Из жердей и репшнура связаны носилки. На них укладывают и привязывают условно пострадавшего. Теперь надо как можно быстрее доставить его за сто пятьдесят метров вниз по склону…
— Вперед…
— Да головой не вниз… Беречь же надо.
Вот так, уронил носилки — схлопотал десять штрафных баллов.
И, наконец, любимый народом этап — «воздушная переправа» с сопровождением. «Прямо спецназ какой-то». По туго натянутой веревке, перебирая руками и ногами, — вперед к победе. Ну вроде все добрались. Теперь — в кусты. Где-то там параллельные перила. По двум туго натянутым веревкам надо, как Тарзан, быстро перебраться. Вроде и легко, но это кому как.
Стоп. Бревно, а под ним грязь. Переход со страховкой. Засмотрелся страхующий, веревка тянется по грязи, того и гляди, участника сбросит.

— Ты что… растяпа… — Да я на вас засмотрелся.
С собой участник волочет бухту веревки, которая совершенно запуталась, времени собрать нет, а в ней сорок метров — тяжело, однако, но приходится останавливаться и сматывать.

Ну вот и финиш. Постановка палатки. А она не хочет ставиться, ветер рвет полотнище из рук.
— А кто колышки спер?!
— Чем забивать…
— Эх, растяпа.
Но тем не менее стоит. Время стоп.
В 16.00 старт этапа ориентирования. Каждая команда получает на руки карту с точками КП (контрольных пунктов), компас и, как говорится, полный вперед. Задача — за минимальное время обежать все пункты (там отметиться). Команды выступили достойно, никто не потерялся, и все вернулись к ужину.
Вечером при свете костра был проведен конкурс краеведов и художественной самодеятельности.

День второй. С утра ставится КТМ (короткий туристский маршрут). Короткий-то он короткий, а все же около семи километров. Как бы то же самое, но этапы разнесены подальше друг от друга, и их тоже надо найти, ориентируясь по карте. И еще добавлена так называемая поляна заданий, работа с компасом и картой.
Соревнования начались. Участники появляются на этапах взмыленные, с блуждающими глазами, сориентировавшись и поспорив, опять убегают куда-то в поля.
Снова построение. На этот раз закрытие соревнований. Объявляются итоги, победители, вручаются грамоты и обещаются призы (накладка с деньгами).
Флаг ползет вниз. «Крылья сложили палатки, их кончен полет».
Все разъезжаются по домам, кто на машине, кто на электричке. Берег реки снова пустеет, и становится как-то грустно. До следующих соревнований, туристы!