Сегодня:

Есть проблема!

Речь идет не о деревце, а о профилактории, расположенном к северу от новочеркасского холма на живописном берегу Тузлова. «Тополек» был построен более 30-ти лет назад для профилактики и лечения рабочих Новочеркасского электродного завода. Точнее — тогда был построен его четырехэтажный жилой корпус. Несколькими годами позднее новочеркасский завод синтетических продуктов тоже пожелал принять долевое участие в этом проекте. На средства НЗСП был возведен корпус водо-грязелечебницы.
Будучи структурным подразделением электродного завода, «Тополек» финансировался из трех источников: со стороны НЭЗа, НЗСП и фонда социального страхования. Даже штат профилактория был поделен между этими тремя предприятиями. Сегодня 29 сотрудников, которые числятся за Новочеркасским заводом синтетических продуктов, уведомлены об увольнении по сокращению штатов с 7 января 2003 года. НЗСП с августа отказался финансировать «Тополек», оставив за собой только выплату средств на заработную плату попадающим под сокращение работникам.
«Из этих 29 человек, — говорит главный врач «Тополька» Елена Павловна Боровая, — десять медиков, остальные техперсонал, в том числе и работники котельной. И я сейчас в большом затруднении, как жить дальше? Собственно говоря, все последние десять лет были для нас очень трудными. Полтора года назад, согласно постановлению правительства России, было прекращено финансирование профилакториев из фонда социального страхования. Нас стали полностью финансировать НЭЗ и НЗСП. И оздоравливали мы в каждый из 14 заездов, проводившихся в течение года, по 50 человек с каждого предприятия.
Было такое, когда наши отдыхающие соглашались питаться только перловкой и винегретом, с тем, чтобы получать лечение».
Сегодня в профилактории отдыхают лишь электродчики.
В первой половине дня, когда мы были в «Топольке», он был малолюден. Большая часть его пациентов находилась на заводе. После смены заводской автобус привезет их на отдых и лечение в профилакторий. К услугам отдыхающих очень уютные палаты и комфортабельные холлы. Все помещения сияют чистотой.
В зале лечебной гимнастики небольшая группа отдыхающих выполняла комплекс упражнений. Познакомились. Елена Витальевна Кралина сейчас на пенсии. Раньше работала старшим диспетчером производственного отдела на электроднос заводе. «Лечусь здесь ежегодно. Очень нравится. Нравится все — и питание, и процедуры, и место, где расположен «Тополек». Здесь такой хороший воздух», — говорит Елена Витальевна.
Действительно, место для профилактория было выбрано удачно. С его территории открывается очень красивый вид на город и тузловскую пойму. И воздух там какой-то не наш, не новочеркасский — удивительно чистый и свежий.
— Территория «Тополька» — шесть гектаров, — говорит наш экскурсовод Елена Павловна, — стараемся поддерживать ее в порядке. А это, — указывает она на свору собачонок, выбежавшую из кустов, — помощники наших сторожей.
«Помощники сторожей», узнав начальство, вежливо замахали хвостами.
— Сколько стоит путевка на полный курс — 24 дня? — возвращаемся мы к теме разговора.
— Пять тысяч. Дорого?
— Да нет, пожалуй.
— И это притом, что у нас четырехразовое питание и очень большой комплекс процедур, — говорит главврач «Тополька». — Вообще профиль нашего учреждения общетерапевтический, но лечебная база позволяет нам оздоравливать людей, страдающих самыми разными заболеваниями. Мы работаем с опорно-двигательным аппаратом — остеохондроз, артроз, артрит, сердечно-сосудистые, эндокринные, гинекологические, урологические, заболевания органов пищеварения, верхних дыхательных путей — все это сфера нашей деятельности. Мы лечим не болезнь, а больного. Понимаете? То есть, приходит к нам человек с санаторно-курортной картой, с результатами обследования, мы смотрим, какие у него проблемы и чем мы можем ему помочь.
Недавно один из наших специалистов, например, в московском центре освоил методику эндо-экологической очистки организма. Это комплекс поэтапной очистки кишечника, почек, печени от шлаков. Процедура эта полезна абсолютно всем пациентам — и практически здоровым и имеющим заболевания.
У нас в профилактории применяется и рефлексотерапия, и гомеопатия, и даже лечение пиявками — герудотерапия.
Несомненным плюсом «Тополька» является наличие на его территории источника натуральной минеральной воды йодо-бромного типа. Поступает она из скважины с глубины 1450 метров. Вода наша была проверена в институте курортологии Пятигорска и признана пригодной для наружного применения — для ванн, ингаляций и полосканий. Источник воды подобного состава есть только в Пятигорске и Апшеронске.
В прошлом году, — продолжает Елена Павловна, — скважину почистили. Специалисты НЗСП даже разработали проект насосной установки для увеличения дебита воды, но проект так и остался проектом — новое руководство завода от нас отказалось.
Здесь следует заметить, что, по расчету специалистов, Новочеркасский завод синтетических продуктов, предприятие, которое сегодня является убыточным, не ранее чем через полгода сможет выбраться из долгов. Понятно, что объекты соцкультбыта ему содержать не под силу. Если бы «Тополек» принадлежал только НЗСП, то можно было бы предположить, что этот объект, согласно существующему положению об акционировании, мог быть передан в ведение муниципалитета, но у профилактория есть еще один хозяин — электродный завод.
Как будет решена участь «Тополька» — на сегодня вопрос открытый.
«Я посчитала, — говорит Л. Боровая, — что для того чтобы нам окупить затраты, при условии полной самостоятельности, мы 11 месяцев в году должны работать с полной нагрузкой, и только с одного последнего месяца могли бы получить прибыль.
На год нам необходимо около четырех с половиной миллионов рублей. Примерно на половину этой суммы мы можем рассчитывать от НЭЗа, а где мы возьмем еще 2 миллиона? Это как раз была доля НЗСП. Для того чтобы нам дожить до нового года, необходимо (минимум!) 200 тысяч. Где их взять?
Мы пытались выйти на рынок. Нескольким предприятиям предлагали путевки, но пока результат неутешительный.
Может быть, о наших возможностях мало знают? Напишите, что у нас есть весь комплекс аппаратной физиотерапии, мы лечим озокерито-парафиновыми аппликациями (это очень действенное средство при лечении заболеваний суставов и позвоночника!).
Вы слышали о талассотерапии? Нет? Это лечение морскими водорослями. Хорошее средство при неврозах, мышечных заболеваниях. Думали возродить практику грязелечения. А тут — эта катастрофа! — сокрушается главный врач «Тополька».
Недавно Елена Павловна была приглашена на заседание постоянной комиссии городской Думы по здравоохранению, экологии и природопользованию. По ее словам, депутаты с пониманием отнеслись к создавшейся ситуации. В Думе пообещали рассмотреть вопрос «Тополька» и, возможно, профилакторий будет признан социально-значимым объектом для города. Получив этот статус, «Тополек» получит и возможность для нормальной работы, которая заключается в оздровлении наших горожан. Не секрет, что путевка в санаторий за пределами Новочеркасска стоит не 5 тысяч на 24 дня, а намного больше. «Тополек», при его пропускной способности в 1450 человек в год, смог бы стать базовым учреждением для оздоровления многих категорий новочеркасцев — и ветеранов, и работников бюджетной сферы, и даже детей.
«Мы готовы и можем лечить всех!» — говорит Л. Боровая. В высоком потенциале нашего профилактория за три десятка лет убедились тысячи работников электродного и завода синтетических продуктов, и было бы очень правильным сделать все для сохранения этого учреждения здравоохранения.
«Тополек» погибнуть не должен.

Город надеется, что совместные усилия администрации города, Думы, руководства заводов не дадут «Топольку» засохнуть!