Сегодня:

на прошедшей в Ростове коллегии министерства общего и профессионального образования.

На ней было отмечено, что 2002 год можно охарактеризовать как год улучшения в этой сфере — увеличились затраты на образование из областного бюджета, погашены долги учителям за методическую литературу, продолжается работа по созданию единой информационной среды и оснащению городских и сельских школ компьютерами.

Если говорить о Новочеркасске, то образование по-прежнему остается одной из приоритетных областей, затраты на которую ежегодно увеличиваются. По словам П. Панкратова, начальника управления образования Новочеркасска, третья часть городского бюджета уходит на содержание и развитие учреждений образования и культуры. Правда, большая доля этих денег уходит в фонд заработной платы учителям, на оплату коммунальных услуг и организацию детского питания. И лишь оставшиеся средства идут на ремонт, закупку инвентаря и оборудования. Поэтому сегодня одна из главных проблем — эффективность распределения финансовых средств. Одна из основных статей расходов — организация компьютерных классов. Если в 2001 году уроки информатики проводились в оборудованных машинами классах только в двух городских школах — 6-й и 25-й, то сегодня уже 15 образовательных учреждений оснащены современной техникой. Однако проблема сегодня состоит не в закупке компьютеров, а в их установке. Две трети себестоимости компьютерного класса приходится на затраты по установке оборудования, закупку мебели, кондиционеров, выполнение сложных электромонтажных работ. Поэтому приоритеты в этом направлении распределяются с учетом наличия компьютерных классов в районе.

Кроме того, большую помощь школам оказывают спонсоры — предприятия и частные лица, которые выделяют средства на закупку и установку оборудования в классах.
В нашем городе успешно проходит эксперимент с введением профильного обучения в школах — это было отмечено на коллегии в Ростове-на-Дону. В школах организованы технические, естественные, социально-экономические, гуманитарные: медицинские классы. Важно, что эксперимент поддерживают средние специальные учебные заведения. например, торгово-экономический колледж активно сотрудничает с 8-й, 19-й и 24-й школами, в течение нескольких лет школа № 15 совместно с НГПГК осуществляет обучение по профилю «Экономика. Финансы». Введение такой новой технологии обучения детей позволяет лучше подготовить их к дальнейшим ступеням образования. Поэтому и вузы заинтересованы в организации профильных классов.

Более доступным профессиональное образование делает новая форма итоговой аттестации — единый государственный экзамен (ЕГЭ). Эксперимент по его введению продолжается. Конечно, пока не все проблемы, связанные с ЕГЭ, решены — сложно оценить творческие способности школьников, их личностные качества. А ведь одна из основных миссий образования — воспитание нравственной, духовной, социально активной личности. С другой стороны, применение современных информационных технологий, работа с тестами создают новые условия для контроля за уровнем обученности детей. Кроме того, большим плюсом единого государственного экзамена является возможность поступления в любой вуз страны. В этом году эксперимент с ЕГЭ расширяется — к школам и вузам подключаются колледжи. На коллегии отметили активную работу по проведению ЕГЭ ЮОШТУ (НПИ) — вуз стал базой, на основе которой проводится экзамен. Он одним из первых стал и принимать результаты единого государственного экзамена в качестве вступительных испытаний. Помимо организации непосредственно учебного процесса, управление образования осуществляет социальную поддержку школьников. Так, детям из малообеспеченных семей, сиротам ежемесячно выплачивается пособие, они бесплатно ездят в городском транспорте. Для детей из многодетных семей в прошлом году была закуплена спортивная форма.

Совместно с профсоюзными организациями принимаются меры по поддержке учителя — организация отдыха, подготовка праздников: проведение курсов повышения квалификации. Особое внимание уделяется работе с первичными профсоюзными организациями — только так можно обеспечить эффективную работу и решить проблемы педагогического коллектива.

В 2002 году важной составляющей работы педагогов была реализация целевых программ. В рамках программы «Развитие физической культуры и спорта» созданы два спортивных класса (6-я и 32-я школы). В рамках федеральной программы «Дети России» идет компьютеризация школ города. Реализуется программа «Правовое образование» — в 10-й, 19-й, 22-й школах.

Продолжает действовать программа «Одаренные дети».

2003-й год должен стать годом поиска и реализации новых подходов в обучении, повышения ответственности при расходовании бюджетных средств и создание лучших условий для возможности получения качественного образования.