Сегодня: 20 апреля 5475, Вторник

(часть 1)(часть 2)

Церковь Святой Троицы.

Церковь Святой Троицы   Согласно плана застройки г. Новочеркасска, разработанному военным инженером генерал-лейтенантом Ф. Деволаном, в северной части города «на Московском из Новочеркасска выезде» при пересечении улиц Московской, Санкт-Петербургского проспекта (ныне спуск Герцена), Ермаковского и Баклановского проспектов должна была образоваться площадь с одноименной церковью. Так как у казаков в то время не хватало средств на постройку каменной Троицкой церкви, то они решили поставить «временную деревянную церковь». Выбирая торговую технику для бутика обязательно купите маркировочное оборудование для крепления бирок на одежду. 27 мая 1809г. войсковое войсковое начальство запросило разрешение у Воронежского Епископа Арсения (до 1829 г. донские казаки не имели самостоятельной епархии и входили в Воронежскую епархию)на построение в Новочеркасске двух молитвенных домов и о выдаче для них антиминсов.27 августа этого же года священником о. Рубашкиным, в присутствии казачьего генералитета, членов Войсковой Канцелярии и множества народа были освящены места под новостроящиеся храмы в Новочеркасске: Александровский, Троицкий и Дмитриевский (на кладбище). 16 июля 1810 г. Троицкий молитвенный дом был построен, а 18 сентября — освящен священником о. Долотиным. Быстрота строительства указывала на то, что такие временные молитвенные дома строились деревянными (несмотря на запрет Святейшего Синода от 1800г. в связи с частыми пожарами строить деревянные церкви) небольшими и вскоре оказывались «малопоместительными».По «Летописи Новочеркасской Троицкой церкви», составленной, но не оконченной священником Иоанном Артинским, первый деревянный «молитвенный дом», построенный и освященный еще в 1810 году был храм «с такою же колокольнею, поставленный не на фундаменте, но просто на бревенчатых стульях (выделено нами -Е.К.), обшитых шелевкой также, как и самыя стены, покрытый тесом, окрашенный в зеленый цвет, окруженный деревянною решетчатою, окрашенную в эту же краску, оградою». Снаружи Троицкий молитвенный дом «был обелен». Три главы молитвенного дома были «вызолочены червонным золотом», а купол был звездами». Внутри же Троицкий деревянный храм был задрапирован холстом, покрашенным «синеватою краскою». Алтарь в Троицком молитвенном доме был один. Он отделялся от храма «холстяным иконостасом, расписанным масляными красками». Царские врата устроили также из холста. Плащаница имелась «малиноваго бархату, вышитая золотом». Икон в Троицком храме насчитывалось немного. Колоколов в то время было шесть. Самый большой весил 1152 кг. (72 пуда), а самый меньший — 16 кг. (1 пуд). Так как Троицкий молитвенный храм оказался вскоре тесным, то в 1823 г. его прихожанка — помещица, жена генерал-майора Екатерина Грекова возбудила ходатайство перед Епископом Воронежским и Черкасским Епифанием о дозволении ей на собственные средства расширить деревянную Троицкую церковь устройством двух новых деревянных приделов в честь Успения Божией Матери и св. великомученицы Екатерины. Но ей отказали на том основании, что церкви строить деревянными Высочайше запрещено и предложили построить каменную. В 1830 г. от ветхости обрушилась церковная ограда. Ветшали дерево и холсты. Церковь быстро приходила в негодность. Поэтому в 1837 г. правление станицы Средней получило разрешение от Войскового Правления на ремонт Троицкого храма на церковные суммы «не касаясь свечной операции», т.е. исключая средства, полученные от продажи свечей. Двумя годами раньше ( т.е. в 1835 г.) уже начались хлопоты и ходатайства о замене временного деревянного Троицкого молитвенного дома каменной церковью. Стали поступать пожертвования. В 1840году этому же станичному правлению было разрешено построить две «камплицы» (часовенки) для сбора пожертвований на новую каменную церковь и : только .В 1842 г. правление станицы Средней возбудило ходатайство перед Афанасием, Архиепископом Новочеркасским и Георгиевским о разрешении постройки двухэтажного каменного здания для Троицкой церкви, мотивируя свое обращение малопоместительностью и ветхостью храма. Разрешение такое дали и войсковой архитектор Седов выполнил проект каменного Троицкого храма, который был Высочайше утвержден 25 января 1845года. Но Главное управление путей сообщения и публичных зданий, в компетенции которого было строительство таких зданий, отвергло проект Седова и прислало в Новочеркасск свой проект. Станичное правление признало этот проект из Петербурга «весьма малым и недостаточным для помещения прихожан, коих числится свыше 5 тыс. человек», не считая пригородных хуторян, причисленных к Троицкой церкви. К тому же правление станицы Средней беспокоилось о том, чтобы новый Троицкий храм явился украшением городу «в соответствие соборному строению», т.е. строящемуся невдалеке каменному Вознесенскому собору. В связи с этим станичное правление отдает разработку проекта нового каменного Троицкого храма казачьему архитектору Фомину. Он предложил проект пятиглавого храма в нововизантийском стиле с хорами «для удобнейшаго размещения молящихся», общей площадью 1949 квадратных аршин (т.е. 1386 кв. м.). 2 августа 1845 года ходатайство станицы Средней вместе с проектами архитектора Фомина было Высочайше утверждено. Но поскольку проект Фомина стал своеобразным противовесом «министерскому» проекту, то казаки отдали решение этого вопроса Военному министру, в ведомстве которого они находились. Он одобрил новый проект и 24 июня 1850 года, как видно из рапорта ключаря собора священника Василия Смирнова, «положено основание вновь созидаемого каменным зданием храма во имя Св. Живоначальныя Троицы по чиноположению церковному, в присутствии г. наказного атамана В.Д. ( Войска Донского — Е.К.) генерал-лейтенанта Михаила Григ. Хомутова с его супругою, начальника штаба» и т.д. («Донская Церковная Старина», вып.1V, 1915 г., стр.66) Попечителем по постройке храма от духовного ведомства был определен по желанию казаков священник Троицкой церкви Иаков Соловьев. Постройка же каменного здания Троицкой церкви с подрядных торгов сдана государственному крестьянину Владимирской губернии Стефану Богатову за 32 тыс. руб. серебром на всем его материале, за исключением иконостаса. Надзор за строительством храма поручили Войсковому архитектору подполковнику Якову Седову. Для постройки Троицкого каменного храма заготовили 7 млн. штук кирпича, 1600 четвертей извести, а также камень из соседнего Большого Лога. К 16 августа 1852 г. строительство Троицкой церкви вчерне окончили. Началась внутренняя штукатурка стен, деревянные работы и т.д. Исследование лопнувшей 14 августа 1852 г. «железной связи» показало, что общая прочность стен от этого не нарушена. Оставалось соорудить соответствующий храму иконостас. Войсковой Наказной Атаман М.Г. Хомутов взял на себя труд заказать иконостас для главного алтаря с написанием икон Императорской Академии Художеств. Два других иконостаса в приделах церкви были заказаны и исполнены в Новочеркасске под наблюдением архитектора И.О. Вальпреда. Иконы для этих иконостасов писали местные живописцы Ардалион Золотарев и Михаил Гольмов. 24 июля 1856 г. кафедральный протоиерей Василий Смирнов, с благословения Его Высокопреосвященства, освятил южный придел в честь Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня. .Священниками Троицкой церкви в это время служили Василий Пашутин и Василий Слюсарев. В мае 1859 г. окончили устройство главного придела. 30 мая 1859 г. в присутствии Атамана М.Г. Хомутова в главном приделе был положен «антиминс по чиноположению церковному». В 1861 г. церковь расписана живописью старанием о. Иакова Соловьева. В этом же году под присмотром Войскового архитектора Авилова вокруг Троицкой церкви начата постройка железной ограды на каменном фундаменте с тремя дверями. Её строительство окончили только в 1872 г. В 1869 г. по ходатайству граждан Новочеркасской станицы и представителей Войскового начальства Управлением Иррегулярных войск разрешено устроить «каменную колокольню с трапезой » при Троицкой церкви. Постройка велась хозяйственным способом и в 1872 г. колокольню построили. Кроме этого за это же время удалось построить две паперти (внешний притвор, площадка перед внутренним притвором храма — Е.К.) с южной и северной сторон храма. В 1893 г. пристроены с северной и южной сторон храма приделы к боковым алтарям. А в 1896 г. с южной стороны к алтарю Кресто-Воздвиженского придела пристроено небольшое помещение для ризницы и архива, а с северной к алтарю в честь Покрова Божией Матери — пономарка. В 1909 г. к западным входным дверям в храм пристроен кирпичный тамбур. В 1915г. Троицкая церковь в Новочеркасске — это пятиглавая, каменная колокольней, трехпрестольная церковь. Каменная колокольня состояла из двух этажей. В каждом из них было по четыре окна. В них были выставлены изготовленные на железной основе изображения новозаветных событий и святых. Купол снаружи имел конусообразную форму с 8 окнами. Кресты на главах церкви стояли железные, но позолоченные. В Троицкий храм вели три двери. С западной стороны вход вел в квадратный притвор, где на правой стене висела, написанная на полотне икона Иоанна Златоуста, а на левой — такая же икона Михаила Архангела, записывающего входящих в храм. Трапезная Троицкой церкви имела в длину 12 метров и ширину 8,5 м. Её высота составляла 9,6 м. Покрашена была трапезная, как и вся Троицкая церковь, голубоватой масляной краской. На западной стене над «красными» воротами (дверями) висела большая картина «Нагорная проповедь», а на восточной — «Тайная вечеря». В трапезной имелось много драгоценных икон. Например, икона Божией Матери Одигитрии была вышита золотом и жемчугом. При входе в церковь по правую и левую стороны на высоте более 2-х метров распологались хоры (правые для певчих, а левые — для молящихся). Купол Троицкой церкви внутри имел высоту более 20 метров. На своде его был изображен Святой Дух в виде голубя, окруженный «тьмой ангелов». Купол поддерживали четыре кирпичных столба. На их верхней части были написаны иконы четырех Св. Евангелистов — Марка, Матфея, Луки и Иоанна. Из икон в Троицкой церкви обращали на себя внимание многие, но особенно у южных ворот гробик Пресвятой Богородицы, который соорудили из серебра, а изображение Богоматери было унизано жемчугом. Иконостас главного алтаря Троицкой церкви был 4-х ярусный, украшенный резными позолоченными колоннами, резьбой и т.д. Царские врата — серебряные (84 пробы), резной работы. Все иконы в иконостасе украшены серебряными ризами и находились под стеклом. Увенчан иконостас был деревянным крестом с изображением распятого Спасителя. Царские врата в приделах были также серебряные. Над иконостасами в приделах водружены деревянные кресты, а по их сторонам позолоченные чаши и скрижали (каменные доски с заповедями Бога Моисею на горе Синай — Е.К.) «в сиянии». Главный алтарь Троицкой церкви в Новочеркасске был полукруглый. В куполе его написана картина «Сошествие Св. Духа на апостолов». На левой стороне висела картина «Моление о чаше», а на южной — «Христос в багрянице». На горнем месте помещалась икона «Деисус» в большом позолоченном киоте. Направо висела написанная на полотне и вставленная в раму икона «Вознесение Христа», а налево — «Распятие Христа». Престол главного алтаря имел «бронзовую одежду». На восточной стене (в правом алтаре) внимание привлекала картина «Воздвижение Креста Господня», а в левом алтаре -«Покров Божией Матери». В целом Новочеркасская церковь Святой Троицы считалась «чрезвычайно богатой» различной утварью.

   Церковных домов для причта Троицкой церкви не было, как и закрепленной за храмом пахотной земли. Главным источником содержания причта являлся доход за исправление треб, т.е. удовлетворение различных религиозных потребностей прихожан священниками. С 1876 года определено жалование притчу Троицкой церкви из войсковых сумм в размере 1.271 руб., но оно, как правило, не выплачивалось. «Станицы то платили жалование, то нет». В 1897 г. при Троицкой церкви в прекрасном двухэтажном здании с фасадом на Санкт-Петербургский проспект (ныне спуск Герцена) открыта школа для девочек, а в одноэтажном с фасадом на Московскую улицу — церковно-приходская школа. Вскоре революционные веяния и гражданская война круто изменили ход исторического развития Дона и Новочеркасска. Советская власть объявила религию частным и к тому же вредным делом и повела линию на атеизацию населения. Этот процесс не обошел и Троицкую церковь. В начале заметно стало падать число прихожан. Затем резко ухудшающееся материальное положение храма привело его к нищенскому существованию и к закрытию в 1935 г. В музее истории Донского казачества имеется фотография иконостаса Троицкой церкви, на обороте которой написано: «Иконостас троцкой (именно так написано — Е.К.) церкви при закрытии в июне 1935 г.» В материалах ПТИ (Предприятие технической инвентаризации) в деле по Троицкой церкви указано в акте от 23 ноября 1932 г., что технические данные «Быв. Троицкой церкви» такие то. Сокращения типа «быв» и «б», что обозначает «бывший», «бывшая», встречаются во всех материалах данного акта. К тому же в документе указывается графа «внеклассовые помещения» и большие цифры кубатуры здания церкви. Что это обозначает — не расшифровывается и в документах по других церквям Новочеркасска не встречается. Возможно, помещение церкви временно было отдано какому-либо учебному заведению в качестве подсобных помещений. Интересен данный документ и указанием на то, что храм не был присоединен: ни к водопроводу, ни к канализации, ни к электросети. Технический осмотр храма, зафиксированный в документе от 20 января 1931г., указывает на то, что все строения Троицкой церкви находились в удовлетворительном состоянии. Здесь заметно какое-то противоречие. С одной стороны храм к 1932 г. считается бывшей церковью, а с другой стороны в июне 1935г. пишется на фотографии о закрытии церкви. Более чем три года разницы пока нами не могут быть убедительно объяснены. Судя по надписи, иконостас Троицкой церкви сфотографировали в июне 1935 г. Содержание фотографии подсказывает, что это фотоснимок не главного иконостаса (Троицкого) алтаря, который был 4-х ярусным, а одного из приделов, ибо на снимке он одноярусный. Так как на снимке просматриваются (хотя и не совсем четко) несколько икон Божией Матери, то можно предположить, что это Покровский придел. О том, что возможно церковь закрыли в 1935 г., свидетельствует и надпись еще на одной фотографии: «Иконостас Старообрядческой церкви при закрытии в июне 1935г.» Более того, есть косвенные данные о закрытии именно летом 1935 г. еще одной церкви в Новочеркасске — Никольской. Поэтому можно предположить, что массовая компания по закрытию православных храмов в Новочеркасске проводилась именно летом 1935г. У нас нет достоверных данных, когда здание Троицкой церкви разобрали (есть предположения, что перед самой войной, по одним данным в 1936 г., а по другим в 1938-1940 г.), но есть воспоминания жителей города о том, что здание церкви использовалось как пересыльный пункт для заключенных, особенно в период проведения коллективизации на Дону. Так, бывший летчик Новочеркасского авиасоединения А. Виноградов, прочитав в газете «Новочеркасские Ведомости» статью Кирсанова Е.И. «Троицкая церковь», писал в своих воспоминаниях: «Не забываются и суровые годы, когда Троицкая церковь стала помещением для заключенных органами ГПУ. Сюда сгоняли из ближайших станиц так называемых кулаков и подкулачников, одним словом, «врагов народа». Возвращаясь с ночных полетов на рассвете, мы нередко были свидетелями, когда арестованных толпами заключали в церковь». («Новочеркасские Ведомости», 1991 г., © 14). Более того, рассказывают страшные истории о том, как из не отапливаемого здания церкви в зимние вечера и ночи вывозили окоченевшие трупы. Возможно, позднее будут найдены более надежные источники, чем рассказы старожилов. Но пока так. Своими воспоминаниями подкрепляет эти же рассказы уроженец Новочеркасска писатель Г.П. Климов в своей книге «Крылья холопа». Он пишет: «Мой старший брат, как комсомолец, мобилизован на выполнение спецзадания. Им выдают винтовки. По ночам они стоят в качестве охраны у церкви, превращенной в пересыльную тюрьму. Не хватает тюрем, не хватает охраны. Вечерами в полутьме пригоняют партии раскулаченных — сотни оборванных крестьян и крестьянок. На руках у матерей закутанные в тряпки грудные дети. Многие еле передвигают ноги. С заряженными винтовками ходят они, мальчишки, вокруг церкви. Сами голодные, они охраняют голодных людей. Морозным утром открываются церковные врата. Классовых врагов в лохмотьях гонят дальше на Север. Несколько десятков трупов остаются лежать на холодном каменном полу. Для них проблемы ликвидации кулачества как класса уже разрешена. Они счастливчики. Других ожидают еще мучения и все равно ждет тот же конец». (Григорий Климов «Крылья холопа», изд. Россия, Нью-Йорк, 1972 г.,стр. 409) У Новочеркасской «Троицкой церкви» есть много схожего с судьбой храма Христа Спасителя в Москве. Московский храм был взорван в 1931г. На его месте позднее хотели поставить самое высокое в стране административное здание с огромной скульптурой В.И. Ленина на крыше, всю жизнь боровшегося с религией. Проект не удался, и на этом месте устроили водный бассейн. Бассейн тоже не удался. Его засыпали и на этом же месте сейчас восстановили прежний Храм Христа Спасителя. После взрыва (или разборки) Новочеркасской Троицкой церкви, на его месте после войны был установлен прямо на земле (т.е. без фундамента) чугунный литой фонтан, демонтированный перед этим на Соборной площади (пл. Ермака). Через несколько лет фонтан пришел в негодность. Его разобрали и выбросили, а на этом же месте построили первый вариант памятника руководителям Донского Совнаркома Ф. Подтелкову и М. Кривошлыкову в виде их барельефа на черном кубе и рядом стоящей высокой стелы. Первый вариант памятника не удовлетворил своими размерами и в 70-х годах был установлен более крупный гранитный памятник с высеченными из камня Подтелковым и Кривошлыковым, которые также боролись против религии. Сегодня — это место отдыха горожан и гостей города, а также праздничных митингов и встреч левых сил, хотя сама площадь уже утратила свое прежнее название — площадь Жертв Революции и вновь стала называться Троицкой. На одном месте история соединила Донскую церковь и Донских революционеров . До полного сходства биографий этих храмов не хватает только восстановления Троицкой церкви. Где, когда, кто и как решит эту проблему — это уже вопрос будущего.

 

Успенская единоверческая церковь.

   27 октября 1800 г. Император Павел 1 утвердил правила для «московских раскольников», которые явились новым шагом на пути примирения Русской Православной церкви и старообрядчества. По предложению графа Румянцева и старовера Никодима для уменьшения напряжения во взаимоотношениях православной и старообрядческой церквей Павлом 1 было разрешено совершение церковных обрядов «по старому», но в специально отведенных для этого православных храмах. Такое компромиссное течение получило название — единоверие. И это было действительно единоверие, ибо и православные и старообрядцы не только вышли из одного корня, но и верили в одного и того же Христа, хотя и по разным церковным традициям («по старому» и «по новому»). На Дону первая единоверческая церковь была открыта, по мнению церковного историка Н. Снесарева в 1842г., а по утверждению другого церковного историка А. Кириллова — в 1844г. Произошло это в станице Верхне-Каргальской. Единоверие приживалось в казачьем крае, где основная масса жителей были православными и около 200 тыс. чел. старообрядцами, медленно. В основном единоверческие храмы и приходы появлялись на Дону в конце Х1Х века. В это же время, а точнее в 1889г. открывается новоустроенная Успенская единоверческая церковь в Новочеркасске. Краткая история этой церкви такова. В 1872г. на Азовской площади (ныне Азовский рынок) была построена каменная двухъярусная церковь во имя Архистратига Михаила и всех бесплотных сил. До этого церковь в виде деревянной, перевезенной в Новочеркасск еще в феврале 1813г., стояла на Архангельской площади (ныне пл. Кирова.). Ее ветхое состояние и развитие старого Азовского рынка привели к мысли о переносе храма на новое место, но уже каменной постройкой. Поэтому в 1870г. на новом месте закладывается каменный Михайло-Архангельский храм и в 1872г. освящается. Прежняя деревянная Михайло-Архангельская церковь, стоящая на Архангельской площади, за ненадобностью несколько лет простояла без службы. И только в 1879г. по распоряжению Епархиального начальства она была «обращена в приходскую церковь для Новочеркасских и ближайших к городу единоверцев». Но так как деревянному зданию церкви было уже 66 лет только в Новочеркасске, а до этого оно много лет простояло в Черкасске, то церковь «пришла в совершенную ветхость» и стала угрожать жизни прихожан. В связи с этим Войсковой Наказной Атаман Н.А. Краснокутский отпустил из войскового капитала 5 тыс. руб. на ее перестройку. Но по разным причинам, в том числе и по малочисленности единоверческого прихода, храм не ремонтировался и не перестраивался несколько лет. Уже при другом Войсковом Наказном Атамане князе Н.И.Святополк- Мирском, осмотревшем древнее здание церкви на Архангельской площади 10 февраля 1885г., было дано задание Областному правлению немедленно квалифицированно осмотреть единоверческий храм и срочно придти на помощь его прихожанам. Атаман справедливо считал, что «единственная в Новочеркасске единоверческая церковь заслуживает справедливого покровительства и поддержки со стороны войска». 1 марта этого же года старая церковь была освидетельствована комиссией архитекторов (Кюнцель и др.) в присутствии единоверческого священника о. Иоанна Севастьянова. Комиссия пришла к заключению, что «вся осмотренная обветшалая постройка представляет вид не храма, а скорее развалины, угрожающей при первой сильной буре обрушением». Члены комиссии пришли также к общему мнению, что «поддержать здание в настоящем положении не представляется решительно никакой возможности» В связи с такими выводами комиссии возникло ряд насущных проблем. У церковного прихода имелось средств около 1 тыс. руб., так как прихожан в церкви было только «210 душ», да и всего «Новочеркасских раскольников», т.е. потенциальных единоверцев было 1.121 чел. Перестройка, т.е. постройка новой церкви оценивалась в 12 тыс. руб. или при большой экономии и работе самих единоверцев — 10 тыс. руб. Выход нашли опять же в компромиссном решении. Войсковая казна взяла на себя обязательство выделить 5 тыс. руб., а прихожане обязаны были собрать другие 5 или 7 тыс. руб. Войсковое правительство занялось перепиской с Главным управлением казачьих войск о разрешении или выделении этой суммы, а прихожане открыли при новом здании Михайло-Архангельской церкви «попечительство» для сбора недостающих средств. Председателем попечительства был избран о. Иоанн Севастьянов, членами — церковный староста П.А. Шлычков, торговый казак П.А. Леонов и казак Е.К.Макаров. 26 января 1886г. этот попечительский совет был утвержден Высокопреосвященным Митрофаном. 1 апреля 1886г. попечительский совет получил 5тыс. руб. Для обеспечения безопасности прихожан Архиепископ Донской и Новочеркасский Митрофан разрешил попечительству «устроить молитвенный дом на время и перенесть в него св. престол из старой церкви «.25 апреля этого же года Областной инженер-архитектор К.Ф. Кюнцель представил Высокопреосвященному Митрофану проект единоверческой церкви во имя Успения Божией Матери. Храм был «довольно поместительный». Он предполагал длину в 33 аршина (т.е.23,5м. ) и ширину в 21 аршин ( т.е.15м.). Внешний вид храма был привлекательным, особенно тем, что «все наружныя украшения в чисто- русском вкусе». Имея утвержденный проект храма, 5 тыс. руб. и решимость построить новую церковь, попечительский совет стал заготавливать материалы и готовится к торжественной закладке храма. Она была приурочена к знаменательному событию в Новочеркасске — приезду в город Высокопреосвященного Платона, Митрополита Киевского и Галицкого, который 10 лет служил на Донской кафедре в сане Архиепископа с 1867 по 1877г. («Пребывание Высокопреосвященнейшаго Платона, Митрополита Киевскаго и Галицкаго в Новочеркасске с 19-го мая по 23-е июня 1886г.», Новочеркасск 1886г., стр. 57-65). Во вторник, 17 июня 1886г. в 12 часов дня Высокопреосвященный Платон совершил торжественную закладку единоверческой церкви во имя Успения Божией Матери «на месте старой Михайло-Архангельской церкви». Торжественный акт происходил при участии «почти всего градского духовенства», Войскового начальства и «при огромном стечении народа». «Торжество это замечательно как своею особенностию — возникновением в областном городе перваго единоверческаго храма, так особенно тем, что закладку совершал Член Святейшаго Синода Высокопреосвященный Платон, Митрополит Киевский и Галицкий. Нужно было видеть искренний восторг почтенных стариков-единоверцев и их священника, отца Иоанна Севастьянова, удостоившихся высокой чести — совершения закладки их скромнаго сооружения рукою одного из высших иерархов русской церкви».(«Казачий вестник», © 49 от 19 июня 1986г.) Ровно в 11 часов из-за горы показалась в сопровождении почетного конвоя карета Высокопреосвященнейшего Платона. Из кареты почтенного служителя церкви, которому уже было 84 года, «приняли под руки генералы » А.Д. Мартынов (начальник Войскового штаба) и А.Ф. Поляков (помощник Наказного Атамана). Облачившись в полное святительское одеяние Владыка подошел к месту закладки и положил в основание созидаемого храма «четвероугольный камень с изсеченным на нем крестом и возлил на камень им же освященный елей…» Сопутствующий Владыке Киево-Печерский архидиакон Флавиан «звучным и приятным голосом» провозгласил многолетие Государю Императору и всему Царствующему Дому, Св. Синоду и его члену Высокопреосвященному Платону, а также священно-архимандриту Киево-Печерской лавры. Затем Высокопреосвященный Платон благословил всех присутствующих и обратился к ним с кратким поучением. Среди присутствующих :» :директор народных училищ Робуш, старший советник областного правления Миронов, много почетных лиц города и масса народа. В богослужении участвовало все высшее градское духовенство: кафедральный протоиерей, ректор и инспектор семинарии, местный благочинный, ключарь собора и друг. В основание храма заложена металлическая доска с следующею резною надписью: «Заложен св. храм сей в городе Новочеркасске для прихода единоверцев, во имя Успения Пресвятой Богородицы в 1886 году, июня 17 дня, в 6-е лето Царствования Благочестивейшаго Государя Императора Александра Александровича 111-го, с благословения Св.Синода, Высокопреосвященным Платоном, Митрополитом Киевским и Галицким при Высокопреосвященном Митрофане Архиепископе Донском и Новочеркасском; при Войсковом Наказном Атамане Войска Донскаго князе Николае Ивановиче Святополк-Мирском, Помощнике его Генерал-Майоре Алексее Федоровиче Полякове, Начальнике Штаба Свиты Его Величества Генерал-Майоре Андрее Дмитриевиче Мартынове; наблюдающим за постройкою сего храма состоит Областной войска Донскаго Инженер-Архитектор Карл Федорович Кюнцель. Созидается храм сей на средства Войска Донскаго и пожертвования прихожан».(«Казачий вестник», © 49 от 19 июня 1986г.) После богослужения обществом единоверцев была предложена Митрополиту, духовенству, войсковым властям и другим почетным лицам в углу церковной ограды хлеб-соль. Во время трапезы, которая проходила под специально устроенным навесом, были провозглашены тосты за здравие Государя Императора и членов Царствующего Дома, за славное войско Донское, его Атамана князя Н.И. Святополк-Мирского, достоуважаемого» Преосвященного Митрофана, Архиепископа Донского и Новочеркасского, строителей храма и т.д. В заключении Владыка пригласил всех присутствующих помочь новосозидаемому храму кто, чем может. После этого попечители и священник «едва успевали принимать деньги». Нам неизвестно как шло строительство единоверческой Успенской церкви. Намерения попечителей были еще в 1886г. «покончить постройку нынешнею же осенью, только внутреннюю штукатурку думают отложить до весны следующего года». Известно лишь то, что в 1889г. единоверческая церковь во имя Успения Божией Матери была освящена. Сколько и как она проработала после гражданской войны и установления советской власти в Новочеркасске нам тоже пока неизвестно. Но Успенская церковь попала в разряд тех церквей Новочеркасска, которые были не только закрыты, но и разобраны до основания. Сейчас на этом месте (площадь Кирова) пустырь. Нет даже приличного сквера и нормальной растительности. А некогда здесь бурлила духовная жизнь.

продолжение