Сегодня:

Вряд ли площадь Ермака помнит такое скопление народа за последние 85 лет, и не просто — горожан, а казаков. От самой соборной паперти до выхода на Платовский проспект, утром 23 августа, выстроились, сверкая золотом знамён, блеском погон, знаков различия и наград казаки Дона, представители российского казачества, воспитанники кадетских корпусов, собравшиеся со всей России на юбилей донского атамана Матвея Платова. По другой стороне площади — новочеркасцы и гости города. В центре этого ряда — трибуна для почётных гостей, прибывших на открытие нового памятника герою Дона. Их много: Полномочный представитель Президента в ЮФО В. Казанцев, губернатор области В. Чуб, советник Президента РФ по делам казачества Г. Трошев, губернатор Волгоградской области Н. Максюта, Архиепископ ростовский и новочеркасский Владыко Пантелеимон, заместитель председателя Государственной Думы В. Аверченко, председатель Законодательного собрания Ростовской области А. Попов, атаман Новочеркасского казачьего округа, мэр города А. Волков, начальник ГУВД ЦФО С. Щадрин, представители политических партий, иностранные гости и другие.

10 часов 30 минут. Звучат фанфары: «Слушайте все!». Заместитель атамана генерал Миронов отдаёт команду: «Парад, смирно!» и рапортует атаману войскового казачьего общества «Всевеликое Войско Донское» В. Водолацкому о готовности парада к смотру.

Атаман, обходя строй, приветствует казаков: «Здорово ночевали!» — «Слава Богу!» — отвечают ему они традиционным казачьим приветствием, — Поздравляю вас с празднованием 250-летия донского атамана Матвея Ивановича Платова! — Ура! — разносится над площадью.
Оркестр исполняет «Славься!»

В. Водолацкий подходит к микрофону. Обращаясь к собравшимся, он говорит: «Для всего казачества на современном этапе Матвей Иванович Платов служит ориентиром возрождения и восстановления не только донского казачества, но и российского. Этот человек оставил заметный след в истории Государства Российского и донского казачества. Сегодня мы собрались на этой площади, чтобы «вернуть» атаману его боевого коня. Мы исполняем мечту наших предков-казаков, которые хотели увековечить Платова в образе всадника».

Слово предоставляется Полномочному представителю Президента в ЮФО, Герою России В. Казанцеву: «Платов — человек, который сделал очень много для обустройства Юга России, заложивший столицу донского казачества, человек, послуживший примером для единения всех казаков».

К микрофону приглашают губернатора Ростовской области В. Чуба: «Вся жизнь Платова была посвящена служению Отечеству. Она стала для многих поколений донских казаков образцом подлинной любви и беззаветной преданности Родине, постоянной готовности к её защите, примером героизма, атаманской воли и казачьей удачи. В дни его юбилея в знак глубокого уважения и признательности потомков к заслугам Платова, мы открываем памятник донскому атаману. Этот памятник — яркое свидетельство признания современным обществом заслуг и побед Матвея Ивановича во славу нашего Отечества».

Следующим выступает председатель Совета атаманов казачьих войск России, Советник Президента Российской Федерации, Герой России Г. Трошев: «Атаман Платов — гордость Российского казачества. Атаман Платов — гарант становления и возрождения казачества. Слава Российскому казачеству!» «Любо!» — отвечает Г. Трошеву площадь.

На митинге также выступили: губернатор Волгоградской области Н. Максюта, Архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон, руководитель оргкомитета Всемирного конгресса казаков, председатель Законодательного собрания А. Попов, советник председателя Высшего совета партии «Единая Россия» С. Веремеенко.
Завершающим стало слово атамана Новочеркасского округа, мэра города А. Волкова: «Вся жизнь атамана Платова прошла в седле. На боевом коне он учил боевому искусству казаков, на нём он дослужился от чина урядника, до генерала от кавалерии, на нём он показывал чудеса храбрости и ловкости. На боевом коне Платов достиг вершин боевой славы и стал известен, как полководец, не только в России, но и за рубежом. Думаю, что памятник Платову на боевом коне, установленный на центральном проспекте, названном его именем, в нескольких метрах от бывшей платовской усадьбы, лицом к заложенному им собору, станет замечательным подарком знаменитому атаману и столице донского казачества. Мы благодарны губернатору Ростовской области Владимиру Чубу, войсковому атаману Виктору Водолацкому и авторам памятника — президенту Ростовского регионального отделения Союза художников России, скульптору Анатолию Скнарину и архитектору Игорю Жукову за то, что город Новочеркасск обогатился новым прекрасным памятником. Конный памятник основателю Новочеркасска во многом напоминает памятник основателю Москвы — князю Юрию Долгорукому, и в этом есть своя логика: две столицы, два основателя, и оба — на боевом коне. Памятников никогда не бывает много, так как история безгранична. В ней всегда найдётся народный герой, память о котором будет способствовать проявлению самых лучших человеческих качеств. Отныне главную святыню Дона — Войсковой Вознесенский кафедральный Собор незримо будут охранять три богатыря — Ермак, Платов и Бакланов».

Право открыть памятник предоставили В. Казанцеву, В. Чубу, В. Водолацкому, Г. Трошеву, А. Волкову.

Под мелодию гимна донского казачества «Всколыхнулся, взволновался православный тихий Дон», белое покрывало спадает с монумента, открывая бронзовую фигуру Платова. Неожиданно раздаётся оглушительный залп пушек времён войны 1812 года, установленных перед памятником. Площадь взрывается аплодисментами. Звучит гимн России. Гости и горожане возлагают венки и букеты цветов к подножию нового монумента. Владыко Пантелеимон окропляет памятник святой водой.
Звучит команда и начинается парад казачьих формирований. Последними проходят конники. Некоторые из них одеты в старинную казачью форму. Казаки начала 21 века проходят по площади, отдавая честь, салютуя бронзовой фигуре легендарного донского атамана, навсегда застывшего на высоком гранитном пьедестале.

Фото Н. Склярова.
P.S. В толпе зрителей автору этих строк довелось услышать обрывок разговора двух пожилых женщин.
— Зачем нам второй Платов, ведь есть же уже один? — сказала одна.
— А ты помнишь, сколько было памятников Ленину, а Сталину? — спросила другая, — ты тогда не спрашивала, зачем их столько? На каждом шагу стояли! А сколько крови на них!
— Ну тогда спрашивать такое было нельзя, — ответила её собеседница.
— Ну вот и молчи теперь! — неожиданно резко подвела черту в споре вторая собеседница.
row['name']