Сегодня:

Руководители органов управления образованием обсуждают современные проблемы модернизации российского образования

12 ноября состоялось всероссийское селекторное совещание на тему «Государственный образовательный стандарт общего образования». Проводил его первый заместитель министра образования РФ В.А. Болотов.
Министр общего и профессионального образования области Леонид Ковалев проинформировал участников совещания о недавно состоявшемся на местном телевидении интерактивном опросе: 330 респондентов высказались за кардинальные изменения в образовательных программах, 280 — против. Это свидетельствует о неоднозначном отношении и в обществе к введению Государственного образовательного стандарта в общеобразовательных школах.
Для ростовских педагогов проблема образовательных стандартов не нова. В 1992-95 годах область участвовала в федеральном эксперименте по апробации стандартов общего среднего образования. Были отработаны технологии эксперимента, опробованы на практике различные варианты стандартов. В экспериментальную работу включились сотни учителей. Все это позволило повысить уровень управления качеством образования, а учительскому сообществу — глубже осмыслить проблемы совершенствования содержания образования.
Учительство Дона готово к продолжению этой работы. Проблема важна еще и потому, что Ростовская область интенсивно разрабатывает региональные стандарты (информатика, экономика, право, безопасность жизнедеятельности, в разработке находятся региональные компоненты истории, литературы). Без федерального инварианта трудно идти вперед.
В целом идеология стандартизации поддерживается и рассматривается как важный компонент модернизации российского образования. Но, в то же время, считают в областном министерстве общего и профессионального образования, в практической реализации этой идеи имеются нерешенные вопросы. В частности, проект не решает проблемы снятия перегрузки учащихся. Завышен объем содержания в старшей школе, особенно в общеобразовательных классах. В начальной школе фактически произошла замена часов физической культуры на часы иностранного языка, компьютерной грамотности и занятий по выбору. Реально федеральная нагрузка увеличилась на 238 часов. Если учесть, что по ранговой шкале трудности предметов ранг иностранного языка, информатики много выше ранга физкультуры, то реальная нагрузка на младшего школьника не уменьшилась, а возросла. Как можно здесь говорить о здоровье-сберегающих технологиях?
Замечания областного министерства к проекту направлены в Министерство образования России. Но они не снижают актуальности предложенного проекта. Нужна кропотливая совместная работа, выпуск соответствующих учебников, пособий.
Ростовская область готова к сотрудничеству в этом направлении. Министр донского образования обратил внимание на необходимость скорейшего принятия Государственного образовательного стандарта общего образования и упредил участников совещания от возможного «забалтывания» этой важной проблемы.