Сегодня:

Юбилейные размышления о долгах нашей паяти.
В нынешнем году радостное слово «юбилей» не сходит со страниц новочеркасской прессы. Причина тому — грандиозные платовские торжества, которые стали в минувшем августе событием номер один в культурной и общественной жизни города. О них писали и в преддверии августа, и в дни платовского юбилея и после завершения его празднования. Такое заинтересованное внимание к нашей истории дает надежду на то, что нас ждут впереди новые праздники донской культуры. Наш календарь предоставляет для этого достаточно оснований.
Впрочем, среди круглых дат нынешнего календаря есть еще одна, не обратить внимание на которую мы не имеем права. 23 сентября исполнилось 110 лет со дня рождения Алексея Федоровича Лосева — последнего представителя серебряного века русской культуры, великого отечественного философа. Итальянская энциклопедия назвала его «уникальным русским мудрецом». Известный литературовед профессор П.Гуревич написал о нем: «В пантеоне современных мыслителей ему безоговорочно принадлежит видное место. Трудно представить, как выглядел бы наш век, если бы в нем не было А.Ф. Лосева». Крупнейший литературовед и культуролог С.Аверинцев сравнил его с явлением природы.

Алексей Лосев — родом из Новочеркасска. Здесь прошли первые 18 лет его жизни. До сих пор многое напоминает о первых шагах философа, сделанных им в родном городе. В разлетах старинных улиц затерялся лосевский особняк. Он — немой свидетель начала биографии Алескея Федоровича. Его камни многое помнят.
О том, что в Новочеркасске сохранился дом, в котором будущий мыслитель провел детские и юношеские годы, краеведы догадывались давно. Однако догадки и факты — вещи, несомненно, разные. Окончательно прояснить ситуацию удалось все же совсем недавно: после того, как в архиве были найдены документы, позволяющие утверждать, что разыскивавшийся дом расположен вблизи от Платовского проспекта на улице Кирова под номером 73. Во времена Лосева эта улица называлась Западенской. Судя по сохранившимся лосевским автографам, сам Алексей Федорович предпочитал указывать в своем почтовом адресе первое название.
В июне 1880 года бабушка Лосева — Евдокия Алексеевна Полякова — приобрела этот двухэтажный каменный дом с деревянным флигелем у торгового казака Василия Петровича Лосева. Мать Алексея Федоровича — Наталья Алексеевна — была введена во владение домом и всем прилегающим к нему подворьем в ноябре 1894 года.
Воспоминания о детстве и юности связанны у Лосева с благодарной памятью о повседневной опеке со стороны матери. Алексей Федорович считал, что от отца, Федора Петровича, к нему лишь «перешел его разгул и размах, его вечное искательство и наслаждение свободой мысли и бытовой несвязностью ни с чем». Только это. Алексей сызмала узнал, что такое безотцовщина: Федор Петрович ушел из дома, бросив семью. «Отец, — вспоминал Алексей Федорович, — сначала народный учитель, а потом учитель гимназии по физике и математике, был страстный музыкант, виртуоз, скрипач и дирижер оркестров. Однако он скоро бросил учительство и погрузился в богемную жизнь бродячего и вечно странствующего музыканта.

О Наталье Алексеевне, являвшейся дочерью протоиерея, сохранились воспоминания как о «женщине образованной, начитанной, целиком посвятившей себя сыну». В доме на Западенской царствовали ее установки, ее представления о жизни. Когда же встал вопрос о том, что Алексею необходимо продолжить образование в университете и для этого требуются солидные деньги, Наталья Алексеевна решила получить их, продав дом. Покупателем стал сосед Лосевых Иван Иванович Василевский, живший совсем рядом — за углом на Комитетской улице. Купчая была составлена 29 апреля 1911 года и утверждена нотариусом И. П. Слесаревым на следующий день. За свое приобретение Василевский заплатил четыре тысячи рублей.
В купчей крепости, составленной при продаже дома, была сделана такая запись: «…я, Лосева, продала ему, Василевскому, собственно принадлежащее мне недвижимое имение, состоящее в г. Новочеркасске в полицейском участке 33 квартала по бывшей Западенской улице под номером 62, а ныне — 47 в смежности с местами Янченковой, а ныне Бондаревых, Зубкова и Кушелевой и заключающего в дворовом месте мерою по улице 10 саженей и вглубь двора 24 сажени со всеми существующими на нём разного рода постройками и пристроями». Свидетелями при оформлении купчей стали урядники Василий Терехов, Иван Хлебников и казак Вячеслав Токарев.

Согласно «Сведениям о домовладении», составленным Новочеркасской городской управой и выданным Василевскому, дом, приобретенный им, характеризовался следующими техническими данными: 12 комнат (и три комнаты во флигеле), 16 окон, 4 печи (и одна во флигеле), площадь помещений 51,2 квадратных аршина (и 13 во флигеле). Вся усадьба занимала 207 квадратных саженей. На ней имелись: летняя кухня, погреб, сараи.

В своём первозданном виде двухэтажный дом Лосевых имел три окна по фасаду в первом этаже и три во втором. Слева на уровне второго этажа была открытая веранда, на которую вела деревянная лестница. Веранда примыкала к деревянному флигелю. Всего в доме было 15 комнат, включая флигель. За домом — большой сад и огород. В саду, как вспоминают старожилы, преобладали абрикосовые деревья. Имелись и надворные постройки.

Дом, в котором провёл раннюю пору своей жизни будущий великий философ, был местом его частых встреч с многочисленными гимназическими приятелями. Самый закадычный из них Платон Васильевич Гордеев жил неподалеку, на соседней Комитетской улице. Вместе с ним Лосев ходил через весь город на занятия в войсковую гимназию. Кстати, Гордеев, слывший в зрелом возрасте известным в Новочеркасске портным, запомнился как почтенный долгожитель: он прожил 98 лет (а Лосев — почти 95).

В дальнейшем уже при Советской власти дом несколько раз менял хозяев: долгое время в нем жил местный священник, некоторый период на первом этаже находилась прачечная. До нас дом дошел в несколько перестроенном виде. При Лосеве он имел на уровне второго этажа слева открытую деревянную веранду, которая сейчас превращена в закрытое помещение. Не сохранились также парадный вход той поры и крыльцо со ступенями (дверь заложена кирпичом). Ныне на второй этаж дома поднимаются по деревянной лестнице, которая вела раньше на веранду. Основная лестница тоже исчезла.

Однако, несмотря на некоторые коррективы, которые внесли в архитектуру дома время и обстоятельства, фундаментальное двухэтажное строение на Михайловской улице Кирова сохранило в основном облик дома лосевской поры. Хочется верить, что дом на бывшей Западенской обязательно станет музеем, ведь стены его сохранили для потомков тепло материнского очага, заронившего прометееву искру в душу будущего великого мыслителя.

…Сомнений нет: забытый до недавнего времени особняк на тихой новочеркасской улице должен занять достойное место в ряду самых замечательных достопримечательностей степного города. Этого требует наше уважение к творческому подвигу донского казака, ставшего почитаемым во всем мире мыслителем. Стены его юношеской обители служат самым долговечным аккумулятором дорогой для нас памяти о первых жизненных шагах Алексея Лосева на его торном пути к всемирному признанию.

Создание мемориального музея Алексея Лосева в Новочеркасске — это тот застарелый долг нашей памяти, который нам давно уже пора выплатить. В осуществлении этого проекта мы вполне можем рассчитывать на помощь вдовы философа — Азы Алибековны, Тахо Годи, профессора Московского университета, и хранителя лосевского архива Виктора Петровича Троицкого. Дело — за администрацией Новочеркасска и городской Думы.

Если нашему городу суждено стать одним из центров туризма на Дону, то создание в нем мемориального музея Алексея Федоровича Лосева должно явиться важным звеном в обретении им этого статуса. Хочется надеяться, что в недалеком будущем в Новочеркасске распахнет свои двери музей философа Лосева.
row['name']