Сегодня: 25 мая 2019, Суббота

СИТУАЦИЯ
У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Оказалось, что неизвестная мне женщина хочет рассказать свою печальную историю. Печальную по разным причинам, но рассказать ее желает во всеуслышание и в назидание остальным. Женщина оказалась одной из самых злостных неплательщиц среди абонентов МУП “Горводоканал”.

Ирина Николаевна Каменева живет в Новочеркасске с 1974 года. Несколько лет назад умер ее муж и Ирина осталась одна с тремя детьми. Устраивалась на разные временные работы, чаще всего – реализатором на рынке. Денег не хватало катастрофически и вот уже лет пять, как о платежах за воду она даже не вспоминала. Тем более, что в ее квартире, расположенной на втором этаже “хрущевки” по проспекту Баклановскому, вода всегда идет плохо из-за старых труб. Ирине некогда было разбираться в делах ЖКХ, не сумела она вовремя и оформить жилищную субсидию. Тем временем, осенью прошлого года “Горводоканал” передал дело о взыскании задолженности в суд. Очевидно, все бы закончилось мировым соглашением, но ответчица в суд не явилась. То ли от отчаяния, то ли было недосуг. Суд вынес вердикт: к основному долгу в 4152 рубля на 1 января 2003 года приплюсовать 12917 рублей пени и по исполнительному листу взыскать сумму с основного официального источника дохода семьи – пенсии по утрате кормильца. Вот теперь стало ясно, что совершена очень большая ошибка.
Разговор с Ириной Каменевой имел дальнейшее развитие. В продолжение наметившейся темы у меня состоялась беседа с заместителем директора МУП “Горводоканал” А. Толмачевым. “Давайте разбираться с самого начала” — предложил Алексей Борисович. Общее месячное начисление со всех абонентов составляет наш доход. Примерно 85-90 процентов от этой суммы уходит на обязательные платежи, такие как электроэнергия, налоги, заработная плата, ГСМ, покупка воды у НЗСП для снабжения микрорайона Хотунок и его окрестностей. Примерно 10-15 % остается нам на все нужды, в том числе на ремонт сетей и строительство новых линий. При этом задолженность абонентов по оплате составляет более пяти миллионов рублей. Ходят упорные разговоры о том, что нормы потребления воды и тарифы в Новочеркасске завышены, но это не так. Тарифы для Ростовской области средние. Что же касается нормы расхода в 9, 6 кубометров на человека, то в 96-97-м годах мы проводили совместные с ДГХ рейды и производили замеры объемов сточных вод в разных районах, в том числе и ночью. Что характерно, люди ночью спят, а вода продолжает утекать в канализацию. Чаще всего из-за неисправных сантехнических приборов. Брали мы и показания общедомовых счетчиков в домах ТСЖ, делили их на общее количество жильцов. Вот отсюда и была выведена средняя цифра. Вполне, замечу, объективная. В их домах разный напор воды. Поэтому некоторые абоненты эту среднюю норму сознательно или невольно недобирают. Другие расходуют чрезвычайно много воды. “Установили водомер, а он слишком быстро крутится” — приходится слышать частенько. При этом сам прибор обычно вполне исправен. Например: у многих людей старая газовая колонка работает без автоматического выключателя. Закроешь воду – она взорвется. Вот и стирают люди не закрывая крана, под проточной водой. Расход, естественно, получается огромный. Бывают и обратные случаи, когда потребители поддерживают режим предельной экономии. Очень распространенный сюжет, когда к нам в абонентский отдел приходят люди и убеждают, что водой не пользуются, просят сделать перерасчет. Но нам нужны убедительные доказательства. После разбирательства либо идем навстречу, либо нет. Подход к каждому случаю сугубо индивидуальный.
В прошлом году подняли плату за полив. Получили массу недовольных, но за год было установлено около пяти тысяч индивидуальных счетчиков. Если раньше расчет поливной площади был приблизительным, то в 2002 году предприятие оплатило справки из БТИ. Теперь начисление оплаты производится объективно, на всю пригодную для полива площадь земельного участка. По нашим прикидкам, из тех, кто использует воду для полива, только десяти процентам действительно трудно найти деньги на покупку и установку прибора учета. Остальным же счетчик просто невыгоден. Многие бросают шланг на огород и поливают всю ночь напролет. Зачем им счетчик?
Всего из 35000 абонентов МУП “Горводоканал” примерно пять тысяч не платят своевременно. С ними проводится работа, рассылаются уведомления о задолженности. Когда сумма задолженности превышает тысячу рублей, дело подлежит передаче в суд. Обычно такие дела рассматривают мировые судьи. Самые злостные неплательщики – свыше пяти тысяч рублей долга — обычно люди опустившиеся и неплатежеспособные. В этом случае им отрезают водоснабжение. Примерно 700 абонентов имеют задолженность от 3 до 5 тысяч рублей. Решением мирового судьи в таких случаях обычно начисляется достаточно крупная пеня. Основанием служит 395-я статья ГК, предусматривающая ответственность за незаконное удержание чужих денежных средств. Судебные исполнители, получив постановление о возбуждении исполнительного производства, арестовывают заработную плату, пенсию и другие источники доходов. Многие жалуются на жесткую работу приставов, которые зачастую распродают имущество должника по ценам значительно ниже рыночных. Действительно, приставу нет дела до справедливых цен, он должен быстро взыскать деньги. Поэтому почти половина должников стараются быстро погасить долг, не доводя дело до суда, чтобы не платить потом пеню. В настоящее время на рассмотрении в суде находится примерно сотня таких дел.
Что же касается Каменевой, то мы пришли к соглашению в индивидуальном порядке, получив ее согласие на предание гласности совершенных ею ошибок. Со своей стороны, мы пойдем ей навстречу и подадим ходатайство мировому судье, чтобы тот, рассмотрев его, принял новое решение. Ей придется оплатить лишь основной долг и 10 % от суммы пени. Это вызвано тем, что МУП “Горводоканал” был нанесен определенный экономический ущерб, и его надо возместить. Ведь наше предприятие вынуждено постоянно брать краткосрочные кредиты. Такова специфика. Все платежи осуществляются сейчас, а денежные поступления приходят к нам с отсрочкой в месяц.
Вообще, к малообеспеченным людям подход у нас отдельный. Жестко наказываем только тех, кто сам виноват. Мог заплатить и не стал. Бывает, что к нам приходит старушка, которая говорит, что на свою пенсию платить не может. Начинаем разбираться, а по этому адресу прописано 5-6 человек, вполне трудоспособных. Бабушку послали, чтобы разжалобить. В таких случаях снисхождение неуместно. Если же абонент честно пытается оплатить свой долг, пускай частями, постепенно, в этих случаях дело до суда не доводим. Для предотвращения споров и конфликтов еще раз могу порекомендовать простое средство – установку приборов учета воды. Иногда абоненты пытаются обмануть и водомер. Поэтому мы отслеживаем динамику показаний. Если она нереальная, то приходят контролеры. Имеется график проверок. Махинации рано или поздно раскрываются. Ужесточению борьбы с неплатежами за жилищно-коммунальные услуги посвящено Постановление главы администрации города Новочеркасска № 1440 от 12 мая 2003 года. Оно, в частности, предусматривает прекращение поставки услуг потребителям, имеющим задолженность, а также немедленное обращение в суд с требованием о взыскании задолженности и даже с требованием о выселении с предоставлением другого жилья по нормам общежития. Пора наконец людям понять: за все надо платить. Вода из крана не течет бесплатно.

Фото автора.
row['name']

Комментарии (0)

Добавить комментарий