Сегодня:

Близкие друзья называли ее Афоней, Афонечкой. Коллеги — Ларисой, Ларой, Ларочкой. Ученики — Ларисой Леонидовной. Новочеркасск знал Ларису Афанасьеву как великолепную певицу, непременную участницу крупных городских концертов, человека яркого, прямого, сильного, но в то же время и очень ранимого. Талантов, которыми Ларису наделил Бог, хватило бы, пожалуй, на нескольких человек: она была виртуозным музыкантом, композитором, педагогом, но главным ее дарованием был, конечно, голос — сильный, глубокий, необъятного диапазона и редкой красоты. Лариса одинаково великолепно исполняла духовные произведения, популярную музыку, народные песни и джаз. Джазовая музыка была ей особенно близка. Наверное, здесь дело в наследственности. Ее отец, Леонид Борисович, был известным в городе джазменом. Музыкальные способности проявились и у дочери Ларисы — Златы. Знатоки прочили девочке большое будущее. Они ошиблись.
Шестого августа в одиннадцать часов жизни Ларисы и ее дочери оборвались. Говорят, они погибли, держась за руки.
8 августа Новочеркасск прощался с Ларисой и Златой.
Маленький двор на улице Генерала Лебедя (Афанасьевы переехали сюда совсем недавно) не смог вместить всех желающих отдать последний долг Ларисе и Злате. Заплаканные лица, венки, букеты цветов.

«Она была мне как вторая мама…»
Настя Галашева, ученица Ларисы.

Лариса особенно любила хризантемы. Но откуда они сейчас… Эти цветы принесли лишь те, кто, наверное, особенно хорошо знал Ларису.
Беда самого талантливого и виртуозного музыканта-провинциала, как ни грубо это звучит, — нищета. Его удел в лучшем случае — работа в кафе и ресторанах. Не высокое искусство, зато — верный заработок. Многие музыканты (и Лариса в том числе) летом стараются попасть на курорт. Не отдыхать, работать. Этим летом, как и прежде, Лариса работала в бухте Инал (это в районе Джубги). Незадолго до трагедии друзья привезли к Ларисе дочь Злату.
«Она просто необыкновенная мать была».
Ирина Логвинова, подруга Ларисы.
Злате в начале июля исполнилось 13 лет. По характеру она была полной противоположностью матери. Говорят, на детях талантливых родителей природа отдыхает. Злата опровергала это. Многие утверждают, что способностями она превосходила Ларису.
Ливни, которые обрушились на Черноморское побережье на прошлой неделе, были очень обильными. Полусухие русла горных речушек превратились в бурные потоки из грязи, воды и камней. Стихия нарушила электроснабжение многих населенных пунктов. С вечера 5 августа в Инале тоже пропало электричество. Утром Лариса и Злата пошли за продуктами. Им предстояло перейти мост, переброшенный через один из протоков. Они держались за руки…
Кому пришло в голову проложить силовой кабель по металлическим перилам мостика — неизвестно. Известно лишь, что его изоляция оказалась нарушенной. Прикосновение Ларисы к перилам стало для нее и Златы роковым. Именно в этот момент в сеть было подано напряжение. Скорее всего, их смерть была мгновенной. Бездыханные тела были смыты в реку и обнаружены на значительном расстоянии от места трагедии.
Все это расценивается как несчастный случай. Местные правоохранительные органы собираются возбудить уголовное дело по факту преступной халатности местных энергетиков, повлекшей гибель людей. Да только кому от этого будет легче?

«В каждом сердце останется этот одаренный человек, эта уникальная женщина».
Галина Ерашова, начальник управления культуры.

От дома Ларису и Злату провожали очень многие. Еще больше людей ждали траурный кортеж у храма Александра Невского. До последнего времени Лариса пела в здешнем хоре. Ее отпевал хор Жанны Рейн. Памяти Ларисы пришли поклониться бизнесмены, работники культуры, торговли, прессы — известные в городе люди и рядовые новочеркасцы. Каждый из них знал свою Ларису. Для кого-то она была строгим учителем, для кого-то — добрым, самоотверженным и надежным другом, для кого-то — ослепительно талантливым человеком, настоящей звездой, для кого-то — коллегой по тяжкому труду музыканта.
Каждый из пришедших по-своему прощался с ней.
«Господь, наверное, действительно призывает самых талантливых и самых лучших».
Александра Никифорова, директор ЦБС.

«Милый город, ты мне будешь дорог всегда.
Здесь прошла моя молодость, золотые года.
Ну, а если придется мне вдруг проститься с тобой,
То тепло площадей твоих захвачу я с собой».
Фонограмма песни о Новочеркасске, написанной Олегом Мироновым, в исполнении Ларисы Афанасьевой звучала у входа в главный корпус ЮРГТУ. Здесь тоже прощались с Ларисой и Златой. Едва гробы сняли с машин, как их окружили люди.
Множество цветов. Скорбные лица, не сдерживаемые рыдания. В этот вуз, на энергофак, Лариса поступила в 1981 году после окончания средней школы. Она сразу стала своим человеком в Доме ученых и студентов. Была концертмейстером оперного коллектива, пела в народном ансамбле «Зальян», организовала диксиленд. Успевала все. Училась — шутя.

«Мне повезло жить и работать рядом с Ларисой. Мы потеряли преподавателя, человека, друга…»
Валентина Егельская, директор Дома ученых и студентов.

Окончив политех, пошла работать инженером в конструкторское бюро. Наверное, мало кто знает, что Лариса — автор нескольких запатентованных изобретений.
Несмотря на то, что работа шла неплохо, тяга к творчеству, к искусству не позволила Ларисе остаться инженером. Ее пригласили работать в городской отдел культуры. Там она смогла реализовать себя во многом. Ей принадлежит идея организации первого городского конкурса песни. В это же время в ней проявился талант композитора.
Потом — еще один сюрприз. Неожиданно для многих и самой себя Лариса вдруг стала эстрадной певицей. Работала она в нескольких ресторанах Новочеркасска.

«Лучшего музыканта я не знал».
Геннадий Любухин, музыкант.

В середине девяностых она стала руководителем студии эстрадной песни ДУиС. Лариса достаточно избирательно подходила к будущим ученикам, но уж если принимала кого-то под свое крыло, то опекала, учила, наставляла, делилась всем, что умела и знала сама. Ученики и их родители боготворили Ларису Леонидовну. В последний путь студия провожала своего руководителя в полном составе.

«Я не знаю, что будет с нашими детьми? Как Настя дальше будет учиться? У кого?»
Юрий Галашев, отец ученицы Ларисы.

Городское кладбище. Короткий митинг. Последние слова. Последнее «прости». У Ларисы остались мама, две сестры, племянница.
Стук молотка.
Музыканты из группы «Твердый знак», других коллективов, несут гробы к могилам. Несут, протискиваясь меж оградок, памятников и крестов. Могилы вырыты рядом с местом успокоения отца Ларисы и брата. Люди с охапками цветов, венками стараются подойти поближе. Каждый, по обычаю, хочет бросить горсть земли. Комья стучат о крышки. Водружаются кресты. Холмиков не видно из-за венков и цветов.
Царство Небесное вам, Лариса и Злата! Земля вам — пухом!

«Каждый год мы с Ларисой отмечали день нашего знакомства — 1 сентября… Сейчас мы все осиротели…»
Татьяна Егельская, ученица Ларисы.

В столовой университета, на улице Бакунина, накрыты поминальные столы. Эти стены не раз слышали, как пела Лариса. Кто мог подумать, что здесь будут ее поминать.
В Новочеркасске все всех знают. Маленький город. Иногда это плохо, иногда — хорошо. Общее горе сплотило многих. Приносили деньги. Кто сколько мог. НЭВЗ выделил транспорт. Руководители многих фирм и предприятий, таких как «Трансснаб», «Полигон», «Стройинвест», мясокомбинат и другие, оказали помощь в организации похорон. Ректорат и профком ЮРТГУ, его транспортный участок помогли очень во многом. Управление культуры, администрация города сделали все что можно и должно. Помогали многие, но основные заботы легли на плечи близких друзей Ларисы. Друзья ведь на то и друзья…
Каждому из нас отмерен свой срок. Кто-то живет размеренно и постепенно, кто-то — стремительно и неудержимо. Лариса свой земной путь не прошла — пролетела. Она успела очень много. Но главным ее жизненным итогом можно считать, наверное, то, что она, вольно или невольно, сумела тронуть души многих — и тех, кто был с ней хорошо знаком, и тех, кто был просто поклонником ее таланта. Своим уходом из жизни она не оставила никого равнодушным. Масштаб и величину этой потери мы поймем позже, когда прочно осознаем, что Ларисы Афанасьевой никогда не будет больше рядом с нами. Сейчас это до нас еще не дошло. Нам кажется, что она еще там, в Инале, работает и к осени вернется…
row['name']