Сегодня:

Город готовится отметить 120-летие своего знаменитого земляка М.Б. Грекова. Когда это произойдет и что намечается по этому поводу, рассказывает заведующая мемориальным Домом-музеем Татьяна Александровна Родионова.
— Намечается целый цикл мероприятий с 13 по 15 июня. 13 июня в Музее истории донского казачества состоится научно-практическая конференция. Она посвящена жизни и творчеству Митрофана Борисовича. В этот же день состоится и открытие выставки «Грековские традиции. Н.В. Овечкин». Сформирована она из фондов музея имени Крылова, в выставочном зале которого и будет экспонироваться целый месяц.
А вот 14 июня гостей у себя примет наш мемориальный Дом-музей. Торжественную часть намечаем провести в усадьбе, а открытие выставки в помещении музея. Придаст праздничное настроение мероприятиям и концерт ансамбля «Донцы» Дворца культуры НЭВЗ.
На родине Грекова в станице Милютинской торжества пройдут 15 июня, там будет открыта мемориальная доска. Для участия в них выезжает делегация новочеркасцев, ростовчан и москвичей.
— Для сотрудников музея, носящего имя Грекова, этот день особенный вдвойне. Как готовились к этой дате? Что увидит ваш посетитель?
— Творчество Митрофана Борисовича мы постарались показать в ином плане, отошли от принятых штампов и стандартов. Грекова представляли все это время слишком традиционно – баталист и певец Первой конной армии. На самом же деле, как художник, он недостаточно изучен. Это подтверждает и моя поездка в краеведческий музей города Ростова. Выставка, которая здесь оформлена к юбилею, называется «Неизвестный Греков». Фигура Грекова представляется там, как личность неоднозначная. С выставки уходишь именно с таким ощущением. Ты словно побывал рядом с художником, окунулся в атмосферу, в которой он жил и творил.
Есть картины, свидетельствующие, что Митрофан Борисович фиксировал такие моменты гражданской войны, что даже представить трудно, что в то время можно было их фиксировать. На мой взгляд, Шолохов и Греков – две самые колоритные фигуры на Дону, две сильные личности, творчество одного и другого художника в каких-то моментах переплетаются. И даже в психологическом плане судьбы у них похожи: рождение, начало творческой биографии. Как они могли в то непростое время писать — один — картины, другой – романы — на такие сложные темы и не подвергаться явному гонению. Не каждому такое под силу.
— Взаимоотношения с властью – очень непростой вопрос для любого художника….
— Да. Но как бы он ни был решен художником, это не умаляет его таланта и достоинств. Думаю, Ворошилов и Буденный очень помогали Грекову, прежде всего потому, что чувствовали мощь его таланта, силу его духа, за что и уважали. Митрофан Борисович был потрясающим баталистом, писал очень сильные картины, не зря же выставлялся в центральных музеях Москвы. Поддержка Ворошилова и Буденного была очень кстати, ибо нападок он перенес много, в том числе и от собратьев по творческому цеху. Колоссальное давление! Настоящему таланту ведь всегда завидуют! Кто обычно организует травли – сырые и бездарные люди! Оценивая Грекова, необходимо учитывать исторический момент. В то время в искусстве было совершенно иное направление: молодое государство, новая идеология, засилие влияния формалистического искусства на пролеткульт. На этом фоне Греков ярко выделялся, как мастер старой и реалистической школы живописи, который не сворачивал со своего пути. Причина для критики таким образом была найдена, старались принизить его талант и значение всеми возможными средствами. Но в вопросах профессиональной совести Греков оставался принципиальным до конца.
Особенно хочется подчеркнуть, что классическое академическое образование в России сохранилось и по сей день, как сохранены и классические художественные традиции, за которые Грекову пришлось много бороться. Но особенно ценно то, что Греков сохранен как художник, как личность. Для нашего поколения он является прекрасным образцом, на котором можно учиться примерам высокого мастерства, как писать и что писать! Сейчас на Западе преобладает формалистическое искусство, реализовать себя в нем гораздо проще, не обязательно иметь талант или долго учиться.
Чтобы писать такие реалистические картины, как Греков, нужно, кроме образования, иметь колоссальнейший талант, колоссальнейшее трудолюбие, нужно пройти настоящую школу живописи. Заслуга Митрофана Борисовича, и в том, что он донес до нас историческую правду гражданской войны, и в том, что мы можем изучать тот исторический период, который знаем мало, знаем поверхностно. Он же — летописец, неотъемлемая часть страны. — Увидит ли новочеркасская публика незнакомого Грекова, о котором стали говорить только в последние годы?
— Постараемся, это сделать, хотя фонды нашего музея ограничены. Как известно, Антонина Леонидовна Грекова завещала значительную часть наследия Ростовскому краеведческому музею. Именно там Греков действительно предстает незнакомым, которого хочется познать, звучит он очень сильно. К сожалению, передвижная выставка, о которой говорили в прошлом году во время приезда Александра Александровича Грекова, не получается по разным причинам от нас не зависящим.
Кого ожидают на юбилей?
— Приедут гости из Ростова, Москвы — художники-баталисты из Грековской студии -Жульев, Севастьянов, Антонов и племянница Антонины Леонидовны Грековой. Канадские Грековы не ожидаются в этом году, не сложились обстоятельства. Не все складывается так, как бы нам хотелось, и все же, несмотря на это, мы верим, что грековские дни пройдут замечательно. Ведь этот год – год двойного юбилея. Мы отмечаем не только 120-летие со дня рождения Митрофана Борисовича, но 45-летие со дня открытия музея!
Может быть, я скажу высокопарно, но искусство Митрофана Борисовича – это жемчужина в короне российского искусства. И новочеркасцы должны это осознавать и гордиться!